Основные направления рационального использования ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:20, реферат

Краткое описание

Объектом представленного исследования являются: деятельность человека по использованию природных ресурсов, рациональное использование последних и деятельность по охране окружающей среды, а предметом - природная среда и её ресурсы.

Цель работы: исследование деятельности по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в нашей стране.

Содержание

Введение

. Сущность ресурсосбережения и охраны окружающей среды

.1 Понятие рационального использования природных ресурсов

.2 Цели и приоритеты по охране окружающей среды

.3 Законодательство по охране природы

. Основные направления рационального использования ресурсов

.1 Энергосбережение

.2 Охрана и рациональное использование водных ресурсов

.3 Охрана атмосферного воздуха

.4 Сохранение и развитие зеленых насаждений

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ресурсосбережение.docx

— 116.52 Кб (Скачать файл)

- Комиссия по аттестации  аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований и  спасателей на территории Оренбургской  области;

- Региональная рабочая  группа Окружной комиссии Приволжского  федерального округа в составе  Совета при Президенте Российской  Федерации по делам казачества;

- Рабочая группа по  подготовке документов, необходимых  для организации на территории  Оренбургской области государственного  природного заповедника "Шайтан-тау";

- Межведомственная рабочая  группа по подготовке предложений  по сохранению экосистемы бассейна  реки Урал; 

- Межведомственная рабочая  группа по регулированию режима  работы Ириклинского водохранилища;

- Рабочая группа для  разработки программы «Оздоровление  экологической обстановки Оренбургской  области в 2011-2015 гг.»;

- Рабочая группа по  разработке программы «Отходы»  на 2011-2016 годы;

- Рабочая группа по  разработке областной целевой  программы «Обеспечение населения  Оренбургской области питьевой  водой на период до 2020 года»;

- Межведомственная комиссия  по предотвращению незаконной  заготовки и оборота древесины;

- Комиссия по организации  и использованию лечебно-оздоровительных  местностей и курортов регионального  или местного значения;

- Комиссия Средневолжского территориального управления Росрыболовства по рассмотрению и подготовке заключения о соответствии законодательству РФ проекта перечня рыбопромысловых участков Оренбургской области;

- Средневолжский научно – промысловый совет рыбохозяйственного бассейна.

Предложения Управления Росприроднадзора по Оренбургской области по решению основных экологических проблем на территории Оренбуржья:

1) Состояние окружающей  среды Оренбуржья в настоящее  время требует срочной экологизации экономики, подготовки и реализации программ улучшения экологической обстановки, модернизации и технического перевооружения ряда крупных промышленных предприятий, в которых должны принимать участие собственники промышленных предприятий, органы государственной власти всех уровней, включая федеральный центр.

Для решения этих вопросов требуется перераспределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду, поступление которых в бюджеты различных уровней за последние три года составило 1 млрд. 199 млн. 200 тыс. руб. На законодательном уровне необходимо закрепить требование о сугубо целевом использовании финансовых средств на выполнение природоохранных мероприятий, поступающих в бюджеты всех уровней в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На законодательном уровне следует закрепить четкие требования об обязательном выполнении программ и планов природоохранных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов.

Кодекс РФ об административных правонарушениях следует дополнить статьей, предусматривающей ответственность юридических и должностных лиц за невыполнение программ и мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, вплоть до административного приостановления хозяйственной деятельности.

2) Необходимо ходатайствовать  перед Правительством РФ о  разработке федеральных целевых  программ, в которые необходимо  включить экологические проекты  Оренбургской области, которые позволили  бы решить цели и задачи, обозначенные  в «Плане действий Правительства  РФ до 2012 года» и «Стратегии  социально-экономического развития  Российской Федерации до 2020 года».

3) На государственном  уровне необходимо закрепить  требования о проведении недропользователем ликвидационных, рекультивационных работ с тем, чтобы экономически было невыгодно оставлять после себя источники негативного воздействия на окружающую среду. Требуется проведение политики, способствующей вовлечению отходов металлургических предприятий в продукцию для строительных и дорожных работ.

4) Для решения проблемы  с твердыми бытовыми отходами  на территории Оренбургской области  необходимо строительство мусороперерабатывающих  и мусоросортировочных заводов, с целью вторичного использования  отходов и сокращения объемов  неутилизируемых отходов, с одновременной ликвидацией несанкционированных свалок.

5) Для сохранения водных  экосистем, сокращения антропогенного  воздействия на водные объекты  и уменьшения объемов сбросов, загрязненных сточных вод, необходимо  в 11 городах и 24 районных центрах  Оренбургской области решить  вопросы реконструкции, модернизации  существующих биологических очистных  сооружений и строительства новых  комплексов, с внедрением наилучших  существующих технологий по очистке воды и обработке осадка, применением современных методов обеззараживания сточных вод.

Решение вышеуказанных вопросов включает:

- планирование и выполнение  мероприятий по строительству  и реконструкции локальных очистных  сооружений на промышленных предприятиях  Оренбургской области;

- формирование и обеспечение  реализации программ восстановления  водных объектов (включая малые  реки) в регионах с неблагоприятной  водохозяйственной и экологической  обстановкой, программ ликвидации  накопленного экологического вреда, основанных на применении современных  подходов и технологий;

- поэтапное снижение использования  воды питьевого качества на  производственные нужды;

- замену устаревших водоемких  производственных технологий на  водосберегающие;

- увеличение степени оснащенности  водозаборных сооружений системами  учета;

-экономическое стимулирование  сокращения удельного водопотребления, непроизводительных потерь воды.

6) Управление Росприроднадзора по Оренбургской области выступило с предложением создать при Губернаторе области консультативный орган, состоящий из представителей органов исполнительной власти Оренбургской области, территориальных органов федеральной исполнительной власти, правоохранительных органов для координации действий в сфере геологического контроля и охраны недр для подготовки предложений:

- по рекультивации земель - создание единой Постоянной  Комиссии по вопросам рекультивации  земель;

- по бесхозным скважинам  глубокого бурения (подготовка областной  целевой программы, для привлечения  бюджетных средств Федерации);

- по разработке и реализации  мероприятий по прекращению безлицензионной  добычи;

- по подготовке и реализации  областной целевой программы, направленной  на обеспечение сельских населенных  пунктов питьевой водой надлежащего  качества.

Экологические программы Оренбургской области и их реализация

В 2010 году в Оренбургской области действуют принятые областные целевые программы, направленные на улучшение состояния природной среды, охрану растительного и животного мира, повышения качества жизни населения области:

- «Оздоровление экологической  обстановки Оренбургской области  в 2005-2010 годах», государственный заказчик  – координатор Программы –  министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений  Оренбургской области.

- «Сохранение и регулирование  численности объектов животного  мира на  2008-2012 годы», государственный заказчик – координатор Программы – министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области;

- «О содержании воспроизводстве  лесов на территории Оренбургской  области на 2002-2010 годы», государственный  заказчик – координатор Программы  – министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности  Оренбургской области;

- «Обеспечение населения  Оренбургской области питьевой  водой в 2003-2010 годы», государственный  заказчик – координатор Программы  – министерство строительства, жилищно-коммунального  и дорожного хозяйства Оренбургской  области.

Реализация областных целевых программ в 2010 году представлена в Приложении 9. 

 

Экологическая безопасность в Оренбургской области

В концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10.01.2000 года № 24, и во многих действующих правовых актах одним из основных направлений определено обеспечение экологической безопасности.

Экологическая безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов экобезопасности (личности, населения, территорий) от угроз, создаваемых природными объектами, загрязненными при осуществлении антропогенной деятельности (в результате аварий, катастроф, хозяйственной, военно-оборонной и иной деятельности), а так же вследствие природных и стихийных бедствий.

В практической деятельности под экобезопасностью понимают состояние потенциального источника опасности, при котором (за счет применения комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического и иного характера) исключается или сводится к минимуму возможность его неблагоприятного воздействия (загрязнения) на природные объекты, а через них - на жизненно важные интересы личности, населения, территорий. Состояние промышленно-хозяйствующих субъектов должно соответствовать экологическим требованиям, установленным Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления» и др., и направлено на исключение негативного воздействия этих объектов и видов деятельности на окружающую среду.

В целях формирования условий, обеспечивающих устойчивое развитие Оренбургской области в долгосрочной перспективе, Правительство Оренбургской области постановлением от 20.08.2010 г. № 551-п приняло Стратегию развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. Одной из важнейших задач развития региона Стратегия определила контроль над загрязнением окружающей среды в, улучшения качества природной среды и условий жизни населения области. Для достижения данной цели выделяются следующие приоритетные направления:

- поэтапное снижение уровня  негативного воздействия на окружающую  среду от промышленных источников;

- создание экологически  безопасной городской среды;

- расширение площадей  ООПТ;

- строительство мусороперерабатывающих  заводов, полигонов ТБО;

- развитие непрерывного  экологического образования;

В ближайшее время требуется разработать и утвердить Концепцию экологической безопасности Оренбургской области, подготовить проект Генеральной схемы экологической безопасного устойчивого территориального развития Оренбургской области до 2030 года.

Анализ контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Оренбургской области показывает, что основные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ее компоненты (недра, земля и почвы, атмосферный воздух, вода, растительный и животный мир) на территории Оренбургской области используются предприятиями многих отраслей экономики, а именно:

- топливно-энергетического  комплекса;

- горнодобывающей, горно-перерабатывающей  промышленности;

- черной и цветной металлургии;

- машиностроения;

- транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного ) и дорожного хозяйства.

За 2010 г. Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области организовано и проведено 249 проверок предприятий – природопользователей по направлениям контроля: «Вода», «Недра», «Земля», «ООПТ», «Атмосферный воздух», «Отходы». Контрольно-надзорные мероприятия проведены в отношении 106 хозяйствующих субъектов (56 – в плановом порядке, 50 – во внеплановом), на которых проверено 1469 объектов контроля и 400 разрешительных документов.

Управлением проводились, в основном, комплексные проверки. Это позволяет оценить влияние хозяйственной деятельности проверяемого субъекта на окружающую среду в комплексе, с учетом разных факторов воздействия.

За несоблюдение требований действующего законодательства РФ (выявлено 537 нарушений) хозяйствующим субъектам выдано 470 к исполнению предписаний, исполнено 367 в течение 2010 года, что составляет 78,1%.

Рассмотрено 513 материалов дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 365 правонарушителей.

За выявленные нарушения применены меры административного воздействия в виде штрафов на общую сумму 9096,6 тыс. руб., из них оплачено – 6405,25 тыс. руб.

Проведено 22 рейдовые проверки, по результатам которых 6 правонарушителей привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ.

Организовано 16 административных расследований по внеплановым проверкам, по результатам которых возбуждено 5 дел об административных правонарушениях обязательных требований законодательства РФ.

Одним из основных критериев экологической безопасности является нормирование природопользования.

В 2010 году в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области проводилась работа по доведению до сведений хозяйствующих субъектов сведений, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 400, постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Управление осуществляет разрешительную деятельность, администрирование платежей за негативное воздействие на окружающую среду с 30.09.2010 года.

Информация о работе Основные направления рационального использования ресурсов