Основы управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:45, лекция

Краткое описание

Понятия и виды управления природопользованием
Экологическая политика и правовые основы природопользования
Административное регулирование в сфере природопользования
Информационное обеспечение в природопользовании

Вложенные файлы: 1 файл

лекцияДокумент Microsoft Word (2).doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Основы  управления природопользованием

 

    1. Понятия и виды управления природопользованием
    2. Экологическая политика и правовые основы природопользования

      3.   Административное  регулирование в сфере природопользования

      4.   Информационное  обеспечение в природопользовании

1 Понятие и виды управления  природопользованием

 

Управление – совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости.

Управление природопользованием (УП) – организационная деятельность по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. Главная цель – поддержание и улучшение качества ОС.

Основные задачи УП:

    1. последовательное достижение определенного качества среды обитания на каждой территории
    2. восстановление и сохранение биосферного равновесия
    3. рациональное использование природных ресурсов (ПР)

Организация системы  УП включает:

      • формирование экологической политики
      • конкретизация целей и задач
      • выбор методов и выработка стратегий природопользования
      • создание информационного и нормативно-правового обеспечения УП
      • создание инфраструктуры для обеспечения управления в сфере природопользования

 

Функции УП и охраной  природной среды:

 

  • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;      
  • распоряжение природными ресурсами;
  • планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшается состояние окружающей среды;
  • экологическое нормирование;
  • экологическое лицензирование;
  • экологическая сертификация;
  • экологический аудит;
  • учет состояния и использования отдельных природных объектов, а также вредных воздействий;
  • экологический контроль и экологическая экспертиза;
  • экологическое воспитание и образование;
  • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды;

Управление природопользованием предполагает рациональное расходование

природных ресурсов и основано на планировании и прогнозировании  их  потребления.В природопользовании можно рассматривать два уровня управления:

1.управление природными системами:

        а)»жесткое»- сплошная вырубка лесов или освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники;

        б)»мягкое»- выборочная  вырубка и использование научно-обоснованных  агроприемов, способствующих самовосстановлению  лесных богатств и плодородия  почвы.

         «Жесткое»  управление дает быстрый и  высокий хозяйственный эффект  в виде роста объема продукции  или снижение затрат на ее  производство, но этот эффект кратковремен, так как в результате происходят резкие необратимые изменения  в природной среде , снижение ее продуктивности и загрязнение, приводит к экологическим, экономическим и социальным ущербам.

           2.управление  природопользователями:

          а)командно-административное;

          б)экономическое.

         Эти уровни  управления взаимосвязаны между собой. Первый основывается на изучении и использовании естественных законов, в частности, экологических и осуществляется через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические законы.                                         

 

2 Экологическая политика и правовые основы природопользования

Экологическая политика – это политика по отношению к окружающей природной среде (ОПР).

Появление этого термина свидетельствует  о необходимости рассматривать  экономические, социальные и экологические  задачи государства как единую систему.

В 1992 году Реймерс предложил 4 уровня политики:

    1. Международно – глобальная, заключается в проведении акции с учетом экологических ограничений в социально – экономическом развитие, мирового потенциала природных ресурсов и их глобального размещения;
    2. Региональная экополитика, охватывает интересы одного региона и предусматривает создание пограничных заповедников, сотрудничество стран по контролю за трансграничным переносом загрязнений по воде, воздуху, а также установление региональных квот за изъятие природных ресурсов.
    3. Национальная экополитика, предполагает принятие и реализацию социально – экономических решений и международных договоров, касающихся экологического состояния территорий.
    4. Локальная экоплитика, - аналог государства в границах малых территориальных образований

В настоящее время среди важнейших  механизмов реализации экологической  политики в РФ следует назвать  правовой, административный, информационный экономический.

Экологическое право- это отрасль  права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Оно является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Первый закон об охране ОС (эдикт) был написан в 1273 году в Лондоне, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ города. В России можно отметить ряд указов Петра Первого направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др.

В истории развития экологического законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологической  ситуации в отдельных регионах: бассейны рек Волги, Урала, Каспийское море, Байкал и др.

 В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу закреплены в Конституции РФ(1993).

Современная структура системы  экологического права сочетает правовое регулирование природопользования и экологической безопасностью.

 

                   Экологическое законодательство

              Общая часть

      Особенная часть

Закон РФ"Об охране ОС"  2002)  

Земельный кодекс(2001)

Закон"Об экологической экспертизе"(1995)

Лесной кодекс(1997)

Закон"Об особо охраняемых природных  территориях"(1995)

Водный кодекс(1995)

Закон    «О                 санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения»и др.(1999)

Закон «О недрах»(1992)

 

Закон «О животном  мире»(1995) и др.


 

Понятие «экологическое законодательство» включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ, и ее субъектов.

 Источниками экологического  права, образующие экологическое  законодательство, являются:

    • Конституция РФ;
    • законодательные акты;
    • акты Президента;
    • акты Правительства;
    • нормативные акты министерств и ведомств;
    • законы и нормативные акты субъектов;
    • нормативные договора;
    • нормативные акты СССР, действие которых продлено на территории РФ.

             Система государственных органов, осуществляющих комплексный контроль  за охраной окружающей среды в России, представлена на рисунке .


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

В настоящее время законом предусмотрены  специальные виды ответственности за экологические правонарушения:

    • дисциплинарная ответственность за экологические проступки, связанные с трудовой деятельностью должностных лиц (невыполнению  утвержденных мероприятий по ООС и рациональному использованию природных ресурсов, несоблюдению экологических нормативов)- в виде лишения премий, понижения в должности, увольнения;
    • материальная ответственность работников, виновных в причинении экологического вреда;
    • административная ответственность за экологические правонарушения применяется в отношении отдельных лиц и предприятий в случаях бесхозяйственного использования природных объектов, загрязнения природной среды и т.д.- предусматривает следующие виды взысканий: предупреждение, наложение штрафа, приостановка деятельности предприятий;
    • уголовная ответственность за экологические преступления: нарушение правил ООС при производстве работ, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, загрязнение вод, земли, уничтожение лесов - в виде лишения права занимать определенные должности, лишения свобод.

 

 

 

3.   Административное регулирование в сфере природопользования

 

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных  стандартах (ГОСТ).Стандарт (норма)- нормативно-технический  документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов,введенный в действие в 1977г. В настоящее время все большее значение имеют стандарты, связанные с управлением качеством ОС.

Нормирование качества ОПС представляет собой прежде всего деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий на ОС. Нормативы качества ОПС подразделяются на :

 

                                                  НОРМАТИВЫ

санитарно-гигиенические

экологические

вспомогательные

  • ПДК химических веществ
  • ПДУ физических воздействий 
  • ПДУ биологических воздействий
  • ПДУ радиации
  • ПДК химических веществ в продуктах
  • нормативы санитарно-защитных зон
  • нормативы выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС)
  • нормативы шума и вибрации
  • нормативы биологических загрязнений
  • нормативы радиации
  • нормативы
  • использования химических веществ в хозяйстве
  • строительные, градостроительные правила
  • экологические требования к продуктам
  • ПД нагрузки на ОПС
  • нормативные терминологии
  • организационные нормативы
  • правовые нормативы

 

Административное регулирование  охватывает ряд методов управления, среди которых следует выделить систему экологических стандартов, которые предусматривают установление единых и обязательных норм и требований.

 

                   Система экологических стандартов

    • Стандарт качества ОС  опирается на гигиенические нормы и использует понятия ПДК, ПДД содержания вредных веществ;
    • Стандарт воздействия на ОС определяется на основе ПДК и устанавливает ПДВ и ПДС;
    • Технологические стандарты устанавливают требования к технологиям, процессам, аппаратам, оборудованию;
    • Стандарты качества готовой продукции ;
    • Прямые запреты или ограничения представляют меру административного воздействия на виновника загрязнения. Они не регламентируются нормами и стандартами;
    • Экологические сертификаты – это документ на право осуществления экологически безопасной деятельности.
    • Разрешение и лицензии – могут носить разовый или многократный характер.

 

К административно-контрольным методам экологии и природопользования относят экологическую экспертизу и экологический контроль.

Правовой механизм управления природопользованием и ООС включат в себя важную форму  предупредительного контроля, как экологическую экспертизу. Различают государственную, ведомственную, научную и общественную экологические экспертизы.

Под государственной экологической экспертизой понимают предварительную проверку предоставленных материалов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом.

Задача экологической экспертизы: оценить соответствие намечаемой хозяйственной  деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Объектом являются проектные материалы, документация по созданию новой техники  и технологии, выпуск новых видов продукции, сырья, а также проекты стандартов и нормативов.

В соответствии с законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995г) она должна осуществляться на принципах обязательности её проведения, научной обоснованности и законности выводов независимости, широкой гласности и участия общественности.

Кроме государственной экспертизы существует также:

а) ведомственная – проводится по приказу соответствующего ведомства, её результаты сохраняют силу внутри соответствующего ведомства, если не противоречат выводам государственной экспертизы.

Информация о работе Основы управления природопользованием