Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет: теоретически обосновать суть экологического воспитания учащихся. Основными задачами работы будут следующие составляющие:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию
- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»
-определить наиболее эффективные методики и приёмы экологического воспитания
ВВЕДЕНИЕ
3
1
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
5
1.1
Роль и место экологии в современном обществе
5
1.2
Экологическое образование в настоящем и будущем
6
1.3
Состояние экологического образования в современных общеобразовательных школах Беларуси
8
2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
10
2.1
Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.
10
2.2
Возрастные особенности старших школьников в процессе учебной деятельности
12
2.3
Концепция красоты природы в экологическом образовании и воспитании
15
3
СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
16
3.1
Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия.
16
3.2
Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе
18
3.3
Формы и методы экологического овспитания
19
3.4
Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы.
22
ВЫВОДЫ
23
ЛИТЕРАТУРА
24
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Биологический факультет
Кафедра общей экологии и методики преподавания биологии
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
студентки 4 курса
Демидович О. О.
Научный руководитель:
ассистент кафедры
Минец М. Л.
Минск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ |
5 |
1.1 |
Роль и место экологии в современном обществе |
5 |
1.2 |
Экологическое образование в настоящем и будущем |
6 |
1.3 |
Состояние экологического образования
в современных |
8 |
2 |
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
10 |
2.1 |
Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация. |
10 |
2.2 |
Возрастные особенности |
12 |
2.3 |
Концепция красоты природы в экологическом образовании и воспитании |
15 |
3 |
СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ |
16 |
3.1 |
Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия. |
16 |
3.2 |
Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе |
18 |
3.3 |
Формы и методы экологического овспитания |
19 |
3.4 |
Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы. |
22 |
ВЫВОДЫ |
23 | |
ЛИТЕРАТУРА |
24 | |
ВВЕДЕНИЕ
Выбирая данную тему для написания курсовой работы, я не сомневалась в её актуальности. Проблема взаимосвязи человека с окружающей средой не нова. На сегодняшний день данная проблема приобрела огромные, если не угрожающие разрушением масштабы.
Спасти данную ситуацию можно
лишь тогда, когда человек
В условиях экологического
кризиса большое значение
Но в данной работе речь пойдёт о формировании экологического сознания и мышления именно у старших школьников общеобразовательной средней школы.
Развитие нравственного
Уже сегодня
Но и на сегодняшний день, на мой взгляд, система экологического воспитания не достаточно эффективна. Истоки этой проблемы кроются в том, что представление об экологической ситуации и её проблемах складываются весьма случайным образом: СМИ, обыденные впечатления и т.д.
Из-за неточности и разобщённости сведений человек не имеет возможности сформулировать и выработать определённую систему экологических знаний, которые необходимы для того, чтобы разумно и размеренно относиться к природе, без нанесения значительного урона. В данной проблеме задача школы – обеспечить системный, пошаговый характер экологического воспитания. Необходим самый широкий спектр методических и дидактических приёмов.
Но, на мой взгляд, всё вышеперечисленное будет иметь успех в том случае, если экологическое просвещение затонет ещё и эмоциональную сферу. Если научные факты и доводы произведут впечатление и взволнуют. Начинать экологическое впечатление необходимо как можно раньше. Но для достижения максимального эффекта необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Поэтому объектом данной работы будут
учащиеся старших классов
-Изучить психолого-
- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»
-определить наиболее
-обобщить полученный из
ГЛАВА 1
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность безоблачного существования жизни на Земле.
Современные экологические
проблемы имеют ярко
« Самая страшная из грозящих нам катастроф, - констатировал Ю. Шрейдер, - это не столько атомная, тепловая или тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая- уничтожение человеческого в человеке.
Будучи естественной наукой, экология описывает, что происходит. Совершенно очевидно и закономерно, что экологическое образование направлено на формирование у населения норм высоконравственного, ответственного отношения к природе. Оно рассматривается в наши дни как чрезвычайно актуальная социально-экономическая, психолго-педагогическая и гуманитарная задача.
Высокая значимость
Экологическая безграмотность-
одна из главнейших причин
экологического бедствия и
Экологическое образование прошло длинный путь в своём развитии от относительной неопределённости целеё и задач до всеобщего признания.
Предшественниками
С момента своего
Начало реального
В 1968 году ООН и ЮНЕСКО
провели первую международную
конференцию по проблемам
К наиболее значимым
Важнейшим документом Белградск
В 1980 году прошла Всесоюзная конференция « Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе». Особым вкладом дано конференции было обоснование экологического образования как нового направления в деятельности советских общеобразовательных школ.
Образование в области охраны окружающей среды ( Environmental Education), согласно ЮНЕСКО должно:
- рассматривать окружающую
- основываться на междисциплинарном подходе
- рассматривать экологические проблемы в глобальном масштабе, учитывая региональную и местную специфику.
- учитывать современные и возможные будущие экологические кризисы
в 1982 Генеральная асанблея ООН провозгласила Всемирную хартию природы. Было положено начало принципиально важному сдвигу в экологическом образовании, которое характеризуется переходом от философии антропоцентризма к философии экоцентризма. Принятие этого документа стимулировало разработку теоретических, этических и прикладных аспектов проблемы экологического образования в большинстве стран мира.
В 1987 году Конгресс ЮНЕСКО
разработал новые формы экологи
В начале 1990 годов в международном
общественном сознании заметно
усилилось понимание того, что
выход из нарастающего
В 1992 году в Рио- де- Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по вопросам окружающей среды. Эта конференция вновь подтвердила чрезвычайную значимость экологического образования как средства сохранения жизни на планете. Основной документ этой конференции «Повестка действий на 21 век». В нём отмечается, что экологическое образование как в школах, так и вне школ, совершенно необходимо для повышения интереса людей к экологическим и этическим вопросам современности.
Информация о работе Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников