Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет: теоретически обосновать суть экологического воспитания учащихся. Основными задачами работы будут следующие составляющие:
-Изучить психолого-педагогическую литературу по экологическому воспитанию
- раскрыть суть понятия «экологическое воспитание»
-определить наиболее эффективные методики и приёмы экологического воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
5
1.1
Роль и место экологии в современном обществе
5
1.2
Экологическое образование в настоящем и будущем
6
1.3
Состояние экологического образования в современных общеобразовательных школах Беларуси
8
2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
10
2.1
Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация.
10
2.2
Возрастные особенности старших школьников в процессе учебной деятельности
12
2.3
Концепция красоты природы в экологическом образовании и воспитании
15
3
СИСТЕМА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИИ В ШКОЛЕ
16
3.1
Принципы, цели, задачи экологического воспитания. Методы и условия.
16
3.2
Комплексный подход к экологическому образованию в средней школе
18
3.3
Формы и методы экологического овспитания
19
3.4
Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы.
22

ВЫВОДЫ
23

ЛИТЕРАТУРА
24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный  ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Организация  экологической тропы  силами школьников дает педагогам возможность  создавать различные жизненные  ситуации, решение которых требует  от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают старшеклассников  не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у школьников вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой  группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической  тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и  экологического воспитания. Знания, которые  учащиеся получают на тропе, тесно связаны  со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе  во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

  Экология не является лабораторной  наукой. Это наука, в которой  важнейшее место занимают наблюдения  и эксперименты в природе.                                              

    Исследовательская деятельность  – одна из самых эффективных  форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию старшеклассников. В ходе исследований происходит  непосредственное общение обучающихся  с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

  Выполнение различных исследовательских  проектов в природной обстановке  позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

 Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

 

Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Экологическое воспитание старших школьников средствами литературы и СМИ.

Сегодня в экологическом образовании главный акцент делается на естественно-научные дисциплины. И, к сожалению, совершенно упускается роль гуманитарных дисциплин. В их числе литература.  Именно она обладает наиболее благоприятными возможностями для формирования духовно-нравственного аспекта отношения личности к природе.

  Образное содержание и художественные  средства литературы позволяют  показать учащимся, что человек  воспринимает природу как мощный генератор, дарующий духовную энергетику.

 При изучении литературы  важно показать, что близость  к природе живёт и в поэзии  Гёте, Пушкина, в народном фольклоре.

Следует заметить, что рост технических  возможностей, к сожалению, до сих пор значительно опережает духовное развитие человечества.

Поэтому необходимо ориентировать  мышление подростков прежде всего  на экологические и этические  критерии, привлекая литературный материал. Ведь только литература, шедевры мировой классики смогут воздействовать на сознание человека и вызвать положительный отклик в душах подростков.

Утверждение нравственных принципов, проявляющихся в отношении личности к природе- самая главная задача экологического воспитания в изучении литературы.

 Такой подход выражает тенденцию гуманизации школьного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив большое количество научной  литературы по теме курсовой работы,  были сделаны основные выводы:

  1. С учётом современного состояния окружающей среды экологическое воспитание набирает популярность и становится приоритетным направлением в работе школы
  2. Экологическое воспитание специальный, целенаправленный, организованный, систематический, последовательный, планомерный, педагогический процесс сотрудничества педагога и ученика, направленный на психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку воспитанника как духовно богатого хозяина личных и общественно значимых природных богатств.
  3. Экологическое воспитание школьников, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
  4. очень важным фактом является и то, что педагог должен ненавязчиво и доходчиво аргументировать данные, уметь сливаться с коллективом и быть не просто учителем, но ещё и товарищем и соратником.

В ходе проделанной работы было выяснено, что наиболее актуальными и результативными  являются не просто уроки по охране природы, а различные формы игры, практическая деятельность, исследовательская  работа и научное наблюдение. Чем  разнообразнее процесс экологического воспитания, тем более результативным он будет. Следует помнить и то, что экологическое образование- это не только уроки химии и биологии. Важно не забывать и о роли гуманитарных предметов в столь важном и актуальном вопросе.

  Не нужно рассматривать экологическое  образование лишь как обязательный, в какой то мере даже формальный аспект воспитания в целом. Это неотъемлемая часть воспитания душевности, самосознания, самовоспитания. Единение с природой даёт человеку гармонию с внутренним миром, с окружающим и с другими людьми.

Благодаря проделанной работе я  очень многое почерпнула и запомнила  для себя. Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1)Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Сб. ст. / Нац. ин-т образования; Науч. ред. Катович Н.К. - Мн., 1999. - 143с.

 

2)Чубаро, Светлана Вильямовна. Формирование эмоционально-ценностного отношения младших подростков к природе (на материале внеклассной эколого-краеведческой работы): Автореф. дис... канд. пед. наук: (13.00.02) / Чубаро, Светлана Вильямовна; С.В.Чубаро; Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. - Мн., 2003. - 20с.

 

3)Экологическое воспитание  / сост. Н. С. Криволап. - Мн. : Красико-Принт, 2005. - 125 с.

 

4)Экологическое воспитание подростков во внеклассной работе: Методические рекомендации для студентов-практикантов / Витебский государственный университет; Составители: Конюшко В.С., Чубаро С.В. - Витебск, 1997. - 39с.

 

5)Экопедагогика: актуальность, проблемы и перспективы развития: Материалы обл. науч.-практ. конф, 26 нояб.2002г., Гродно :В 2 ч. Ч.1 / Гродн.обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и специалистов образования; Редкол.:В.В.Швед и др. - Гродно, 2002. - 111с.

 

6)Экопедагогика: актуальность, проблемы и перспективы развития: Материалы обл. науч.-практ. конф, 26 нояб.2002г., Гродно: В 2 ч. Ч.2 / Гродн.обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и специалистов образования; Редкол.: В.В.Швед и др. - Гродно, 2002. - 48с.

 

7)Бомба замедленного действия: Сб. материалов по экол. воспитанию школьников / Респ. обществ. об-ние обществознания; Авт.-сост.: Т.Криводубская, Н.Поречина; Под ред. А.Воронова. - Мн.: Тэхналогiя, 2001. - 48с.

 

8)Борисевич, Анжела Романовна. Экологическое воспитание: проблемы, перспективы, технологии : учеб.-метод. пособие / Борисевич, Анжела Романовна; А. Р. Борисевич, Т. Г. Каленникова ; Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Мн. : БГПУ, 2004. - 93 с.

 

9)Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Экол. занятия, сюжет.-ролевые игры, сцен. лит.-экол. праздников / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова и др. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 62с.

 

10)Гурина, Ирина Григорьевна. Динамика отношения к природе в подростковом и раннем юношеском возрасте :[текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : (19.00.13) / Гурина, Ирина Григорьевна; И. Г. Гурина ; Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. - Мн.: БГПУ, 2012. - 26 с.

 

11) Дорошко, Ольга Михайловна. Экологическая педагогика: Учеб. пособие для вузов / Дорошко, Ольга Михайловна; О.М.Дорошко; Гродн. гос. ун-т им. Я.Купалы. - Гродно, 2002. - 175с.

 

12)Николаева, Светлана Николаевна. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для вузов / Николаева, Светлана Николаевна; С.Н.Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336с.

 

13)Самерсова, Надежда Владимировна. Воспитание в процессе экологической деятельности : пособие для педагогов соц., кл. рук., воспитателей, специалистов системы внешк. воспитания и обучения / Самерсова, Надежда Владимировна; Н. В. Самерсова. - Мн. : Белорус. наука, 2005. - 231 с.

 

14)Формирование экологической культуры учителя: Метод. рекомендации по курсу "Педагогика и методика воспитательной работы" для студентов пед. специальностей / Гродн. гос. ун-т им. Я.Купалы; Сост. О.М.Дорошко. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 71с.

 

15)Ермаков, Дмитрий Сергеевич. Учимся решать экологические проблемы :[текст] : Метод. пособие для учителя / Ермаков, Дмитрий Сергеевич; Д.С.Ермаков, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина. - М.: Шк. Пресса, 2002. - 112с. - (Б-ка журн. "Биология в шк."; Вып.10). - Библиогр.: с.109.

 

16)Зайцев, Анатолий Владимирович. Формирование экологического мышления школьников через творческие и исследовательские проекты в области охраны окружающей среды: Автореф. дис...канд. пед. наук: (13.00.01) / Зайцев, Анатолий Владимирович; А.В.Зайцев; Саратов. гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. - Саратов, 2002. - 20с.

 

17)Молодова, Лидия Петровна. Беседы с детьми о нравственности и экологии: Пособие для учителей / Молодова, Лидия Петровна; Л.П.Молодова. - Мн.: Асар, 2002. - 240с

 

18)Формы и содержание внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся / Авт.-сост.: Петрова Н.А., Семенова Е.В. - Мозырь: Белый ветер, 2000. - 80с.

 

19)Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии: Методические рекомендации / Авторы-составители: Черняк Л.В. и др. - Минск: БГУ, 1999. - 208с.

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников