Природоохранное движение в России до и после перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Однако рост ради роста лишён смысла, Критерием прогресса должно стать качественное улучшение жизни людей, что немыслимо без налаживания разумных взаимоотношений Человека с Природой. А это станет реальностью лишь тогда, когда экологическая безопасность станет делом всех граждан планеты Земля. И, к счастью, всё больше и больше людей начинают осознавать это.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 57.14 Кб (Скачать файл)

По степени экологической  близости к ЮНЕП как центральному органу охраны окружающей среды стоит  еще одна организация ООН —  ЮНЕСКО.

Организация Объединенных Наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже. Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям:

а) руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Среди программ —  долгосрочная, межправительственная и  междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МÀБ), Международная  программа по образованию в области  окружающей среды, Международная гидрологическая  программа и т. д.;

б) учет и организация  охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;

в) оказание помощи развивающимся  и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г. Она занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой. ВОЗ осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества. В связи с этим ВОЗ изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В своей деятельности консолидируется с ЮНЕП, МÀГÀТЭ, ВМО и др.

Международное агентство по атомной энергии (МÀГÀТЭ) образовано в 1957г. для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. МÀГÀТЭ разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих ÀЭС, дает оценку воздействия атомных материалов на окружающую среду, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. Неподчинение отдельных государств этим требованиям, как показывает мировой опыт по решению Совета Безопасности ООН, может вызвать применение экономических санкций со стороны мирового сообщества.

Сельскохозяйственная  и продовольственная организация  Объединенных Наций (ФÀО) образована в 1945 г. Сфера ее деятельности — сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. В связи с этим она занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве: охраной и использованием земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана. ФÀО подготовила почвенную карту мира. Благодаря инициативе ФÀО принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. ФÀО участвует в разработке многих экологических программ, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г., действует в области морского судоходства и охраны морей от загрязнения; принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением морей нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды. В настоящее время ИМО является одной из представительных международных организаций, в рамках которой разрабатываются и согласовываются основные принципы международной политики по охране морской среды.

Всемирная метеорологическая  организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее задача: изучение и обобщение степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Работу системы координирует ЮНЕП. Наряду с ВМО в ГСМОС входят ВОЗ, ФÀО, ЮНЕСКО. Система ГСМОС имеет пять действующих программ: мониторинга состояния атмосферы; переноса загрязняющих веществ на большие расстояния; программы здоровья человека; Мирового океана; возобновляемых ресурсов суши.

Помимо названных ведущих  международных организаций природоохранительного  профиля, в мировом сообществе функционируют  многочисленные международные структуры, занимающиеся одной или несколькими  специальными экологическими проблемами. Например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) создан как часть ЮНЕП. Его задача — изучение и распространение информации о токсических химических веществах, включая инсектициды и гербициды, и их воздействии на человека и окружающую среду.

В базе данных МРПТХВ содержится информация о более чем 600 химических веществах, распространенных во всем мире. Это число продолжает расти.

Бюро ООН  по оказанию помощи на случай стихийных  бедствий (ЮНДРО) призвано мобилизовывать и координировать помощь по оказанию различными государствами и организациями странам, которых постигло стихийное бедствие. Бюро собирает и обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Природоохранное течение  в экологическом движении появилось  задолго до всех остальных его  разновидностей. Оно имело достаточно времени, чтобы создать собственную  уникальную идеологию, сформировать систему  ценностей и стабильную организационную  структуру. Определенное влияние на современное природоохранное движение оказали традиции аналогичных обществ  начала века. Значительным фактором, повлиявшим на его развитие, была и тоталитарная система

Природоохранное движение отдает приоритет не массовости, а профессионализму. Всякая деятельность, по мнению участников движения, должна быть основана на экологическом  знании. Открытой политической борьбе за власть представители движения предпочитают работу в исполнительных структурах (лозунг “У природы везде должны быть свои люди”).

В отличие от движения основного  течения, природоохранники ориентируются  только на самоценность природы. Главной  их целью является сохранение биологического разнообразия, а не борьба с техногенным  воздействием на окружающую среду. Природоохранники настороженно относятся к “охране  окружающей среды”, основанной на антропоцентризме.

Позиция природоохранников  заключается в отказе от антропоцентризма, утилитарного отношения к природе. Их этическая концепция, как и  деятельность, базируется на научном  знании.

Как уже говорилось выше, природоохранное движение занимается организацией охраняемых природных  территорий и борьбой за соблюдение их режима. Последнее время движение ищет и другие пути сохранения биологического разнообразия, например, через создание частных природных резерватов или  культурно-экологических комплексов.

 

 

Список литературы

  1. Акишин А.С. «Экологическая политика зарубежных стран и России»: учебное пособие - 2003г.
  2. Забелин С. И. «Природоохранное движение в России до и после перестройки» - 1998г.
  3. Иноземцев А.А. «Охрана природы России» - 1981г.

 


Информация о работе Природоохранное движение в России до и после перестройки