Проблема утилизации отходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:52, реферат

Краткое описание

Переработка и утилизация отходов является сложной и многофакторной экологической, технологической и экологической проблемой. Утилизация отходов – актуальная проблема для всех крупных городов. Например, в Париже и Санкт-Петербурге количество собираемых отходов составляет порядка 600 кг в год на одного жителя, в Москве превышает 1 тонну, в этих городах утилизация отходов является важнейшим фактором для их развития.

Содержание

Введение 2
Отходы потребления 3
Отходы производств 6
Законодательная база 11
Федеральное законодательство в области рециклинга и опыт субъектов Российской Федерации. 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждени3.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)
 

         Основным направлением удаления токсичных промышленных отходов, не нашедших применения в собственном производстве, является их термическое обезвреживание или физико-химическая нейтрализация. Утилизация токсичных промышленных отходов методом термического обезвреживания в 2001 году производилась на установках ЗАО «Гарант - Кусково», ФГУП «Салют», НПО «Техэнергохимпром», 000 НПП «Экосервис Прим» и др.  В общей сложности в 2001 г. обезврежено 12,6 тыс.т.  Однако мощностей для термического обезвреживания отходов в городе все еще явно недостаточно, дефицит только по жидким отходам производства оценивается приблизительно в 50 тыс.т. Особенно это касается необходимости утилизации токсичных кусковых отходов типа металлической тары от красок и лаков и др., что приводит к сокрытию этого вида в отчетности предприятий и размещению на полигонах в составе ТБО.

         Уже в течение нескольких лет в Москве успешно используется метод микробиологической переработки загрязненных нефтепродуктами осадков очистных сооружений моек автотранспорта и ливневой канализации. В 2001 году было принято и обезврежено 8295,87 т. По сравнению с 1999 г. показатель переработки осадков вырос на 21%. Продолжают функционировать производства по переработке отходов гальванических производств. Одним из новых направлений является использование гальванических отходов для производства антисептических, огнезащитных и тонирующих составов для обработки древесины. МГУП «Промотходы» создана передвижная установка обезвреживания циансодержащих растворов и электролитов на месте их образования, которая после проведения государственной экологической экспертизы будет использоваться для решения проблем города по указанным видам отходов. В 2001 г. было переработано около 700 т отходов не прошедших нейтрализацию по месту образования. Организована централизованная система сбора и переработки отработанных люминесцентных ламп от промышленного сектора и муниципального жилищного фонда в административных округах столицы. В систему включены также медицинские, детские дошкольные и образовательные учреждения города. Организованы места временного хранения отработанных люминесцентных ламп, оборудованные специальными контейнерами для сбора и перевозки, обеспечен оперативный вывоз   ламп   на   переработку.   Всего  в  2001 г. было принято к утилизации  2005 т.  ртутьсодержащих отходов.  Требует  организации  сбора 1000 т, которые приходятся в основном на коммерческий сектор (магазины, рынки, рестораны и т.д.). В 2000 г. Департаментом потребительского рынка и услуг, ЦНИИБЫТом и Ассоциацией предприятий химической чистки начала реализовываться программа по сбору и обезвреживанию шламов машин химической чистки. Собранные перхлорэтиленсодержащие шламы централизованным образом поступают на специальную установку на Рошальском химическом комбинате для отгонки перхлорэтилена, кондиционирования и возврата в производство. Учет образования и централизованный   сбор   способствовали   предотвращению    захоронения  
109,4  т отходов загрязненных перхлорэтиленом на полигонах ТБО в 2001 г.

         Остается не решенной проблема утилизации смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), которых в год образуется тоже более 2000 тыс. т, а перерабатывается не более 10%.

         МГУП "Промотходы" с 1998 года  начата переработка отходов кино - и фотопроизводств. В результате работы участка в 2001 г. было переработано 985 т, что втрое больше, чем в 1999 г. В составе этого производства функционирует участок приема и переработки электронного лома, мощность которого в перспективе будет наращиваться. На этом же участке принято решение осуществлять ликвидацию изъятой из оборота правоохранительными органами города "пиратской" аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей.

         Интенсивное развитие автомобильного транспорта выдвинуло в число актуальных и в перспективе все более острых для столицы проблему сбора и переработки отходов городского автотранспорта: изношенных автопокрышек, кузовного лома, свинцово-кислотных аккумуляторов, масляных фильтров и др. В целях решения проблемы в городе начала действовать программа «Аворециклинг». В период 2000-2001 г. Управлением транспорта и связи проведены инвестиционные конкурсы по отбору инвесторов - участников программы. В настоящее время при реализации программы «Авторециклинг» доля городского бюджета составляет менее 5% от коммерческого сектора. Приложение 2. Для сбора и переработки отработанных нефтепродуктов в Москве начался процесс создания сети пунктов замены и сбора отработанных автомобильных моторных масел. В 2001 г. начаты пуско-наладочные работы на заводе по переработке отработанных автомобильных масел и технических жидкостей на базе ЗАО «ПОМ-ТЭК», завершено изготовление оборудования завода по переработке отработанных масляных фильтров.

         В городе пока отсутствует система централизованного сбора отработанных аккумуляторных батарей и аккумуляторных электролитов. Функционируют несколько небольших фирм, которые собирают и передают на переработку незначительное количество автомобильных аккумуляторов. Большая     часть     собираемых     аккумуляторов     приходится     на   долю автотранспортных предприятий города. При объеме образования аккумуляторов в 19,6 тыс. т в городе подвергается сбору не более 18% и первичной переработке не более 8%. Частный сектор практически не охвачен сбором аккумуляторов, что в равной мере относится и к прочим автомобильным отходам. Например, собранная в городе авторезина в основном без разделки передается на Чеховский регенератный завод, куда в 2001 г. было направлено 9,38 тыс. т покрышек, что составляет немногим более 12% всего объема.

Законодательная база

         Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека; поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; использование новейших научно  -  технических достижений  в  целях реализации малоотходных и безотходных технологий; комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

  • обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;
  • осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством российской федерации и контроль  осуществлением такого регулирования;
  • проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;
  • обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования.

         Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89 (ред.10.01.2003 № 15-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

         Федеральный закон (10.01.2002) «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

         В Москве, как субъекте РФ,  уделяется большое внимание охране окружающей среды и обеспечения безопасной экологической обстановки. Среди принятых Правительством Москвы нормативных актов, направленных на решение задач охраны окружающей среды  можно отметить следующие:

  • Постановлением Правительства Москвы от 20.04.1999  № 353 (ред.11.04.2000) «О ходе строительства объектов санитарной очистки города» утверждается программа  реконструкции и строительства таких объектов до 2004 года и перечень объектов санитарной очистки.
  • В целях определения единой городской политики в развитии отрасли санитарной очистки и в соответствии с рекомендациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС ERUS 9803 «Поддержка Правительства Москвы в области теплоснабжения и управления твердыми бытовыми отходами») Постановлением Правительства Москвы от 18.06.2002 № 460-ПП «О повышении эффективности системы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов»  утверждены  «Основные направления развития санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы».
  • В целях развития и совершенствования системы контроля, учета и управления отходами производства, создания городской системы сбора и переработки отходов и вторичного сырья, Постановлением Правительства Москвы от 28.01.2003 № 34-ПП утверждены Мероприятия  по развитию городской системы сбора и переработки отходов производства и производственного потребления, содержащих вторичное сырье, на период 2003-2010 гг.
  • В рамках Комплексной экологической программы Москвы на период до 2005 года реализованы природоохранные мероприятия, позволившие решить ряд важных экологических проблем.
  • Построены мусороперегрузочные станции (Чертановская, Байкальская, Вагоноремонтная, по Сигнальному проезду), построены линии по переработке автопокрышек на Тушинском машиностроительном заводе и 149 механическом заводе. В городе число свалок общей площадью 280 га сократилось до 36 га (с 102 до 27 ед.).
  • Введены в эксплуатацию 16 автоматических постов контроля качества атмосферного воздуха.
  • Приняты Законы города Москвы от 21 октября 1998 года № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы», от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», от 5 мая 1999 года  
    № 17 "О защите зеленых насаждений".
  • Утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения проектов планировки производственных территорий г. Москвы, разработана электронная экологическая карта - схема города Москвы.

         Вместе с тем ряд ключевых направлений по улучшению экологической обстановки в городе требует дополнительных решений. Не создана единая система экологического мониторинга по всем компонентам природной среды. Острыми проблемами остаются загрязнение водных объектов, расположенных на территории Москвы, всё ещё высокая концентрация населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.

         В ходе выполнения строительных работ в городе Москве ежегодно образуется более полутора миллионов тонн отходов строительства и сноса, которые являются ценным вторичным сырьем и в соответствии с основными принципами государственной политики в области обращения с отходами, изложенными в Федеральном законе от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», должны подвергаться переработке, использованию и вовлечению в хозяйственный оборот.

         В целях обеспечения правовых условий для более полного использования отходов строительства и сноса в г. Москве и уменьшения их образования Постановлением Правительства Москвы от 25.06.2002 г. № 469-ПП (ред. от 28.01.2003 № 33-ПП)  «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве» вводится единый порядок обращения с данной категорией отходов в городе.

         Постановление Правительства Москвы от 28.11.2000 г № 945 (ред. 06.08.2002 № 624-ПП) «О мерах по повышению радиационной безопасности населения г. Москвы» направлено на  решение задачи обеспечения радиационной безопасности.

        К настоящему времени на территории Москвы расположены 20 предприятий, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 238 "Об утверждении перечня предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий" включены в перечень организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты. На территории города расположены 11 исследовательских ядерных реакторов, более 1000 организаций и предприятий Москвы используют около 150000 источников ионизирующего излучения, из которых 124000 имеют просроченный срок эксплуатации.

         Вместе с тем в решении этой проблемы наметились отрицательные тенденции: не проводятся работы по снятию исследовательских реакторов с эксплуатации (Российский научный центр "Курчатовский институт"), недостаточные объемы резервных емкостей для приема и длительного хранения радиоактивных отходов на промплощадке МосНПО "Радон" в Сергиево - Посадском районе Московской области, что может затруднить процесс удаления радиоактивных отходов из Москвы и Центрального региона Российской Федерации. Отсутствует система производственного радиационного контроля на предприятиях пищевой промышленности, строительной индустрии, предприятиях, перерабатывающих вторичное сырье и отходы производства. Неудовлетворительное финансирование радиационно-опасных работ, особенно из федерального бюджета, привело к систематическому нарушению исполнения федеральными органами Федерального закона от 03.04.96 № 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов". Это снижает уровень радиационной безопасности и технологий обезвреживания радиоактивных отходов. В целом радиационная обстановка в Москве может быть оценена как удовлетворительная.

Информация о работе Проблема утилизации отходов