Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:51, курсовая работа
Ведущая идея данной программы – показать детям, что рядом с человеком существует загадочный, многообразный мир природы, и способствовать развитию восприятия этого мира и формированию у детей эмоциональной мотивации к новым открытиям и знаниям. Необходимо, чтобы ребята осознано отказались от лозунга «Человек – царь природы» и поняли, что он лишь его малая частица.
Актуализация.
Введение в проблему с помощью вводной презентации учителя «Многообразие природных сообществ», выявление уровня заинтересованности темой, создание микрогрупп.
Подготовительный этап.
Знакомство с видовым составом школьной экологической тропы. Разработка заданий на каждом этапе прохождения тропы. Формирование рабочих групп. Составление плана работы. Формулирование вопросов исследования. Распределений исследований для каждой группы. Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.
Основной этап.
Это мероприятие можно провести виде в школьного праздника.
Сбор информации по выбранной теме в
каждой группе, самостоятельная работа
участников лагеря по групповым исследовательским,
творческим задачам. Систематизация материалов,
подготовка и оформление результатов
работы в электронном виде. Создание эскиза
презентаций для демонстрации результатов
исследований. Создание итоговых презентаций.
Заключительный этап.
Оформление результатов исследований. Представление итоговых проектов для обсуждения и оценивания экологических объектов в виде презентаций.
На теоретических занятиях рассмотреть вопросы:
Ботаника
Полевые работы: морфологическое описание растений, закладывание и описание геоботанических площадок на экологической тропе.
Лабораторные работы: приспособления растений к обитанию в различных биотопах – морфологические, анатомические, физиологические. Выявление редких и исчезающих растений нашей местности. Ядовитые растения.
Зоология
Полевые работы: наблюдение птиц в различных биотопах, описание энтомофауны участков экологической тропы; заполнение зоологических карточек.
Лабораторные работы: работа с определителями по определению позвоночных и беспозвоночных животных.
Гидробиология
Полевые работы: описание водоема-реки Муж, родника, определение доминирующих гидробионтов, заполнение гидробиологических карточек, проведение анализа воды по различным показателям, составление паспорта водоёма.
Лабораторные работы: биологическое описание рыб, водных беспозвоночных, растительный мир водоёмов, органолептический и химический анализ воды реки и родника.
Лесоводство и лесоведение.
Полевые работы: описание лесного биогеоценоза, определение таксационных показателей лесонасаждения, лекарственные растения леса.
Лабораторные работы: определение древесно-кустарниковых растений по побегам.
География.
Определение географического положения природных сообществ, составление почвенных разрезов.
Практическая работа: составление плана местности.
Создание экологической тропы.
Полевые работы: разбивка маршрута экологической тропы, оборудование стоянок. Описание объектов тропы.
Практические работы. Подготовка экскурсоводов.
Механизм реализации.
№п\п |
Мероприятия |
Результат |
Организационный день. Определение целей, задач, создание микрогрупп. Ознакомление с программой и техникой безопасности. Экскурсия на объекты природы. |
||
Теоретические занятия. Знакомство с определителями растений и животных, с методикой работы с ними. Практические занятия: определение видов растений и животных |
Развить практические навыки работы с определителями. | |
Теоретические занятия. Понятие «экологическая тропа». Практическая работа. Экскурсия на намеченные объекты экологической тропы. Разметка тропы. |
Составление картосхемы экологической тропы. | |
Практическая работа. Составление описания экологической тропы. Оборудование станций экотропы. |
Изготовление и установка аншлагов, табличек. | |
Теоретические занятия. Понятие о лесном биоценозе. Таксационные показатели леса. Практические работы. Определение высоты дерева, его диаметр, формулу древостоя. Изучение жизненных форм растений, представителей лесов нашей местности, составление флористического списка растений леса, охраняемые растения. Практическое занятие: работа с определителями, составление гербариев. Операция «Муравей». |
С помощью простейших приборов определить таксационные показатели. Провести огораживание муравейников на экологической тропе. | |
Теоретические занятия. Биоценоз луга. Закладка пробных площадок. Методика описания на пробной площадке растений и животных. Практические занятия. Геоботаническое описание на пробной площадке. |
Умение составлять геоботаническое описание экологического объекта на примере луга. | |
Теоретическое занятие. Биоценоз пресного водоёма-реки. Основные гидрологические и гидробиологические параметры водоёма-реки. Понятие о паспорте водоёма. Экскурсия на водоём, изучение растительного и животного мира водоёма. Составление паспорта водоёма. |
Составить паспорт водоёма | |
Теоретическое занятие. Агроценоз. Учебно-опытный участок. Поле с подсевом многолетних трав, картофельное поле. Экскурсия на УОУ. |
Выявить особенности агроценоза и сравнить с естественным природным сообществом. | |
Экскурсия на родник. Описание растительности возле родника. |
Обустройство территории. Операция «Чистый родник». | |
Экскурсия на вырубку в лесу- пример вторичной сукцессии.
|
Сравнение двух объектов леса и вырубки. | |
Почвенно-растительный покров |
Изучение морфологических признаков почв. Отбор проб. | |
Конкурсная программа на лучшего зоолога, ботаника, гидробиолога, лесовода. |
Выявление наиболее подготовленных учащихся. |
Спортивно – оздоровительная деятельность
На спортивно-оздоровительную
деятельность в лагере
- утренняя гимнастика. С утренней гимнастики должен начинаться каждый день в летнем лагере, благодаря чему у детей повышаются функциональные возможности организма. Утренняя гимнастика имеет большое значение: физические упражнения помогают детям сосредоточить внимание, активизировать функциональные системы организма, улучшить эмоциональное состояние.
Продолжительность гимнастики не менее 10 минут на спортивной площадке.
- Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты. Игры и эстафеты следует проводить, используя спортивную площадку. В играх и эстафетах принимают участие все дети.
- Массовые спортивно – оздоровительные мероприятия. 1раз в три дня проводить праздники Здоровья, Спартакиады лагеря, Дни рекордов и т.д.
Их надо проводить по облегченной форме, с тем, чтобы привлечь детей. Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора и места проведения.
При проведении физических
упражнений, подвижных и спортивных
игр следует придерживаться
Выполнение данных рекомендаций позволит существенно повысить качество работы по повышению двигательной активности детей в период их пребывания в школьном лагере, способствовать укреплению их здоровья и физическому развитию.
Досуговая деятельность
На игровую деятельность в лагере отводится один час до обеда или после обеда. Деятельность детей ведется на спортплощадке или в спортзале (в случае непогоды), кабинете биологии. Руководство игровой деятельностью осуществляют воспитатели.
Формы и методы работы:
1.Игровые программы.
2.Познавательно –
3.Экологические туры.
4.Спортивные турниры.
5.Викторины
6.Шоу – конкурсы.
7.Праздники.
8.Экскурсии.
9.Тематические дни
IV.Направление
Трудовая деятельность
Участие в работе по благоустройству территории « Школьный двор», работа на учебно-опытном участке - трудовой десант.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дни |
Учебно-исследовательская деятельность |
Трудовая деятельность |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Досуговая деятельность |
1-й день |
Открытие лагеря. Организационное мероприятие «Здравствуй, лето, это мы!» Принятие клятвы экологов. Анкетирование «Мое отношение к природе»
|
Операция «Комфорт» (Организация самообслуживания, дежурство по столовой и по кабинету биологии, уход за комнатными растениями). |
Утренняя зарядка, Подвижные игры на воздухе. |
Мероприятие, посвященное Международному Дню защиты детей. Конкурс рисунков на асфальте «Голубь мира» Организационные мероприятия: создание звеньев, название, девиз, выбор звеньевого; конкурс на выбор девиза лагеря. |
2-й день |
Теоретические занятия. Знакомство с определителями растений и животных, с методикой работы с ними. Практические занятия: определение видов растений и животных. Знакомство с мeтодиками полевых исследований. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Первая помощь при укусах клеща». Подвижные игры на воздухе. |
Зелёная аптека от Айболита, загадки о лекарственных растениях | |
3-й день |
Теоретические занятия. Понятие «экологическая тропа». Практическая работа. Составление описания экологической тропы. Экскурсия для ознакомления с природными сообществами экологической тропы, мест экологических нарушений. |
Утренняя гимнастика. Минутка здоровья «Мы и наше здоровье». Комический футбол. |
Проведение игры «В гостях у природы» Игра «Добрая дорога детства» (правила поведения человека в различных ситуациях) | |
4-й день |
Теоретические занятия. Знакомство с определителями растений и животных, с методикой работы с ними. |
Трудовой десант, уход за комнатными растениями, самообслуживание. Операция «Уют». Высадка цветов на клумбы |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». Подвижные игры на воздухе. Соревнования на лучшего шахматиста. |
День защиты окружающей среды. Мероприятие «Земля — наш дом родной». Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры». |
5-й день |
Теоретические занятия. Понятие о лесном биоценозе. Таксационные показатели леса. Практические работы. Определение высоты дерева, его диаметр, формулу древостоя. Представление леса «Лес – наш зелёный друг» |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Закаливание». Подвижные игры на воздухе. |
Подготовка к операции «Муравей» – изготовление плакатов, связанных с защитой муравейников от разорения. | |
6-й день |
Теоретическое занятие: изучение жизненных форм растений, представителей лесов нашей местности, составление флористического списка растений леса, охраняемые растения. Практическое занятие: работа с определителями, составление гербариев. |
Трудовой десант на УОУ (согласно плана работы на УОУ) |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья
«Как ухаживать за зубами». Подвижные
игры на воздухе. |
Операция «Муравей» Мероприятие «Я знаю правила дорожного движения» |
7-й |
1.Теоретическое занятие.
Знакомство с лугом как Правила поведения в природе. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног». Подвижные игры на воздухе. |
Игра «Удивительное рядом» | |
8-й день |
2. Экскурсия на луг по звеньям: описание лугового биоценоза, заполнение бланков, составление флористического списка. . Оформление результатов, заполнение общего бланка, внесение новых растение в альбом флористического списка Ознакомление с методикой гербаризацией растений. Наблюдение за растениями-часами, за цветущими растениями, |
Трудовой десант, уход за комнатными растениями, самообслуживание. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес». Народные игры Слободского края |
Биологический конкурс эрудитов «Природа вокруг нас» Конкурс рисунков «Мои любимые цветы», игра «Цветочный этикет», конкурс на лучший букет |
9-й день |
Теоретическое занятие. Биоценоз пресного водоёма-реки Муж. Основные гидрологические и гидробиологические параметры реки. Понятие о паспорте водоема. |
|
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Зелёная аптека». «Богатырские потешки» |
Игра «Старая сказка на новый лад». |
10-й день |
Экскурсия на водоём, изучение растительного и животного мира водоёма-реки Муж. Составление паспорта водоёма. |
Трудовой десант, работа на УОУ (согласно плана работы на УОУ) |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья
«Зелёная аптека». Подвижные игры на
воздухе |
Дискуссия: « Есть ли в природе вредные животные?». |
11-й день |
Экскурсия на водоем, исследование по биотическому индексу. Отбор воды для химического анализа. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Первая помощь при укусах насекомых». «Молодецкие забавы» |
Праздник «В стране царя Берендея» | |
12-й день |
Практическое занятие. Химический анализ воды, оформление результатов, заполнение общего бланка.
|
Трудовой десант, уход за комнатными растениями, самообслуживание. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Чистота — залог здоровья». Подвижные игры на воздухе. Соревнования по бадминтону. |
Праздник «Жизнь Голубой капельки» |
13-й день |
Экскурсия на вырубку в лесу- пример вторичной сукцессии.
|
Утренняя зарядка. Минутка здоровья
«Водные процедуры». Подвижные игры на
воздухе. |
Сбор природного материала для конкурса «Мастерская — очумелые ручки» Дискуссии: "Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?". | |
14-й день |
Экскурсия на поле-пример агроценоза - искусственного биогеоценоза. Сравнение растительного и животного мира поля и луга. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Солнечные ванны». Народные игры Вожегодского края |
Конкурс «Мастерская — очумелые ручки» | |
15-й день |
Экскурсия на учебно-опытный участок- пример искусственного биогеоценоза, его общая характеристика. |
Трудовой десант на УОУ |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Воздушные ванны». Подвижные игры на воздухе |
День экологии. Мероприятие «Весёлыми тропинками лета» |
16-й день |
Теоретическое и практическое занятие. Растения-биоиндикаторы почв на примере учебно-опытного участка, поля и луга. |
Трудовой десант, уход за комнатными растениями, самообслуживание. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Первая помощь при солнечном и тепловом ударе». Подвижные игры на воздухе. |
Конкурс рисунков «Мои любимые цветы», игра «Цветочный этикет», конкурс на лучший букет |
17-й день |
Экскурсия на заболоченные |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Растения, помогающие при недугах». Подвижные игры на воздухе. |
Наблюдение за насекомыми, беседа о роли насекомых на нашей планете, игра «Путешествие в мир насекомых» | |
18-й день |
Оформление результатов исследований. Экологическая акция «Чистота спасёт мир» |
Операция «Комфорт». |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Аллергия от растений». Подвижные игры на воздухе. Соревнования по футболу. |
Конкурс «Мы – Робинзоны» |
19-й день |
Конкурсная программа на лучшего зоолога, ботаника, гидробиолога, лесовода -экологический марафон. |
Утренняя зарядка. Минутка здоровья «Гигиена в доме». Подвижные игры на воздухе. |
Конкурсная программа на лучшего зоолога, ботаника, гидробиолога, лесовода -экологический марафон. | |
20-й день |
Линейка, посвященная закрытию лагеря. |
Трудовой десант, уход за комнатными растениями, самообслуживание. |
Утренняя зарядка. Подвижные игры на воздухе. |
Заключительный концерт. |
21-й день |
День памяти и скорби. Митинг у памятника погибших слобожан |
Утренняя зарядка. Подвижные игры на воздухе |
||
Ожидаемый результат: | ||||
Усвоение теоретических и практических знаний по экологии, основных методик исследования. |
Приобретение трудовых навыков, формирование ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки |
Пропаганда и формирование здорового образа жизни, улучшение физического состояния учащихся, укрепление физического здоровья |
Развитие творческих способностей учащихся, формирование экологической культуры. |
Механизм реализации программы.
Подготовительный этап (апрель-июнь)
В этот период проводится изучение литературы, сбор сведений об изучаемых природных объектах, ознакомление с методиками изучения данных природных сообществ, выбор необходимых методик. Составляется и утверждается план работы, программа лагеря.
Уточняется состав участников лагеря. На этом этапе школьники придумывают название, эмблему и девиз. Этап завершается открытием смены.
Основной этап (июнь)
Проведение лагеря. Осуществление исследовательской работы: изучение природных сообществ на экологической тропе в полевых условиях, отработка методик, сбор фото- и видеоматериалов, ведение полевых дневников, первичная камеральная обработка материалов, подготовка предварительных результатов работы для защиты школьной краеведческой конференции. Проведение природоохранной деятельности, практических экологических акций. Оздоровление детей. Организация игровой и трудовой деятельности.
Заключительный этап (июнь-сентябрь)
Задачи этапа:
В результате реализации программы лагеря ожидаются:
реализация задач обучения:
расширение объема знаний, полученных в школе;
овладение участниками лагеря методами проведения полевых исследований;
приобретение участниками лагеря основ учебно-исследовательской деятельности, навыков оформления исследовательской работы;
приобретение обучающимися опыта безопасной жизнедеятельности в природных условиях;
реализация задач развития:
совершенствование у участников лагеря навыков исследовательской и природоохранной деятельности в естественных природных условиях;
обогащение личного опыта участия детей в различных видах деятельности, в общении, в познании, развитие их самостоятельности и творческих проявлений;
реализация задач воспитания:
формирование умения подростков сотрудничать со сверстниками, представителями других поколений;
воспитание дисциплинированности;
Информация о работе Программа «Экологическая тропа» экологического лагеря «Юный эколог»