Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:29, реферат
Начальная школа - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, нужно использовать различные формы работы в этом направлении.
1. Введение………...………………………………………………………..3
2. Понятие экологического образования детей младшего школьного возраста……………………..……………………………………………………...4
3. Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе………………………………………………………..…………8
4. Организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников……………………………………………………………16
5. Заключение……………………………………………………………..19
6. Библиография…………………………………………………………..20
13) по характеру проведения: очные (непосредственные) и заочные (в мир библиотечных книг о природе), в том числе «виртуальные» - программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экспедиции;
14) по тематической направленности: локальные (в природное сообщество – «по общежитиям»), объектные («Едоки»), сезонные, систематические («Многообразие животных»), биологические («Растительноядные и хищные леса»), экологические («Влияние человека на природу») [3].
В современной науке выделяют разновидности учебной экскурсии по следующим признакам, основаниям (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, В.П. Герасимов, В.Ф. Гетьман, И.Д. Зверев, З.А. Клепинина и др.).
1. По отношению к учебному процессу, программам: общеобразовательные, учебные; программные (рекомендуются курсами), внепрограммные (выходят за рамки курсов); урочному времени: учебные и внеклассные ( экскурсии-походы, экспедиции, в том числе для учащихся 1-3 классов – игры – экспедиции).
2. По содержанию: тематические (однотемность / многотемность), комплексные (обзорные).
3. По объему задач: со строго намеченными вопросами, группой вопросов, программой в общих чертах (образовательное путешествие).
4. По длительности: от нескольких минут до нескольких дней.
5. По месту экскурсия в учебном процессе (по дидактической цели): вводные (с целью вызвать у детей интерес к изучению темы, желание проводить наблюдения; сопутствующие, текущие (организованные в процессе работы по теме, чтобы проверить старые и новые знания, знакомство с конкретными объектами и явлениями природы); заключительные, обобщающие (суммирующие материал по теме или ее части и предполагающие конкретизацию, систематизацию, обобщение пройденного, максимальную самостоятельную работу детей по поиску ранее обозначенных в классе явлений).
6. По дидактическим целям: познавательные, закрепляющие, дополняющие.
7. По месту проведения: в естественную природу (лес, луг, водоем, парк), искусственно созданные комплексы (музей, ботанический сад, зоопарк).
8. По методам проведения: иллюстративные, исследовательские.
При этом на основном этапе следует проводить четкую грань между такими формами познания мира, как экскурсия и прогулка в природу: первая имеет четко обозначенные образовательные задачи с широким спектром изучаемых объектов; важнейшее предназначение второй – релаксационное (как форма активного отдыха, непродолжительная по времени) с попутным сообщением минимального количества необходимых сведений (конкретно-объектный характер) и решением соответственно небольшого объема задач, что в целом обусловливает использование ими различных видов работы (1 – исследовательско-поисковая деятельность, 2 – игровая) [1].
Проблема формирования и развития познавательной деятельности у младших школьников во время экскурсий поднимались в работах Н.Г. Морозовой, Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, П.Ф. Каптерева.
Вместе с тем существуют общие требования к ведению любого типа экскурсия в рамках естествознания:
а) темы экскурсия должны быть четко связаны с программой и включены в годовой учебный план, чтобы заранее в начале учебного года наметить предварительные сроки и места их проведения; учет реальных возможностей учителя и учащихся, доступности природных объектов;
б) тема экскурсии должна быть тесно связана с материалом предыдущих уроков;
в) наличие четкого плана проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее проведении;
г) ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать;
д) материал экскурсий должен обязательно опираться на известные детям теоретические факты;
е) учитывая возраст экскурсантов, учителю необходимо вовремя заострять их внимание на нужном объекте;
ж) важно точно рассчитать время экскурсии во избежание перегруза детей;
з) обязательно закрепить материал экскурсии на последующих уроках.
Десять заповедей экскурсионного дела
1. Помни, что экскурсия – это не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию. Наметь ее тему и составь план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отрывайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можешь показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть на них, чтобы всем все было видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей обработкой материала.
Выделяют следующие приемы привлечения внимания детей: занимательная форма изложения материала на экскурсии; максимальное использование принципа наглядности; отражение в экскурсии жизненного значения сообщаемых знаний; четкое разъяснение темы и задач во вступительном слове; воздействие на мышление и чувства [1].
Экскурсия имеет четкую структуру, представляющую собой обязательную работу на трех этапах.
1. Подготовительный этап, предполагающий ведение работы по направлениям:
1) подготовка учителя: а) составление КТП экскурсионно-краеведческой работы на год с учетом своеобразия местных условий (акцент на постепенное усложнение материала экскурсий и выполняемых школьниками работ, установление между ними преемственности и взаимосвязи); б) определение темы, цели, конкретных задач предстоящей экскурсии; ориентировочный (заочный) выбор места проведения и конкретных объектов в соответствии с содержанием программы, разработка маршрута; в) при предварительном выходе на местность – прохождение маршрута, фиксирование основных объектов наблюдения и ориентировочных остановок – «станций», оборудование последних, введение ограничительных знаков, проверка длительности экскурсии в реальных условиях, предположение возможного материала для сбора; г) проектирование содержания экскурсии в целом, определение и формулирование учителем итоговых выводов, к которым должны прийти школьники после ее проведения; д) сбор и проверка необходимого оборудования, в том числе для географических экскурсий: план местности, термометр, компас, геологический молоток, лопата, рулетка, бечевка и др. Проведение экскурсии с детьми в любое сообщество требует обязательного наличия походной аптечки; е)подбор необходимого дидактического материала: загадок, стихотворений, пословиц, поговорок; ж) подготовка помощников в проведении экскурсии;
2) подготовка учащихся: а) предварительное ознакомление с правилами поведения на природе, на улицах города, в общественных учреждениях, по желанию – с системой условных знаков; б) накануне экскурсии – постановка педагогом цели работы, озвучивание ее темы, мста проведения, приблизительного маршрута, необходимого минимума оборудования для каждого.
2. Основной этап.
1) непосредственно перед экскурсией напоминание о ее цели и месте проведения, структуре; сообщение правил безопасного поведения на месте;
2) выход класса к месту наблюдения;
3) структура экскурсии: а) предварительное ориентирование на местности: определение времени и места, сезона, характеристика ландшафта; б) повторное озвучивание темы экскурсии, ее конкретизация, уточнение задач, определение основных заданий; в) стадия фронтального наблюдения, нацеленная на создание условий для целостного восприятия объекта, создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к его исследованию; г) стадия групповых наблюдений и анализа природных объектов и явлений, развертываемая как самостоятельная работа: класс предварительно делится на группы (3-4 человека), в каждой из которых назначается командир; беседа; каждая команда получает одно и то же задание; рекомендуется использовать алгоритмы работы в виде инструктивных карт; д) индивидуальная работа: в ходе экскурсии необходимо предоставить детям возможность провести самостоятельное наблюдение, зарисовку, сочинение, запись; ж) подведение итогов: выявление эмоционального состояния детей; припоминание цели, оценка результатом ее достижения, уяснение запоминающихся, отличительных моментов;
4) путь до школы.
3. Постэкскурсионный этап, предполагающий обязательное использование полученных на экскурсии знаний в последующей работе, в частности в виде: а) итоговой беседы на закрепление или отчета; б) выполнение рисунков, плакатов и последующей выставки; в) подбора фольклорного, занимательного материала; г) апеллирования к полученным сведениям; д) использование природного материала на уроках труда и во внеурочной работе, в том числе его описание, классификация, изготовление коллекций, наглядных пособий, применение в практической работе; е) составление справки-«досье» о пройденном маршруте; ж) проведения внеклассной работы, основанной на результатах и впечатлениях по проведенной экскурсии.
На современном этапе природно-социальные экскурсии все чаще стали приобретать экологическую и самостоятельно-поисковую направленность, т.е. проводиться в виде мини-исследований (А.А. Вахрушев) с мини-экспериментами[3].
Таким образом, на современном этапе экскурсия рассматривается как одна из форм исследовательской работы учащихся. Налицо ее динамика в виде конкретизации и введения новых разновидностей, в большей степени обусловленная не только расширением диапазона изучаемого материала, но и поиском эффективных вариантов традиционных методов ведения работы.
Организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников
Существуют различные формы организации экскурсии.
Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т.д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. им необходимо рассказать о растениях, формирующих облик сообщества и в значительной мере определяющих наличие в них тех или иных животных. Можно рассказать детям о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир [5].
Перед началом экскурсии учащихся, будь то в парк, в лес, на луг или водоем, необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе. Им можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера. Такая работа вызывает у школьников большой интерес, желание сделать что-то полезное, помогать воспитать бережное отношение к природе.
Можно провести очень полезные экскурсии по знакомству с городскими птицами. В парках и скверах города всегда можно найти неожиданных и интересных обитателей. Даже о птицах, которых дети каждый день встречают рядом с собой, на экскурсии можно узнать много нового. Во время экскурсии необходимо рассказать детям о пользе земляных червей, лягушек, жаб, многочисленных насекомых - стрекоз, шмелей, муравьев, кузнечиков. Найдя их, на экскурсии не следует предлагать их коллекционировать. Нужно приучать детей видеть и наблюдать красоту живой природы, а не засушенного, мертвого объекта [5].
Во время экскурсий в лес школьники знакомятся с ним как к естественным биоценозом, в пределах которого организмы находятся в тесной пищевой, пространственной, видовой и размерной зависимости. При внимательном наблюдении не составляет особого труда отыскать различного рода цепи пищевой зависимости, потому что в лесу имеется возможность познакомиться с различной растительностью и многочисленными его обитателями (птицами, мелкими зверьками, насекомыми, червяками). Экскурсия в лес, на луг, водоем, поле помогает увидеть и характер воздействия человека на природную среду, выявить их экологические последствия.
Исследовательская экскурсия. К такой экскурсии учитель разрабатывает задания для исследования. Он заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т.е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, этим группам предлагаются для изучения разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Используют также вариант проведения исследовательской работы без деления учащихся класса на группы, когда все дети выполняют одинаковые задания. Также возможен и смешанный вариант. Ход исследовательской работы может быть представлен в следующей схеме:
1. Учащимся или группам детей указывают объект или объекты для наблюдения.
2. До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали.
3. Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т.п.
Информация о работе Реферат по «Технологии начального естественнонаучного образования»