Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

Роль лесных экосистем в формировании и стабилизации окружающей среды достаточно известна. Лес способствует сохранению и накоплению воды, питанию подземных водоносных горизонтов, устойчивости речных стоков, снижению скорости движения приземных масс воздуха, очищению атмосферы от загрязнения и др. Лес производит фитосинтетическую продукцию, является средой обитания для микроорганизмов, животных и пр.

Содержание

Предисловие………………………………………………………………2
2.Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области ……………………………………………………………………….3
3.Экономико-правовые проблемы земельных отношений в регионе…… 10
4.Вопросы охраны вод и водоснабжения………………………………….14
5.Вопросы недропользования на региональном уровне…………………16
6.Проблемы обращения с отходами и направления их решения……….20

7.Заключение………………………………………………………………..27
8.Литература…………………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

МОНИТОРИНГ.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

Областная целевая программа  «Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение  водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы» реализуется не в полном объеме. В 2002 году было освоено 48032,7 тыс. рублей или 100 % от запланированного объема. В 2003 году программа не финансировалась, в 2004 из запланированных 69395,0 тыс. рублей было освоено 31212,0 тыс. рублей, т.е. около 45 % плана. В 2005 году программа профинансирована из средств инвестиционного фонда на 58%.

В рамках программы выполняются  мероприятия по обеспечению г.Москвы альтернативными, резервными, защищенными  источниками водоснабжения. К ним относятся строительство Восточной и Южной систем водоснабжения. В 2002 году были выполнены основные работы на сумму около 6 млн. рублей по окончанию строительства первой очереди Восточной системы водоснабжения, что позволило подвести дополнительно 50 тыс. куб. метров в сутки к городам Электросталь, Щёлково, Павловский Посад и Ногинск. В 2003 – 2004 годах работы не финансировались. Велись работы по строительству водозаборов в районе города Серпухова (Лужковский водозабор), относящихся к ЮВС. Отношения к этим строящимся объектам далеко неоднозначное. По существу, как это следует из проектов, их трудно отнести к резервным и защищенным источникам водоснабжения. Недостаточно  оценены экологические последствия  реализации этих мероприятий, что вызывает объективно оправданную негативную реакцию широкой общественности и Московской областной Думы. Да и эффективность этих проектов вызывает большое сомнение.

Существенным остается вопрос о рациональном использования  водных ресурсов, прежде всего экономии водопотребления. Изношенность водопроводных и теплопроводных коммуникаций приводит к значительным потерям воды, что в свою очередь негативно сказывается на среде обитания. Плата за утечки и потери воды перекладывается на население. Только в 2004 году расходы населения на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению составили соответственно 2,7 и 2,8 млрд. рублей. По примеру цивилизованных стран давно пора перейти на оплату этих услуг по фактическому водопотреблению и установить квартирные счетчики – водомеры. Для этого требуется нормативная правовая база. К сожалению, проектом нового Водного кодекса полномочия субъектов Российской Федерации в сфере охраны, рационального использования и воспроизводства водных объектов, за исключением обособленных, находящихся в собственности субъектов РФ, т.е. по существу, во всему комплексу водных отношений, ограничены. Российская Федерация как собственник водных объектов за исключением обособленных получает все полномочия по регулированию отношений в сфере водопользования, включая государственный контроль и надзор. Вопрос в возможности их реализации.

Все это не в коей мере  не означает, что орган государственной  власти и органы местного самоуправления субъектов РФ могут самоустраниться  от решения проблем питьевого  водоснабжения населения и насущных задач по охране и рациональному использованию водных объектов.

 

 

 

5. Вопросы недропользования на региональном уровне

 

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ ликвидировал принцип  «двух ключей» и ограничил  полномочия органов государственной  власти субъектов РФ в сфере недропользования регулированием отношений, связанных  с пользованием месторождений общераспространенных полезных ископаемых местного значения с целью разведки, разработки месторождений, строительства подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Из перечня полномочий органов местного самоуправления (статья 5 Закона «О недрах») могут быть выделены вопросы: развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых; приостановление работ, связанных с пользованием недрами в определенных законом случаях; контроль за использованием и охраной недр при пользовании участками недр с общераспространенными полезными ископаемыми. Однако, неопределенность правовых норм, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления, их различное толкование, непрописанность и необеспеченность реализации полномочий приводят за редким исключением к фактическому отстранению органов местного самоуправления от участия в решении вопросов недропользования.

Наряду с относительно крупными горнодобывающими предприятиями право на добычу общераспространенных полезных ископаемых получает множество организаций для удовлетворения текущих потребностей дорожного строительства и стройиндустрии.

После извлечения требуемых  объемов полезных ископаемых разработка выделенного участка недр прекращается, горная выработка бросается, а организация-разработчик уходит, не обременяя себя заботами о дальнейшей судьбе, как самого участка недр, так и горной выработки. После истечения срока действия выданной лицензии  во многих случаях не оформляется ее продление.

Значительная часть (около 40%) брошенных горных выработок (карьеров) используется в качестве несанкционированных свалок отходов производства и потребления.

Закон «О недрах» не только не поощряет добычу общераспространенных полезных ископаемых посредством многочисленных малообъемных выработок, но и устанавливает существенные ограничения их разработки. Так согласно статьи 18 Закона «О недрах» не предоставляется право на добычу общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. На основании данной нормы, а также нормы, изложенной в статье 8, органы местного самоуправления обладают полномочиями приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами (п.4 статьи 5 Закона «О недрах»). Следовательно, органы местного самоуправления, учитывая состояние окружающей среды и наличие отходов производства на подведомственной территории, пригодных для использования в качестве альтернативного сырья, могут не допустить разработку общераспространенных полезных ископаемых.

Анализируя нормы действующего законодательства можно прийти к  выводу, что ограничение разработки общераспространенных полезных ископаемых направлено на предотвращение освоения многочисленных локальных месторождений с небольшими объемами запасов.

В результате разработки локальных месторождений возникают  небольшие по площади и глубине  карьеры-выемки, разбросанные по территории субъекта РФ.  В ходе разработки и после ее завершения, особенно в случае не выполнения рекультивации, оказывается прямое и косвенное комплексное воздействие на все компоненты окружающей среды, вред от которого может превысить доходы от реализации добытого минерального сырья. Вот только этот вред в настоящее время не определяется и не учитывается при выборе вариантов обеспечения сырьевыми ресурсами. Брошенные карьеры представляют повышенный коммерческий интерес для организаций, осуществляющих в целях рекультивации земель, нарушенных горными работами, заполнение отходами выработанного пространства. Зачастую проекты рекультивации разрабатываются в интересах самих производителей работ, т.к. направление и технические условия рекультивации на предварительной стадии не согласовываются с органами власти и управления или иными собственниками земель

До настоящего времени  управление недропользованием в  основном сводится к выдаче разрешений (лицензий) на право пользования  недрами по заявкам заинтересованных лиц в целях разведки и/или добычи общераспространенных полезных ископаемых, рекультивации брошенных карьеров с использованием отходов для заполнения выработанного пространства.

Ныне действующая правовая база предопределяет необходимость радикального изменения системы управления государственным фондом недр на основе перехода от заявительного принципа права пользования участками недр к программному. Это означает, что перед органами исполнительной власти субъекта РФ, наделенного полномочиями по управлению государственным фондом недр в части разведки и разработки общераспространенных полезных ископаемых местного значения, строительства подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, стоят задачи:

  1. Во взаимодействии с территориальным органом управления государственным фондом недр Агентства по недропользованию МПР России составить  региональные балансы запасов и кадастры разрабатываемых и резервных месторождений, выделить общераспространенные полезные ископаемые, оценить их качество и запасы, возможность использования в качестве сырьевых ресурсов, возможность их селективной отработки и складирования в условиях принятой системы разработки;
  2. Оценить качество, возможность использования, запасы отвалов вскрышных пород и отходов горнообогатительных и иных  производств, представляющих интерес для использования в качестве альтернативных источников сырья;
  3. Во взаимодействии с территориальным органом федерального органа, исходя из государственных программ и прогнозов социально-экономического развития региона и муниципальных образований, разработать на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды государственные программы геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы региона, акцентируя внимание на формирование запасов общераспространенных полезных ископаемых;
  4. Разработать программу лицензирования пользования недр, исходя из программ изучения недр, доразведки перспективных участков и освоения принятых на баланс месторождений общераспространенных полезных ископаемых, выделенных по результатам геолого-экономической и стоимостной  оценки участков недр с учетом интересов государства.
  5. В соответствии с программой лицензирования подготовить пакет документов, необходимый для осуществления оформления лицензии и передачи в пользование участков недр месторождений общераспространенных полезных ископаемых местного значения, включающий: требования к лицензианту; условия пользования выделенным участком недр с учетом социально-экономических и экологических интересов населения территории; технические условия рекультивации земель, нарушенных горными работами; согласование перевода земель, необходимых для реализации прав пользования участком недр, из иных категорий в категорию земель промышленности; согласование с собственником земель отвода земельных участков.
  6. Организовать проведение аукционов (торгов) или конкурсов по подготовленным к лицензированию участкам недр, предусматривающих компенсацию затрат на подготовку сопровождающего лицензию пакета документов.

Предоставление в пользование участков недр на бесконкурсной основе или по заявкам следует рассматривать как исключение из общего порядка, обусловленное особыми обстоятельствами. К таким исключениям может быть отнесено приращение горных отводов к участкам недр, эксплуатируемым горными предприятиями, обладающими значительными основными фондами и сложившейся инфраструктурой, обремененными социальными обязательствами по содержанию непрофильных объектов. Также как исключение могут рассматриваться заявки пользователей недр, осуществляющих в соответствии с законодательством добычу общераспространенных полезных ископаемых на землях, принадлежащих им на праве собственности, и нуждающихся в увеличении глубины разработки.

Вопрос о предоставлении отработанных и брошенных карьеров для целей рекультивации в случае отсутствия документального подтверждения наличия в границах горного отвода остатков значимых объемов балансовых запасов общераспространенных полезных ископаемых не должен относится к компетенции органов управления недропользованием, а решаться иными органами власти и управления, собственниками земель, заинтересованными в восстановлении нарушенных земель и эффективном их использовании в заданных направлениях.

Ограничения полномочий субъектов  Российской Федерации в сфере недропользования должны быть  приеменены во благо. Используя более полно и комплексно минеральные ресурсы разрабатываемых месторождений, снижая потери полезных ископаемых, используя отходы горного и других производств в качестве альтернативных источников сырья, уменьшая нарушения земной поверхности и залечивая уже нанесенные «раны» можно не на словах, а на деле улучшать среду обитания, охранять и рационально использовать природные ресурсы, развивать экономику регионов, повышая благосостояние населения.      Для этого следует изменить систему управления, вынудить ее работать в интересах общества и государства.

 

6. Проблемы обращения с отходами и направления их решения

 

По представленным официальным  данным, требующим уточнения, в Московской области ежегодно образуется  около 28 млн. тонн промышленных отходов (включая осадки сточных вод и строительные отходы), около 4 млн. тонн ТБО, 2 млн.тонн сельскохозяйственных отходов.

На территории города Москвы образуется более 22 млн.тонн отходов, в том числе: 1,8 млн.тонн производственных отходов,   5 млн.тонн ТБО и приравненных к ним муниципальных отходов; 2 млн. тонн отходов от сноса ветхого жилого фонда и иных строительных отходов; 3,5 млн. тонн осадков сточных вод; 9,3 млн. тонн строительных грунтов, в том числе 7 млн.тонн загрязненных; 0,24 млн. тонн медицинских отходов; 0,2 млн.тонн биологических и 0,16 млн. тонн древесно-растительных отходов.

На протяжении последнего периода (15 лет) прослеживается устойчивая тенденция увеличения образования  отходов. Среднегодовой прирост объемов отходов составляет 3-5%.

Серьезную опасность  для окружающей среды и здоровья населения представляет большая  группа других, образующихся в Московской области отходов, о которых отсутствует упоминание в официальных документах. Из этой группы отходов могут быть выделены медицинские, биологические, фармацевтические, отработанные автотранспортные средства, комплектующие их изделия и материалы, потерявшие потребительские качества удобрения, средства защиты растений, нефтешламы и др.

Значительное количество промышленных и сельскохозяйственных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны.

До настоящего времени в Московской области отсутствует достоверная и объективная информация по обращению с отходами: по видам отходов; объемам образования, накопления, движения, потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья в Московском регионе и за его пределами.

 В Московской области  основным направлением ликвидации  ТБО и приравненных к ним  отходов производства и потребления  является захоронение. По официальным  данным, требующим уточнения,  на территории Московской области действует 89 объектов размещения отходов, в том числе 58 официально учтенных свалок. Из них лицензированных по состоянию на 2003 год – 37, функционируют с нарушением природоохранного законодательства – 41, закончен прием отходов на 7 свалках, исчерпали или исчерпают свои ресурсы в ближайшие 2-3 года около 16 свалок. Особо сложная обстановка складывается в южной части Московской области, где емкости действующих свалок и иных объектов размещения отходов будут исчерпана за 1-2 года.

По различным источникам на территории Московской области функционирует несколько тысяч несанкционированных свалок с различными объемами размещаемых отходов.

Наиболее крупные долговременные несанкционированные свалки в большинстве  районов области, как правило, образуются в отработанных карьерах и оврагах, на территориях  сельских округов (например: в Пушкинском районе – 4, Наро-Фоминском – 8, Щелковском – 4, Луховицком – 4, Коломенском – 11, города Железнодорожный – 3).

Процесс захламления  земель наиболее выражен на территориях, прилегающих к Дмитровскому, Ленинградскому, Минскому, Волоколамскому шоссе. Захламлены территории, прилегающие к железным дорогам. Из-за большого количества несанкционированных свалок и необустроенности лицензированных свалок и иных объектов размещения отходов в ряде районов области сложилась неблагоприятная экологическая обстановка.

Информация о работе Состояние окружающей среды и природопользования в Московской области