Становление экологического образования дошкольников в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:44, доклад

Краткое описание

Впервые проблемы экологического образования в нашей стране обсуждались в 1977 году на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (166). Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление экологического образования дошкольников в России.docx

— 46.57 Кб (Скачать файл)

- обучение правилам безопасности  во время походов, отдыха на  природе;

Направления работы преподавателя по художественному труду: изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала; изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий для проведения экологических занятий;

- изготовление декораций, масок, костюмов для экологических  праздников;

- согласование собственной  программы с программой эколога;

- изготовление оборудования  для экологической тропинки, природоохранных  знаков.

Экологическое образование в России: проблемы и современное состояние

Введение

В России проблемы экологического просвещения начали подниматься еще в начале XX в. Экологическое образование получило развитие в конце 60-х годов, при этом последовательно осуществлялся переход от просвещения в области проблем окружающей среды к природоохранной деятельности, шло интенсивное накопление опыта.

В 90-е годы в Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, в которых в качестве одного из приоритетных направлений решения экологических проблем определены экологическое образование, просвещение и воспитание населения.

Разработаны комплексные программы экологического образования населения почти в половине республик, краев, областей и других территорий России. В Республике Алтай, Республике Калмыкия, Удмуртской Республике, Свердловской, Магаданской областях, Агинском Бурятском, Коми-Пермяцком, Эвенкийском, Ханты-Мансийском автономных округах на экологическое образование и просвещение расходуется свыше 10% средств от общих расходов экологических фондов. Ведутся научные исследования в области экологического образования.

Появились разнообразные авторские программы, создаются базовые (экспериментальные) образовательные учреждения с экологической специализацией.

Увеличиваются объемы подготовки специалистов-экологов с высшим и средним профессиональным образованием, растет число организаций, получивших лицензию на повышение квалификации и профессиональную подготовку кадров природоохранных органов, предприятий и организаций.

Вместе с тем состояние экологического образования в стране не соответствует требованиям времени. Полученные знания о природе, обществе, человеке недостаточны для формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. В связи с этим низка степень их участия в поиске решений проблем сохранения природы. Государство все еще не обеспечило нормативно-правовую базу в области экологического образования.

В Российской Федерации в целом (в большинстве ее территорий) финансирование экологического образования крайне недостаточно и, как правило, не имеет адресной направленности. Отсутствует должная взаимосвязь в деятельности государственных структур и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием населения.

В результате декларированная свыше десяти лет назад задача создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения до сих пор не реализована. Развитие экологического образования в стране осуществляется в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном порядке. Отсутствуют государственные стандарты для различных уровней экологического образования, недостаточно его кадровое и научно-методическое обеспечение. В школе, в отличие от дошкольных учреждений, наметилась стагнация в решении проблем экологического образования. Введенный ранее соответствующий предмет исключен из федерального компонента этого уровня образования. Объемы подготовки и переподготовки управленческих и производственных экологических кадров незначительны, не выполняются требования Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в части обучения этой категории кадров. Недостаточно используется зарубежный опыт экологического образования.

Все это свидетельствует о том, что требуется новый подход к экологическому образованию населения России всех возрастов, осознанию его приоритетной роли в решении вопросов охраны окружающей среды.

1. Экологическое образование за рубежом

экологический информационный образование

Многие страны мира осознали необходимость экологического образования населения для обеспечения социально-политической и экологической стабильности государств, их национальной безопасности. В развитых странах экологическое образование имеет достаточно большую историю и опыт, подкреплено национальными законами в этой области, гарантированным финансированием, деятельной эффективной инфраструктурой государственно-общественных организаций. Так, в 1990 г. в США был принят национальный Закон «Об образовании в области окружающей среды». В нем определены цели и политика; аппарат управления; основные направления содержания; финансирование; подготовка кадров; структура советов, комиссий, фондов, их полномочия; поощрения в системе экологического образования.

Основополагающими принципами экологического образования в области охраны окружающей среды в рекомендациях международных организаций и конференций определены:

o приоритет социальных аспектов экологических проблем;

o анализ естественной и созданной человеком окружающей среды;

o междисциплинарность;

o требование информированности и знаний;

o значение навыков, отношений, ценностей и желания участвовать в принятии решений, направленных на улучшение качества окружающей среды.

В США, Канаде, Англии, Нидерландах, Дании, Швеции приоритетными в экологическом образовании являются занятия на природе, выделение специальных проектных дней и недель, разработка экологических игр, в основе которых лежит стремление пробудить целостное эмоциональное восприятие природы.

В ФРГ экологическое образование распространилось на социальные и экономические сферы, введено в школьные дисциплины. Например, приоритетное значение в области образования придается поведению граждан, их личному участию в решении проблемы отходов.

Экологическое образование в Югославии ведет свою историю с 1933 г. и включено в учебные заведения всех уровней, а его концепция тесно связана с требованиями сохранения окружающей среды.

В странах с развитой рыночной экономикой экологическое образование наряду со знанием родного языка, информационных технологий, основ экономики является базовым с позиций требований рынка труда, обеспечения устойчивости и конкурентоспособности.

2. Цель, задачи и принципы экологического образования в России

Целью стратегии экологического образования является определение ориентиров общественно-государственной политики в этой области, идеологии общественных организаций и деятельности учреждений культуры, образования и просвещения, направленной на формирование нового мировоззрения, экологической культуры и образа жизни российского общества, преодоление кризисного состояния окружающей среды, достижение гармоничного сосуществования человека с окружающим миром, создание благоприятных условий жизни и перехода России на модель устойчивого развития.

Основными принципами стратегии экологического образования выступают:

§ - гуманистический принцип экологического образования исходит из права человека на благоприятную среду жизни, выражает идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф;

§ эволюционность, историзм, природосообразность и культуросообразность экологического образования;

§ гарантированность приобретения каждым гражданином общих экологических знаний;

§ обязательность экологических знаний в системе образования;

§ включение вопросов экологического образования во все целевые, федеральные, отраслевые и региональные государственные программы;

§ участие граждан на всех этапах принятия решений по реализации любых проектов, затрагивающих использование природных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье населения;

§ приоритетность экологического образования как гуманитарной и социоестественной компоненты общего и профессионального образования; всеобщность экологического образования: обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения;

§ непрерывность экологического образования, обусловленная:

1) поэтапным освоением  разнообразными знаниями, формированием  устойчивых убеждений и интеллектуального  роста в процессе экологического  образования и развития личности,

2) необходимостью постоянного  овладения новыми сведениями  по мере быстрого научно-технического  развития человечества,

3) необходимостью обеспечивать  и связывать воедино все звенья  образовательной, воспитательной, информационной  и культурных систем: дошкольные  учреждения, школы, внешкольные организации, вузы, музеи, библиотеки, природные  заповедники и парки, средства  массовой информации и научные  учреждения;

§ единство и взаимосвязь:

ь экологического образования и воспитания,

ь просвещения,

ь информированности и общественной активности населения;

§ комплексность и междисциплинарность экологического образования, учитываемая в форме параллельного развития как самостоятельных и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, так и рассмотрением экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине);

§ принцип раскрытия глобальных, национальных, региональных и локальных экологических проблем, реализующий на практике международный девиз «Мысли глобально, а действуй локально!»;

§ реализация приобретаемых знаний в повседневной жизни и выработка соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения;

§ регионализация прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчающая быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей;

§ социальность экологических знаний, затрагивающих сферу личного поведения, противоречивые интересы различных групп населения и регионов, а также ответственность нынешнего поколения перед будущими.

Для реализации стратегической цели экологического образования необходимо создание и развитие системы экологического образования. Цель создания такой системы - осуществление федеральной политики в области экологического образования, целей и задач стратегии экологического образования на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия связанных ее уровней и компонентов; содействие переходу российского общества к устойчивому развитию.

Задачами формирования системы экологического образования являются:

§ построение нормативно-правовой, методологической, научно-методической и материально-технической базы экологического образования;

§ определение приоритетных направлений развития непрерывной системы экологического образования в изменяющихся социально-экономических условиях российского общества;

§ координация деятельности государственных и общественных организаций, органов местного самоуправления по созданию и развитию системы экологического образования.

Основными принципами построения системы экологического образования выступают:

o государственно-общественный характер;

o плановость;

o принцип вертикали - координация и согласованность федеральных, региональных и местных программ с учетом рекомендаций международных организаций в области экологического образования;

o принцип горизонтали

o единство федерального образовательного пространства;

o оперативность реагирования на изменяющиеся социально-экономические условия;

o научность и открытость;

o гибкость и вариативность;

o принцип саморазвития.

3. Основные направления экологического образования в России

Важнейшим условием создания системы экологического образования населения Российской Федерации является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения. Формирование экологической культуры невозможно без семьи, образовательных учреждений всех уровней, государственных, общественных, политических, религиозных и профсоюзных организаций, учреждений культуры, науки, туризма и спорта, средств массовой информации, Вооруженных Сил.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы в раннем детстве; способствовать пониманию основ целостной картины мира в школе; формировать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности в периоды взросления и зрелости.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ

Целью является формирование социально-ценного личного опыта взаимодействия человека с окружающим миром, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, способствует преодолению потребительских установок в отношении к природе и ее ресурсам, создает условия выработки природосообразных культурных норм отношения к миру живой природы на уровне семьи.

Основные направления:

Ш обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним животным, растениям;

Информация о работе Становление экологического образования дошкольников в России