Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:44, доклад
Впервые проблемы экологического образования в нашей стране обсуждались в 1977 году на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (166). Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения.
o отставание в принятии нормативно-правовой базы экологического образования,
o разрыв между декларируемой государственной политикой в области экологического образования, признанием его приоритетной роли и практической реализацией поставленных задач,
o низкая эффективность экологического образования,
o недостаточная экологизация образования.
Для решения выше указанных актуальных проблем разработаны пути совершенствования системы непрерывного экологического образования на современном этапе:
§ своевременное принятие документов нормативно-правового регулирования вопросов экологического образования и воспитания;
§ возвращение в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования предмета «Экология»;
§ разработка и реализация научно-методического, психолого-педагогического, информационного обеспечения процесса экологического образования для обучаемых разных возрастных ступеней;
§ подготовка квалифицированных педагогов экологического образования, способных осуществлять практическую деятельность по охране и восстановлению природной среды с учетом региональных экологических проблем, являющихся носителями экологической культуры;
§ экологизация образования на основе актуализации междисциплинарных связей общеобразовательных и специальных дисциплин;
§ использование имеющихся возможностей государственных и общественных экологических организаций, учреждений дополнительного образования для создания на их базе центров экологического образования и воспитания.
Основными тенденциями развития отечественной системы непрерывного экологического образования можно считать модернизацию отечественного медицинского образования на основе его экологизации, интеграции в общеевропейское и мировое образовательное пространство при сохранении ценного опыта и традиций отечественной системы экологического образования и воспитания, обновление содержания экологического образования на междисциплинарной основе, координация деятельности образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, их взаимодействие в обеспечении практической направленности экологического образования.
Сходство в определении места и роли экологического образования в отечественной и западной образовательных системах, наличие ряда общих актуальных проблем и направлений развития позволили сделать вывод об общемировых тенденциях развития экологического образования, его приоритетной роли в процессах модернизации образования, интеграции различных образовательных систем в единое европейское и мировое образовательное пространство.
В процессе культурно-исторической эволюции западной и восточной цивилизаций были определены две противоположно направленные тенденции развития экологической культуры: антропоцентрическая, характерная для стран Запада и США; альтернативная - экоцентрическая, связанная с развитием восточной цивилизации и такими направлениями западной и русской философии как гуманизм, «космизм», учение о ноосфере. Замена устаревшего антропоцентрического на прогрессивное экоцентрическое мировоззрение является общемировой тенденцией развития на современном этапе перехода цивилизации на путь устойчивого развития.
Заключение.
Начало ХХI века ознаменовано обострением глобальных экологических проблем, а как следствие - увеличением числа и масштабов природных и техногенных катастроф, унесших тысячи человеческих жизней. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью понимания того, что дальнейшее выживание человеческой цивилизации возможно лишь в условиях гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Все большее число ученых, политиков, общественных деятелей связывают решение глобальных экологических проблем со сменой потребительского отношения к природе на коэволюционное, формированием экологической культуры личности и общества.
Признание приоритетного места экологического образования среди факторов решения экологических проблем, его опережающей роли в формировании нового экоцентрического сознания, нашло отражение в нормативных документах как международного, так и национального уровней.
Однако, несмотря на принимаемые меры по законодательному и нормативно-правовому обеспечению процесса экологического образования, состояние и эффективность работы системы непрерывного экологического образования в России остается крайне низкой, а по ряду параметров не соответствует международным требованиям, что вызывает серьезную озабоченность и тревогу. Недооценка в обществе приоритетности экологического образования, недостаточность в финансировании, слабое развитие материально-технической базы, научно-методического, психолого-педагогического, информационного и кадрового обеспечения, отсутствие эффективного государственно-общественного механизма управления экологическим образованием, интеграции и координации в деятельности существующих образовательных, природоохранных структур и неправительственных организаций - все эти причины отрицательно сказываются на темпах развития и качестве отечественного экологического образования. Тревогу вызывает и тот факт, что дисциплина «Экология» исключена из федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, чем нарушена преемственность этапов системы непрерывного экологического образования, в то время как в материалах Совместной декларации министров образования стран Европы в Болонье, Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование в Берлине, этот принцип определен в числе приоритетных направлений модернизации европейских систем образования на пути их интеграции в общеевропейское образовательное пространство.
Информация о работе Становление экологического образования дошкольников в России