Структура управления экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности предстанет еще яснее. Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции. Ныне он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать. Казалось бы, человек становится все менее зависим от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Понятие об экологической безопасности…………………………………………………..4

2. Структура российского экологического законодательства………………………………5

3.Экологические вопросы в Конституции РФ……………………………………………….6

4.Закон РФ «Об охране окружающий природной среды»…………………………………..7

5.Гарантии экологических прав граждан…………………………………………………….9

6. Роль государства в реализации экологических прав……………………………………..10

7. Ответственность за экологические правонарушения…………………………………….15

8. Дисциплинарная ответственность…………………………………………………………15

9. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения……………15

10. Административные экологические правонарушения…………………………………...16

11. Уголовная ответственность за экологические преступления…………………………...18

12. Проблемы организации экологического контроля на предприятии……………………18

Заключение……………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

СУ экологбезоп.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

      Вопросы, связанные с производством и  использованием атомной энергии, решает Госатомнадзор России, контроль за пользованием недр – Госгортехнадзор; охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции находятся в ведении МВД России.

      На  региональном уровне управление охраной  ОПС ведется представительными  и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

      На  всех уровнях разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Министерства здравоохранения РФ. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

      На  промышленных объектах гражданского и  оборонного назначения для управления охраной ОПС создаются соответствующие  отделы.

      Рассмотрим  далее как происходит  управление экологической безопасностью на промышленных предприятиях. Как правило, на предприятиях должен быть отдел или человек (эколог), на которого возложена ответственность за управления охраной ОПС, и его деятельность прописывается государственными законами и нормами, о которых я говорила ранее, а также отдельно нормами данного предприятия. Приведу пример таких норм: 
 

    1   Организация работ 

    1 Порядок управления процессами  охраны окружающей среды представлен  блок-схемой №1  и комментариями к ней. 
 
 
 
 
 
 

        Блок-схема  № 1 
     
     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      нет 
 

      да 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Комментарии к блок- схеме №1 

       1.1  Эколог получает из ЦЗЛ  – центральной заводской лаборатории  протоколы о превышении ПДК  (предел допустимой концентрации):

  • в воздухе производственных помещений;
  • в атмосферном воздухе;
  • в санитарно – промышленной зоне;
  • в приточных и вытяжных системах вентиляции предприятия;
  • в сточных водах от отдельных производственных установок;
  • в общезаводских сточных водах перед выпуском в городскую канализацию;
  • в воде ливнестоков,

регистрирует  их в журнале и ставит на контроль.

       На полученный протокол эколог  запрашивает (в устной форме)  от начальника структурного  подразделения  (службы) корректирующие мероприятия  по устранению воздействия вредных факторов на человека и окружающую среду.

    1.2  Начальник структурного подразделения  (службы) в 7-ми дневный срок  предоставляет экологу корректирующие  мероприятия в письменном виде  произвольной формы.  В случае  возможного оперативного устранения  несоответствий по превышению ПДК допускается корректирующие мероприятия указывать в протоколе ЦЗЛ.

        В случае отсутствия разработанных  корректирующих мероприятий в установленный срок эколог выписывает начальнику  структурного подразделения (службы) предписание и приостанавливает производственный процесс на срок до выполнения мероприятий.

    На  период реализации корректирующих мероприятий  по устранению вредного воздействия  на человека и окружающую среду начальник  структурного подразделения (службы) приостанавливает производственный процесс (по согласованию с           администрацией предприятия).

    Начальник  структурного подразделения (службы) с  привлечением служб- исполнителей, главного инженера проводит корректирующие мероприятия  по  устранению   несоответствий.

    1.3Оценка результативности корректирующих мероприятий по устранению           превышения  ПДК  производится  повторным обследованием рабочих мест  (отбором проб) по заявке  в устной или письменной форме представителя структурного           подразделения  (службы).

    При получении удовлетворительного  результата корректирующие мероприятия считаются результативными.  Эколог  прикладывает повторный  протокол   обследования к первоначальному и делает отметку в журнале регистраций   «Мероприятия   выполнены» или  «Превышения устранены» со ссылкой  на  полученный   протокол.

   При получении неудовлетворительного  результата повторного обследования (отбора проб) вопрос выносится на ПДКК, где  анализируется проблема, устанавливаются  сроки для  ее решения и  назначаются ответственные исполнители.

   1.4.1.    Эколог  с привлечением специалистов  необходимых служб разрабатывает  в назначенный срок дополнительные  корректирующие мероприятия   экологического аспекта и включает  их в ежегодный план мероприятий  по охране окружающей среды с последующей оценкой результативности.

   При разработке корректирующих мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей среды и отрицательное воздействие  на человека, решаются организа-ционные  и технические задачи до полного  устранения  несоответствия.

   В исключительных случаях при устранении несоответствий по воздействию вредных  факторов на человека и окружающую среду принимается совместное решение  администрации предприятия  с  надзорными органами о введении временно согласованных выбросов или сбросов (ВСВ или ВСС) и денежной компенсации в федеральный бюджет за отрицательное воздействие на окружающую среду.

   1.4.2  Эколог передает:

   - ежеквартально в городской комитет  по охране окружающей среды  данные о выбросах, сбросах и  количествах твердых отходов;

   - ежегодно в Департамент природных  ресурсов центральных регионов  технический отчет о количестве  выбросов, сбросов и количествах  твердых отходов.

   Формы отчетов согласно требованиям надзорных  органов.

   1.5.1 Эколог  хранит  копии   отчетных  документов   в накопительных папках.  Срок хранения – 5 лет. 

      7. Ответственность за экологические правонарушения 

      За  экологические правонарушения, т.е. противоправные деяния, нарушающие природоохранное  законодательство и причиняющие  вред окружающей среде и здоровью человека, должностные лица и граждане, по чьей вине они произошли, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрим эти четыре вида ответственности. 

      8. Дисциплинарная ответственность 

            Дисциплинарная  ответственность - это  ответственность  в пределах организации. Руководство предприятия налагает на виновного или виновных дисциплинарное взыскание. Таким образом, дисциплинарное взыскание - мера наказания работника за нарушение трудовой дисциплины. Используют разные виды дисциплинарных взысканий - замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение и др. Дисциплинарная ответственность основана на ТК РФ.. 

      9. Гражданско-правовая ответственность

      за  экологические правонарушения 

      Этот  вид ответственности относится  к гражданскому праву. Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки). Для исчисления убытков обычно используется таксовый метод (т.е. оплата "по таксе"), главной функцией которого является компенсация вреда. Имущественная (таксовая) ответственность возникает в случаях уничтожения или порчи объектов природы и носит как договорный, так и внедоговорный характер. Другими словами, она наступает за нарушение обязательств, связанных с использованием природных ресурсов, либо за невыполнение обязанностей, вытекающих из иных установленных законом оснований. Суммы возмещения вреда должны, как правило, взыскиваться за счет причинителя вреда (как правило - юридического лица), а в конечном итоге за счет виновного лица. (С физического лица обычно удается взыскать лишь незначительную часть нанесенного ущерба, поскольку сумма возмещения вреда обычно много больше доходов конкретного работника - виновника экологического правонарушения.) Взысканные суммы должны расходоваться на ликвидацию вредных последствий экологических правонарушений, на удовлетворение интересов не только потерпевшего природопользователя, но и собственника природного объекта - государства, общества в целом, в отдельных случаях - юридического или физического лица.

      Споры, связанные с загрязнением окружающей среды, рассматриваются судами и  арбитражными судами. В их компетенцию  входит разрешение исков о причинении предприятиями и организациями  ущерба рыбному хозяйству, лесному хозяйству, о земельных правонарушениях.

      Экономический ущерб от загрязнения природы  по оценке ряда институтов Российской академии наук превышает триллионы рублей в год.

      Некоторые считают, что материальная ответственность  станет эффективнее в условиях дальнейшего развития "рыночной экономики", особенно тогда, когда основное бремя возмещения ущерба будет перенесено с предприятия (объединения) на конкретных виновных лиц. Однако эта надежда представляется утопией, поскольку личное имущество конкретного виновника экологического правонарушения, как правила, на несколько порядков меньше нанесенного ущерба. 

      10. Административные экологические правонарушения 

      Кодекс  РФ об административных правонарушениях  содержит специальную главу с  перечнем административных правонарушений и соответствующих взысканий в области охраны окружающей природной среды. Посягательства классифицируются по видам природных ресурсов. В области землепользования административные взыскания налагаются за бесхозяйственное использование земель, порчу сельскохозяйственных и других земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или возврат земель в состоянии, непригодном для использования по назначению, самовольное отступление от утвержденных в предусмотренном законодательством порядке проектов внутрихозяйственного землеустройства, за уничтожение, незаконную установку или смещение межевых знаков. В области литосферы (горных отношений) административная ответственность наступает в случаях нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр. В целях охраны вод административные взыскания накладываются за нарушение правил охраны водных ресурсов, невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями, нарушение правил водопользования, повреждение или нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.

      Наибольшее  число и разнообразие административных правонарушений предусматриваются  Административным кодексом РФ в интересах защиты лесов.    

      Работники промышленных предприятий и жилищно-коммунальной сферы могут привлекаться к административной ответственности за ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на окружающую среду; нарушение требований пожарной безопасности.

      Охрана  атмосферного воздуха предполагает наложение административных взысканий за выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или вообще без наличия разрешения, а также за вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (например, повышение температуры, влажности, насыщение мелкой пылью). Наказуемы ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха и нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование или недостаточное использование оборудования для очистки выбросов в атмосферу.

      Специальное внимание уделяется транспорту. Административные взыскания накладываются за выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязненных веществ в выбросах (выхлопных газах), а также за эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах.

Информация о работе Структура управления экологической безопасности