Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.
Задачи нашего исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
Дать характеристику формам и методам формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников;
Провести диагностику знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природой;
Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………… 8
1.1.Содержание представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 8
1.2. Формы и методы формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников……………………………………………………. 17
1.3. Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста ………………………… 23
Выводы по главе 1 ………………………………………………………...….. 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об объектах неживой природы у детей старшего дошкольного возраста ….…31
2.1 Диагностика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природы ……………………………………………………31
2.2 Развитие представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста во время экспериментальной деятельности ………34
2.3. Эффективность проведенной работы ………………………………...…..36
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38
Заключение …………………………………………………………………...….39
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсова 3.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

 

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  у детей 5-7 лет представлений о  неживой природе в процессе экспериментирования

 

курсовая  работа

по  дисциплине «Теория и методика  экологического

образования детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Допущена к защите»

___________________________________

Исполнитель:

___________________________

«Прошла защиту».

Оценка _____________________

Научный руководитель:

___________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград  2012 г.

 

 

Содержание

стр.

 

Введение ………………………………………………………………………  3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у  детей дошкольного возраста …………………………       8

1.1.Содержание представлений о  неживой природе у детей дошкольного  возраста……………………………………………………………………..        8

1.2. Формы  и методы формирования экологических  представлений о неживой природе  у дошкольников…………………………………………………….     17

1.3. Экспериментирование  как метод формирования представлений  о неживой природе у детей  дошкольного возраста …………………………      23

Выводы по главе 1 ………………………………………………………...…..   29

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию знаний об объектах неживой природы у детей старшего дошкольного возраста ….…31

2.1 Диагностика  уровня знаний у детей старшего  дошкольного возраста об  объектах  неживой природы  ……………………………………………………31

2.2 Развитие  представлений о неживой природе  у детей старшего дошкольного  возраста  во время экспериментальной  деятельности ………34

2.3. Эффективность  проведенной работы  ………………………………...…..36

Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38

Заключение  …………………………………………………………………...….39

Литература  …………………………………………………………………...….42

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные дети живут и развиваются в  эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать  ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников  любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование  является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой  и неживой природы. В системе  разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы  и у него возникает желание  узнать это новое, понять непонятное.

Результаты современных психологических  и педагогических исследований (Поддъяков Н.Н., Савенков А.И., Поддьяков А.Н., Мухина В.С. и др.) показывают, что возможность умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребенок по своей природе – исследователь мира [Н.Н. Поддьяков].

Н.Н. Поддъяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

В системе  разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания об объектах и явлениях неживой природы (о  физических явлениях). Предмет ознакомления предстает во множестве проявлений и обилии признаков, поскольку законы неживой природы присутствуют, регламентируют, оказывают свое влияние на любую  деятельность человека. Неживая природа  непрерывно воздействует и на развитие ребенка [Зебзеева].

Во временных стандартах (Приказ Минобразования РФ от 22 августа 1996 г. N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной  аккредитации дошкольных образовательных учреждений") было определено содержание по всем направления развития ребенка. Новыми  направлениями деятельности дошкольного учреждения стали направление «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» и «Развитие экологической культуры детей». Данные направления работы в детском саду соответствовали современным требованиям развития детей в области экологического образования дошкольников как первой ступени общего экологического образования. В данном документе заложены знания и умения с которыми воспитатель детского сада должен знакомить детей дошкольного возраста.

Так в направлении «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» сказано:

- Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений о  физических  свойствах  окружающего мира  в соответствии с их возрастными возможностями.

- Знакомят  детей  с  различными  свойствами  веществ:  твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость,  плавучесть, растворимость и др. (предлагают поиграть с песком, снегом, водой, тестом;  наблюдают за таянием снега,  льда, замерзанием, кипением  воды; используют приемы детского экспериментирования и т.д.).

- Развивают  представления   об  основных   физических   явлениях: магнитное  и  земное  притяжение,  электричество,  отражение   и преломление света и др. (организуют  детское  экспериментирование  с магнитами;  лупой, биноклем,  микроскопом и  др.; взвешиванием  легких и тяжелых предметов  и т.п.).

Настоящие  федеральные государственные требования [Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»] устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

 -        сенсорное развитие;

 - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

 -  формирование элементарных математических представлений;

 -         формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Мы видим  что  познавательно – исследовательская деятельность детей признается и включается в содержание, как главный компонент познания окружающего мира и развития личности ребенка.

Изменения  правовой базы и результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что основной деятельностью наряду с игровой в дошкольном возрасте является исследовательская деятельность.

Следовательно возникло противоречие между содержанием,  целями и задачами образовательной деятельности и недостатками реализации этих задач в образовательной деятельности детского сада.

Учитывая  актуальность, которое имеет экспериментальная деятельность в формировании знаний у детей дошкольного возраста об объектах неживой природы, была выдвинута гипотеза: что более глубокие знания об объектах неживой природы у детей будут формироваться и расширяться, если педагоги целенаправленно будут включать в образовательный процесс экспериментирование и элементарные опыты с объектами неживой природы, будут созданы условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.

Проблема нашего исследования будет звучать так: недостаточно проводимая работа воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности ограничивает знания детей об объектах неживой природы, не развиваются личностные качества ребенок.

Объект исследования: использование экспериментирования для формирования у детей комплекса знаний об объектах неживой природы.

Предмет исследования: экспериментальная деятельность детей.

Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.

Задачи нашего исследования:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
  • Дать характеристику формам и методам формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников;
  • Провести диагностику знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природой;
  • Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

В исследовании применялись методы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • педагогический эксперимент;
  • наблюдения за деятельностью детей, беседы;
  • качественный и количественный анализ экспериментальных данных;  

База исследования: в эксперименте принимали участие  20 детей 

(8 мальчиков  и 12 девочек) подготовительной  к школе группы МБДОУ ДС №8 «Ягодка» г. Котельниково, Волгоградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1. Содержание представлений  о неживой природе у детей  дошкольного возраста

Мы проанализировали Программу воспитания и образования в детском саду [Васильева, 2005] и выяснили, что в ней нет целей и задач на   формирование представлений о неживой природе (неживая природа: вода, свет, воздух – компоненты необходимые для роста растений, как среда обитания).

В настоящее  время программно-методическое обеспечение  системы дошкольного образования  пополнилось рядом новых комплексных образовательных программ: «Развитие» [Венгер и др., 1994]; «Детство» [Бабаева и др., 2011]; «Радуга» [Доронова и др., 2010]; и другие. В дошкольных учреждениях используется целый ряд парциальных программ: «Юный эколог» [Николаева, 1991], «Наш дом – Природа» [Рыжова, 1998]; «Живая экология» [Иванова, 2009] и другие.

Мы подвергли анализу программу «Детство» [Бабаева, 2011]   на соответствие временным стандартам содержания формирование представлений о неживой природе и получили следующие результаты.

Программа  развития и воспитания детей в детском саду «Детство» [Бабаева, 2011] «предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка».

Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Уже в самом девизе программы «Детство» [Бабаева, 2011]: «Чувствовать – Познавать – Творить», заложены определяющие взаимосвязанные линии развития ребенка. 

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Информация о работе Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования