Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.
Задачи нашего исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
Дать характеристику формам и методам формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников;
Провести диагностику знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природой;
Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.
Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………… 8
1.1.Содержание представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 8
1.2. Формы и методы формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников……………………………………………………. 17
1.3. Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста ………………………… 23
Выводы по главе 1 ………………………………………………………...….. 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об объектах неживой природы у детей старшего дошкольного возраста ….…31
2.1 Диагностика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природы ……………………………………………………31
2.2 Развитие представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста во время экспериментальной деятельности ………34
2.3. Эффективность проведенной работы ………………………………...…..36
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38
Заключение …………………………………………………………………...….39
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного образования
Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования
курсовая работа
по дисциплине «Теория и методика экологического
образования детей»
«Допущена к защите» ______________________________ |
Исполнитель: ___________________________ |
«Прошла защиту». Оценка _____________________ |
Научный руководитель: ___________________________ |
Волгоград 2012 г.
Содержание
стр.
Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………… 8
1.1.Содержание представлений
1.2. Формы
и методы формирования
1.3. Экспериментирование
как метод формирования
Выводы по главе 1 ………………………………………………………...….. 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию знаний об объектах
неживой природы у детей
2.1 Диагностика
уровня знаний у детей
2.2 Развитие
представлений о неживой
2.3. Эффективность проведенной работы ………………………………...…..36
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38
Заключение
…………………………………………………………………...….
Литература
…………………………………………………………………...….
Приложения
Введение
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Детское
экспериментирование имеет
Результаты современных
Н.Н. Поддъяков огромное значение придавал поисковой деятельности детей. В качестве основного вида поисковой деятельности он выделил особую детскую деятельность – экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания об объектах и явлениях неживой природы (о физических явлениях). Предмет ознакомления предстает во множестве проявлений и обилии признаков, поскольку законы неживой природы присутствуют, регламентируют, оказывают свое влияние на любую деятельность человека. Неживая природа непрерывно воздействует и на развитие ребенка [Зебзеева].
Во временных стандартах (Приказ Минобразования РФ от 22 августа 1996 г. N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений") было определено содержание по всем направления развития ребенка. Новыми направлениями деятельности дошкольного учреждения стали направление «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» и «Развитие экологической культуры детей». Данные направления работы в детском саду соответствовали современным требованиям развития детей в области экологического образования дошкольников как первой ступени общего экологического образования. В данном документе заложены знания и умения с которыми воспитатель детского сада должен знакомить детей дошкольного возраста.
Так в направлении «Развитие элементарных естественнонаучных представлений» сказано:
- Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями.
- Знакомят детей с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. (предлагают поиграть с песком, снегом, водой, тестом; наблюдают за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды; используют приемы детского экспериментирования и т.д.).
- Развивают представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др. (организуют детское экспериментирование с магнитами; лупой, биноклем, микроскопом и др.; взвешиванием легких и тяжелых предметов и т.п.).
Настоящие федеральные государственные требования [Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»] устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе
организации различных видов детской
деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Мы видим что познавательно – исследовательская деятельность детей признается и включается в содержание, как главный компонент познания окружающего мира и развития личности ребенка.
Изменения правовой базы и результаты современных психолого-педагогических исследований показывают, что основной деятельностью наряду с игровой в дошкольном возрасте является исследовательская деятельность.
Следовательно возникло противоречие между содержанием, целями и задачами образовательной деятельности и недостатками реализации этих задач в образовательной деятельности детского сада.
Учитывая актуальность, которое имеет экспериментальная деятельность в формировании знаний у детей дошкольного возраста об объектах неживой природы, была выдвинута гипотеза: что более глубокие знания об объектах неживой природы у детей будут формироваться и расширяться, если педагоги целенаправленно будут включать в образовательный процесс экспериментирование и элементарные опыты с объектами неживой природы, будут созданы условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
Проблема нашего исследования будет звучать так: недостаточно проводимая работа воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности ограничивает знания детей об объектах неживой природы, не развиваются личностные качества ребенок.
Объект исследования: использование экспериментирования для формирования у детей комплекса знаний об объектах неживой природы.
Предмет исследования: экспериментальная деятельность детей.
Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.
Задачи нашего исследования:
В исследовании применялись методы:
База исследования: в эксперименте принимали участие 20 детей
(8 мальчиков и 12 девочек) подготовительной к школе группы МБДОУ ДС №8 «Ягодка» г. Котельниково, Волгоградской области.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Содержание представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста
Мы проанализировали Программу воспитания и образования в детском саду [Васильева, 2005] и выяснили, что в ней нет целей и задач на формирование представлений о неживой природе (неживая природа: вода, свет, воздух – компоненты необходимые для роста растений, как среда обитания).
В настоящее
время программно-методическое обеспечение
системы дошкольного
Мы подвергли анализу программу «Детство» [Бабаева, 2011] на соответствие временным стандартам содержания формирование представлений о неживой природе и получили следующие результаты.
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» [Бабаева, 2011] «предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка».
Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Уже в самом девизе программы «Детство» [Бабаева, 2011]: «Чувствовать – Познавать – Творить», заложены определяющие взаимосвязанные линии развития ребенка.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Построение педагогического про