Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.
Задачи нашего исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
Дать характеристику формам и методам формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников;
Провести диагностику знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природой;
Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………… 8
1.1.Содержание представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 8
1.2. Формы и методы формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников……………………………………………………. 17
1.3. Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста ………………………… 23
Выводы по главе 1 ………………………………………………………...….. 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об объектах неживой природы у детей старшего дошкольного возраста ….…31
2.1 Диагностика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природы ……………………………………………………31
2.2 Развитие представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста во время экспериментальной деятельности ………34
2.3. Эффективность проведенной работы ………………………………...…..36
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38
Заключение …………………………………………………………………...….39
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсова 3.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях (в парке, в лесу и. т.д.), во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, здесь дети могут видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Нетрадиционные  формы  работы в детском саду,  которые  позволяют глубже знакомить детей  с объектами неживой природы  – это  экспериментирование  - это мини – лаборатории организованные в группе, и кружковая работа в  «Клубе исследователей природы». Для  организации поисковой деятельности в группе должен быть оборудован центр  экспериментирования – маленькая лаборатория. Это дает возможность организовать проведение эксперимента с подгруппой детей, способствует планомерному выполнению работы, обеспечивает безопасность деятельности во время проведения опытов.

  Мини – лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы:

  • Приборы: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разной формы и объема; лупы, микроскопы, бинокль;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, магнит, и т.д.;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварель и т.д.;
  • медицинское оборудование: пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы (без игл) и т.д.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла (с отшлифованными краями), сито, свечи ит.д.
  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • карточки-схемы проведения экспериментов; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
  • в индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
  • в каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития [Прохорова, 2003].

Работа лаборатории реализуется  через организацию подгрупповых занятий различного типа. На этих занятиях дошкольники активно включаются в исследовательскую деятельность – проведение наблюдение и опытов, где дети становятся первооткрывателями, естествоиспытателями, которые открывают  для себя скрытые связи  и причины  природных объектов.

Особенное значение придается  правильному отбору методов в  экологическом образовании.

Методы обучения в экологическом образовании – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование элементарных экологических представлений. В работе с детьми необходимо использовать разнообразные методы в комплексе, правильно их сочетать [Черезова, 2010].

Психологами доказано, что  у детей первых семи лет жизни  мышление является наглядно – действенным  и наглядно – образным. Следовательно, педагогический процесс в детском  саду в основном должен строиться  на методах словесных (рассказ воспитателя, чтение художественной и познавательной литературы, беседы), наглядных (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов), практических (труд, элементарные опыты).

  Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно – научного и экологического образования. Для того чтобы педагогических процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами неживой природы [Иванова, 2009]. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы. Предпочтение отдается методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы, активное овладение навыками. В.А. Зебзеева к таким методам относит наблюдения, эксперименты, игры, элементарные опыты.

Педагоги, работающие по специализированным экологическим программам, выделяют следующие методы.

Н.Н. Кондратьева, автор программы  «Мы», предлагает использовать наблюдения, труд, игры, чтение художественной и  научной литературы, сбор коллекций, работу с моделями, ведение календарей природы и т.д.

Н.А. Рыжова за основу  берет  деятельностный подход к методике и следующие методы: создание проблемных ситуаций, диалоговую модель общения, экспериментирование, использование различных игр, поисковую деятельность в сочетании с наблюдениями и экспериментированием [Черезова, 2010].

Выбор методов и приемов  определяется содержание программы  и зависит от объекта наблюдения, а также от возраста детей и  накопленного ими опыта. В группах  младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственное восприятие детей, поэтому основным методом  будет наблюдение.

Иванова А.И. классифицирует методы на демонстрационные наблюдения и эксперименты, фронтальные наблюдения и эксперименты, экспериментирование (опыты). Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых  в аудитории имеется всего  один объект. И этот объект в руках  педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.

В данном методе есть и положительные  стороны, так же и отрицательные. К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести следующие  качества:

- они являются менее  трудоемкими. Это проявляется  на всех этапах работы: во время  подготовки, в процессе работы  и при подведении итогов.

- этот способ работы  более прост в методическом  отношении. Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность рационально  распределять время на разные  этапы, сосредоточить внимание  детей на самых существенных  моментах, выделить главное. 

- уменьшен риск нарушений  правил безопасности и возникновение  непредвиденных обстоятельств.

Слабые стороны:

- объект находится далеко  от детей, и те не могут  рассмотреть мелкие детали. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект с разных сторон.

- пассивность детей, восприятие  осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже, двух анализаторов и др.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется  много объектов, и они находятся  в руках у детей. Наблюдения этого  типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений [Иванова, 2009].

В работе с детьми следует  отдавать предпочтение фронтальным  наблюдениям и экспериментам, так  как они более соответствуют  возрастным особенностям мышления детей.

Игра — не только форма, но и метод, при помощи которого маленькие  дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется  как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

На прогулках организовываются игры - экспериментирования с естественным материалом. В многочисленных играх  с песком, водой, снегом, камешками  дети знакомятся с качеством и  свойствами природных материалов, накапливают  чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и  теплой, разливается, в ней тонут  камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого – можно лепить и т. д.

 

В ходе игры с природным  материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить  некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Маша положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший  пирожок».

Для того чтобы знания детей  о природе были осознанными, в  детском саду используются элементарные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях [Зебзеева, 2009].

   Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

  Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия [Саморукова, 1991].

Развитие  способности детей самостоятельно экспериментировать представляет собой  определенную систему, в которую  включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде  группы (например, приобретение опыта  работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.) [Саморукова, 1991].

Таким образом, основными формами  при формировании естественно – научных и экологических  представлений являются: занятия, наблюдения на прогулке и специально организованной обстановке, игры, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, трудовая деятельность. Основными методами ознакомления детей с объектами неживой природы: наблюдения, эксперименты, элементарные опыты, самостоятельная поисковая и трудовая деятельность в природе.

    1. Использование элементарных опытов при ознакомлении детей старшего возраста с неживой природой.

 

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт». «Большая Советская энциклопедия» добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов». «Эксперимент ... — планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия», 1994).

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдения и труд.

Наблюдения  являются непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но наблюдение может проходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между  экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков  и навыков наблюдения создает  благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно  связаны между собой экспериментирование  и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. C.JI. Рубинштейн (1989) и A.M. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К. Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, об их изменениях и т.д.)

В старшем  дошкольном возрасте при правильной организации работы у детей формируется  устойчивая привычка задавать вопросы  и пытаться самостоятельно искать на них ответы.  Вопросы ребенка  обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике  интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Информация о работе Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования