Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.
Задачи нашего исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
Дать характеристику формам и методам формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников;
Провести диагностику знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природой;
Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.
Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………… 8
1.1.Содержание представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 8
1.2. Формы и методы формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников……………………………………………………. 17
1.3. Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста ………………………… 23
Выводы по главе 1 ………………………………………………………...….. 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об объектах неживой природы у детей старшего дошкольного возраста ….…31
2.1 Диагностика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природы ……………………………………………………31
2.2 Развитие представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста во время экспериментальной деятельности ………34
2.3. Эффективность проведенной работы ………………………………...…..36
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38
Заключение …………………………………………………………………...….39
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те сами собой разумеющиеся отличия, которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся (продолжительность работы, сложность совершаемых операций и т.п.), то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.
1.Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.
В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам [Иванова, 2009].
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента [Куликовская, 2003].
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить цельные занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы и соревнования «Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?». Примерная тематика заданий приведена ниже.
Для дошкольников доступны три типа экспериментальных задач:
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
а) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Структура проведения занятий – экспериментирований может быть следующей: постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи); выдвижение предложений (гипотез), отбор способов проверки; проверка гипотез; подведение итогов, вывод; фиксация результатов; вопросы детей.
В подготовительной к школе группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по .сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного [Иванова, 2009]
Итак, мы рассмотрели метод экспериментирования как детскую деятельность, направленную на познание окружающего мира. Мы определили, что детский эксперимент схож с экспериментальной деятельность ученых, в нем выделяется проблема, гипотеза, отбор способов проверки, подведение итогов, вывод, фиксация результатов доступными средствами. В старшем дошкольном возрасте экспериментальная деятельность не развлекательная деятельность, а серьезный наиболее успешный путь познания окружающего мира и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Выводы по главе 1
Мы выяснили, что психологи и педагоги доказали, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых знаний, практических и умственных действий.
Основной метод при ознакомлении с объектами неживой природы применяется организованное наблюдение за опытом, проводимым взрослым. Самостоятельное познание о свойствах неживой природы происходит на прогулках в играх с природными объектами, в трудовой деятельности, целенаправленных наблюдениях.
Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать так:
ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ
НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ У ДЕТЕЙ
2.1
Диагностика уровня знаний у
детей старшего дошкольного
Целью нашего практического исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования и расширения знаний при ознакомлении с неживой природой.
В исследовании приняли участие 20 человек (8 мальчиков и 12 девочек) в возрасте 5-7 лет МБДОУ ДС №8 «Ягодка» г. Котельниково Волгоградской области.
Для определения уровня знаний о неживой природе мы использовали педагогическую диагностику экологического воспитания детей, разработанную группой авторов под редакцией проф. М.В. Корепановой (2007) к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детство» [Бабаева, 2011] (см. приложение 6).
В данной диагностике подробно описаны методики и разработаны критерии, по которым можно определить уровень знаний детей об объектах живой и неживой природы, о человеке, о растениях. Диагностика знаний о неживой природе дается только в подготовительной к школе группе. Педагогическая диагностика по выявлению уровня знаний детей об объектах неживой природе проводилась в форме дидактических игр, бесед, наблюдений за детьми при выполнении поручений в уголке природы, в повседневной жизни детей в группе. Для выявления знаний о воздухе с детьми проводилась беседа. Детям задавались различные вопросы: что такое воздух? Где можно увидеть воздух? Что такое ветер? Как ветер помогает нам? и другие. Многие дети правильно отвечали о свойствах воздуха: что он прозрачный, не видимый: Саша Ч. Ответил, что воздух есть в космосе и на земле; ветер подгоняет корабли, и они плывут по морю. На вопрос «Как ветер помогает нам?» Саша ответил: «Мы надуваем мячик и им играем в футбол». Настя М. на вопрос: «Что такое воздух?» ответила: «Воздух это ветер, который дует на улице», «Воздухом мы дышим, и рыбки дышат», но о свойствах воздуха отвечала после наводящих вопросов взрослого. Артем Ф. показал высокий уровень знаний: на все вопросы отвечал полными ответами, пояснял, приводил примеры: Воздух нельзя потрогать, а можно его увидеть, если пузыри пускать в банке».
При выявлении знаний о песке, камнях и глине использовался метод беседы с детьми, мы выясняли у детей знания о свойствах песка, глины и камня. Даша С. очень хорошо знает о свойствах песка и камня (сыпучий и твердый). Глину девочка описала как грязная, как пластилин, можно лепить разные вещи, куколок и кукольную посуду (лепили на занятии по лепке пояснения автора). Кирюша М. знает некоторые свойства песка, глины и хорошо камней. На вопросы отвечает правильно, но объяснить свой ответ не всегда может. Оля К. знает, как использует человек песок, камень, глину. Девочка сказала, что песком можно посыпать дорожки в огороде, из глины делают игрушки, но об их свойствах рассказать затрудняется.
На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка (см. приложение 1).
В итоге мы получили следующие результаты. Которые говорят о том, что дети знают о воздухе намного лучше, чем о песке.
РИС. 2.1. Диагностика детей по теме «Выявление знаний детей о свойствах воздуха и песка» (%) (констатирующий эксперимент)
Об этих объектах, которые встречаются в жизни человека с самого раннего детства: воде, воздухе, дети знают хорошо только основные свойства, но не могут рассказать о использовании человеком в жизни и т.д. (см. таблицу 2.1.)
Таблица 2.1.
Уровень знаний детей подготовительной группы о воздухе и песке (%) (констатирующий эксперимент)
Уровень знаний |
Исследуемый объект | |
Воздух |
Песок | |
Высокий уровень |
15 |
10 |
Средний уровень |
65 |
50 |
Низкий уровень |
10 |
40 |
У детей неполные знания о свойствах глины, почвы и др., частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности явлений.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что у детей не достаточные знания о свойствах и качествах объектов неживой природы: свойствах воздуха, песка.
Данные
диагностики свидетельствуют о
необходимости
2.2. Развитие представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста во время экспериментальной деятельности
С целью развития детского экспериментирования в групповую мини - лабораторию были внесены новые предметы и оборудование: воздушные шарики, насос, фен и т.д., чем привлекли внимание и заинтриговали детей.