Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение теоретических основ и выявление эффективности метода экспериментирования при формировании представлений у дошкольников о неживой природе.
Задачи нашего исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
Дать характеристику формам и методам формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников;
Провести диагностику знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природой;
Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста ………………………… 8
1.1.Содержание представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 8
1.2. Формы и методы формирования экологических представлений о неживой природе у дошкольников……………………………………………………. 17
1.3. Экспериментирование как метод формирования представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста ………………………… 23
Выводы по главе 1 ………………………………………………………...….. 29
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний об объектах неживой природы у детей старшего дошкольного возраста ….…31
2.1 Диагностика уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об объектах неживой природы ……………………………………………………31
2.2 Развитие представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста во время экспериментальной деятельности ………34
2.3. Эффективность проведенной работы ………………………………...…..36
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..……..38
Заключение …………………………………………………………………...….39
Литература …………………………………………………………………...….42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсова 3.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

 

Условные обозначения:


 - ответил на все вопросы правильно


- отвечает  с наводящими вопросами

 - на вопросы затрудняется отвечать, объяснить свои ответы не может.


 

 

Приложение 6

 

Сводная таблица результатов диагностики  знаний об объектах неживой природы  детей подготовительной к школе  группы

МБДОУ ДС №8 «Ягодка» г. Котельниково Волгоградской области

(контрольный эксперимент)

Таблица 2

№ п/п

Ф. имя ребенка

Воздух

Песок

1.

  Даша  С.

В

В

2.

  Артем П.

В

С

3.

 Маша  М.

В

С

4.

 Стас С.

В

В

5.

 Кирилл М.

В

С

6.

 Оля К.

С

С

7

 Вася Г.

В

В

8.

 Настя М.

В

С

9.

Оля С.

В

В

10.

 Ангелина М.

С

С

11.

 Лера К.

С

С

12.

Александра  Ш.

С

С

13.

 Максим К.

В

В

14.

 Вова З.

В

С

15.

 Света  Б.

С

В

16.

Настя Э.

В

С

17.

 Вика К.

С

С

18.

 Дима К.

В

С

19

 Артем С.

В

С

20.

Евгения Р.

В

С


 

Условные  обозначения: В – высокий уровень;

      С – средний уровень;

      Н – низкий уровень.

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Педагогическая  диагностика по программе развития и воспитания «Детство» [Бабаева и др., 2011] по теме  «Выявление знаний об объектах неживой природы» [Корепанова, 2007]

Таблица 3

Цель 

Содержание

Критерии уровней

Неживая природа. Воздух

 

Выявление знаний о воздухе, его свойствах и роли в жизни  человека

Беседа

1. Что такое воздух?

2. Можно ли увидеть воздух?

3. Назови свойства воздуха. (Воздух прозрачный невидимый, воздух везде,

    воздух вокруг  нас; когда воздух дрожит возникают звуки его можно

    услышать.)

4. Назови предметы внутри которых есть воздух. (Колеса, мячи, матрацы

    для плавания, пористый шоколад, аквариум и  т.п.)

5. Что такое ветер? (Это движение воздуха).

6. Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть

    листьями, завывать, развивать флаги, свистеть, поднимать  пыль и 

   т.д.)

7. Знаешь ли ты, что ветер может  навредить человеку? (Сильный ветер

   может ломать  деревья, срывать шляпы, разрушать  дома,

   переворачивать  автомобили).

8. Как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, и

    т.д.).

9. Как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной

    круг).

10. Чем отличается зимний ветер  от весеннего (летнего, осеннего)?

11. Как обнаружить ветер?

12. Что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер).

13. Какова роль ветра в жизни  растений?

14. Назови летающих животных?

 

 

Высокий уровень. У ребёнка сформированы достаточные знания о воздухе и его свойствах. Осознаёт роль воздуха в жизни человека. Знает, что ветер – это движение воздуха, приносящее пользу и вред человеку. На вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.

Средний уровень. Ребёнок знает, что такое воздух и ветер, но недостаточно знает об их свойствах. Имеет представления о пользе и вреде воздуха и ветра. На вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ; после наводящих вопросов самостоятельно справляется с заданием.

Низкий уровень.  Знания ребёнка о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека недостаточны. На вопросы отвечать затрудняется, объяснить свои ответы не может.

 

 

 

Неживая природа. Вода

Выявление знаний о воде, её свойствах  и роли в жизни человека

 

Беседа

1. Что такое вода? (Жидкость.)

2. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране.)

3. Для чего мы ее используем?

4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень,

    роса, туман,  снегопад, пурга, лед, половодье,  лужи, иней, сосульки.)

5. Какие свойства воды ты знаешь? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха,

   жидкая, не имеет формы и т.д.)

6. Что растет в воде?

7. Кто живет в воде?

8. Кому нужна вода?

9. Почему воду надо беречь?

 

 

Высокий уровень.  У ребёнка сформированы достаточные знания о воде, её свойствах и состояниях. Осознаёт её роль в жизни человека, растений, животных. Проявляет поисково-познавательную активность при проведении опытов с водой.

Средний уровень. Ребёнок знает, что такое вода, для чего  и где её используют, но о её свойствах и различных состояниях рассказывает с помощью взрослого. С интересом участвует в проведении опытов с водой.

Низкий уровень. Ребёнок знает, что такое вода, для чего  и где её используют, но недостаточно знает о её свойствах и различных состояниях  В проведении опытов малоактивен.

Неживая природа. Солнце

Выявление знаний детей о солнце, о его роли в жизни человека, животных и растений

Беседа

1. Что такое солнце?

2. Назови планеты Солнечной системы?

3. Знаешь ли ты, что солнце  – источник света? (Свет и тень. Смена дня и  

    ночи.)

4. Назови особенности радуги.

5. Назови светолюбивые и теневыносливые  растения.

6. Какие животные обитают в  местах отсутствия или недостатка  света. 

    (Ночные, подземные.)

7. Знаешь ли ты, что солнце  – источник тепла? Объясни  ответ. 

8. Назови животных, растения, которые  обитают в условиях холода  и 

    жары.

9. Расскажи о сезонных изменениях  в природе и в жизни человека.

10. Расскажи о роли солнца  в жизни человека.

 

Высокий уровень. У ребёнка сформированы достаточные знания о солнце, как источнике света и тепла, Солнечной системе, сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Осознаёт его роль в жизни человека, растений, животных. Моделирует связи между живой и неживой природой. На вопросы отвечает уверенно, поясняя свои ответы.

Средний уровень. Ребёнок знает, что такое солнце, владеет знаниями о сезонных изменениях в природе. Устанавливает частные и некоторые общие связи между живой и неживой природой. На вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.

Низкий уровень. Ребёнок знает, что солнце – источник света и тепла, от которого зависят жизненные процессы человека, животных и растений. Рассказывает о сезонных изменениях в природе с помощью наводящих вопросов взрослого.

Неживая природа. Камни, песок, глина

Выявление знаний детей о свойствах  песка и глины ,  камней.

Беседа

1. Какие свойства песка ты  знаешь? (Сыпучесть, рыхлость, способность

    пропускать воду.)

2. Какие свойства глины ты  знаешь? (Плотность, вязкость,

     пластичность.)

3. Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину

    (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

4. Какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

5. Как используют природные материалы  в жизни, в быту?

 

Высокий уровень. У ребёнка сформированы знания о свойствах песка и глины, камней, об использовании природных материалов в жизни и быту человека.

Средний уровень.  Ребёнок знает некоторые свойства песка, глины, камней, может привести пример их использования в жизни и быту. На вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.

Низкий уровень. Ребёнок знает, как человек использует камни, песок, глину, но рассказать об их свойствах затрудняется.

 

 

Неживая природа. Почва

Выявление знаний детей о почве  и ее значении для жизни растений.

 

Беседа

1. Что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля»).

2. Каких обитателей почвы ты  знаешь? (Дождевой червь).

3. Какова их роль в формировании  почвы?

4. Какое значение почвы для  жизни растений, в том числе  выращиваемых 

    человеком ты знаешь?

5. Расскажи, как нужно ухаживать  за растениями. (Копка, рыхление,

    внесение удобрений,  уход за комнатными растениями.)

6. Нужно ли бережно относится к почве и ее жителям?

 

Высокий уровень. У ребёнка сформированы знания о почве и ее значении для жизни растений; об использовании её человеком. Сформировано бережное отношение к почве и её жителям.

Средний уровень. Ребёнок знает, что такое почва и каково её значение для жизни растений. Имеет

представление о бережном

отношении к почве и её жителям.

Низкий уровень. Ребёнок знает, что такое почва и для чего она нужна. На вопросы отвечает, но объяснить свои ответы не может.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Перечень  опытов, демонстрируемых детям для  расширения знаний о свойствах объектов неживой природы.

 

1 блок занятий:  экспериментирование   с  песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Песочный конус»

  Горсть  песка  выпустить его струйкой  так, чтобы он падал в одно  место. Постепенно в месте падения  образуется конус, растущий в  высоту и занимающий все большую  площадь в основании. Если долго  сыпать песок, на поверхности  конуса то в одном месте,  то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение.

 Вывод:  песок сыпучий и может двигаться  (Вспомнить с детьми о пустыне,  о том, что именно там пески  могут передвигаться, быть похожим  на волны моря).

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Предположение: мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать  любую нужную форму, пока не высохнет.

Вывод: из  мокрого песка можно сделать  фигурки: когда песок намокнет, воздух между  песчинками исчезает,  мокрые песчинки слипаются и держат друг друга.

Эксперимент 3. «Волшебный материал» 

Предположение:  Дети проверяют свойства песка и  глины, вылепив из них посуду и  высушив ее. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины.

Вывод: вязкая влажная глина и сохраняет  форму после высыхания.  А  сухой  песок форму не сохраняет.

Эксперимент 4. «Где вода?»

Предположение: глина не пропускает воду и так  получаются лужи.  свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно с одинаковым количеством  воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок).

Вывод: Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины; почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Эксперимент 5. «Ветер»

Предположение: при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную  «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган - дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему.

Вывод:  т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают  друг к другу, они не могут удержаться  друг за друга, ни за землю при сильной  струе воздуха.

2 блок  занятий:  экспериментирование  с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Предположение:  вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой  опущен в воду; надувают воздушный  шарик и т.д.).

Эксперимент 2. «Реактивный шарик»

Предположение: для того, чтобы воздушный шарик  летел дольше, надо его как можно  больше надуть.

 Предложить  детям надуть воздушный шар  и отпустить его, обратить внимание  на траекторию и длительность  его полета.

Вывод: т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его  двигаться, то чем больше воздуха, тем  дальше и быстрее летит шарик. 

Эксперимент 3. «Подводная лодка»

Предположение: сможет ли стакан подняться со дна, если его погрузить в воду.

Дети выполняют  действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для  коктейля, вдувают под него воздух.

Вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он   вытесняет  воду и стакан  всплывает.

Эксперимент 4. «Сухой из воды»

Предположение: можно ли опустить стакан в воду и не намочить  лежащую на дне  салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя  стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая  стакан,  взрослый  предлагает  определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Эксперимент 5. «Свеча в банке»

Предположение: можно ли погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и задувая ее.  Проделать  следующее:  зажечь свечу, накрыть ее банкой и  понаблюдать до тех пор, пока она  не погаснет.

Вывод: для  горения нужен кислород, который  при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода  к огню затруднен, огонь гаснет.

Эксперимент 6. «Почему не выливается?»

Предположение: можно ли  перевернуть стакан с водой,  что бы вода из него не  вылилась. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается.

Вывод: вода не выливается из стакана, когда под  ним лист бумаги (на лист бумаги давит  воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина – воздушное давление).

                                 

 

 

 


Информация о работе Формирование у детей 5-7 лет представлений о неживой природе в процессе экспериментирования