Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"

Вложенные файлы: 1 файл

экономика природопользования.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

 

38. Экономический  механизм природопользования – совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования. На переходном этапе развития экономики в хозяйственном механизме природопользования все большую значимость приобретает его экономический блок, или собственно экономический механизм, который охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирование природоохранных мероприятий, ценообразование в природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование и т.п.Так, в Законе Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” (раздел IV), принятом в конце 1992 года, в состав экономического механизма обеспечения охраны окружающей среды включены планирование и финансирование природоохранных мероприятий, определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов и допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также взимание налога и других платежей за природопользование, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде. Но планирование и установление лимитов – это, как было отмечено в предыдущей теме, инструменты административного, а не экономического регулирования, составляющие хозяйственного, а неэкономического механизма, под которым в научных работах последних лет однозначно подразумевается совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.Более того, уже и в официальном документе, “Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды”, принятой в 1995 году, понятие “экономический механизм”. В Концепции отмечено: экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды включает в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, строительства природоохранных объектов и т. п.В отличие от централизованной экономики, где основополагающими в управлении природопользованием были административные методы, в экономике переходного периода приоритетными становятся экономические регуляторы. Однако справедливости ради следует отметить, что и прежде они находили определенное применение в хозяйственной практике. Плата за ресурсы не носила рентного характера, а размеры ее были чисто символическими.Трудность введения реального режима платности природопользования была обусловлена искаженной системой ценообразования в народном хозяйстве в целом. Определение платежей за природные ресурсы, в основе которых должна лежать их экономическая оценка на базе дифференциальной ренты, существенно повлияло бы на рост цен, для чего требовалась реформа ценообразования, на что руководство страны пойти в то время не решалось.Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались штрафные санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они были весьма мало ощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия, во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения, во-вторых, – суммы их были слишком малы и легко компенсировались из премиальных источников. В условиях государственной собственности наложение более серьезных штрафов означало бы перекладывание государственных средств из одного кармана в другой. Новые отношения собственности в экономике, конечно, должны повлиять на усиление действенности этой меры тветственности. Однако большая трудоемкость расчетов ущерба по данной методике, с одной стороны, низкая рентабельность государственных предприятий, с другой, обусловливали невысокую эффективность исков по возмещению убытков от загрязнения окружающей среды (размеры ущерба, как правило, занижались). 

39. Система платного  природопользования в Беларуси и её эффективность.В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды различают общее природопользование, которое является бесплатным, и специальное природопользование, осуществляемое на платной основе. Платежи за специальное природопользование взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы. 
В соответствии со ст. 8 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 г. в составе республиканских налогов и сборов к сфере природопользования относятся: :земельный налог;-экологический налог;-налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;-сбор при ввозе на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ. 
Таким образом, действующая в настоящее время в Республике Беларусь система платности природопользования включает вышеуказанные налоги и сбор, а также ряд неналоговых платежей, в частности: плату за лесные пользования; платежи в области обращения с объектами растительного и животного мира; арендную плату за пользование земельными участками, участками лесного фонда, водными объектами В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды различают общее природопользование, которое является бесплатным, и специальное природопользование, осуществляемое на платной основе. Платежи за специальное природопользование взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы. 

40. Зарубежный опыт  экономического стимулирования рационального природопользования. Формирование системы эколого-экономического регулирования в переходный период развития экономики требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта промышленно высокоразвитых стран. Известно, что механизм экономического стимулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала века, и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, — это результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для выявления некоторых общих закономерностей, конкретных подходов к оптимизации природопользования и оценки их эффективности.  
На Западе применяются как бы две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы — ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы.  
В ведущих странах Запада в настоящее время используются следующие основные инструменты ценового экологического регулирования: 
1. ^ Платежи за загрязнение окружающей среды. Представляют собой выплату предприятиями-природопользователями определенных сумм в бюджет государства за “услуги” разбавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоемы, выбросов в атмосферу, складирование твердых отходов. 2. ^ Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями. 3.^ Ресурсные платеж��. Вносятся за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. 4. ^ Экологический налог в ценах на продукцию — надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. 5. ^ Дифференциация налогов на прибыль представляет собой систему применения льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и, наоборот, завышенных нормативов налога для предприятий, которые выпускают “грязную” продукцию. 6. Субсидии представляют собой государственную помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. 7. ^ Экологическое страхование — страхование экономи-ческой (имущественной) ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам

^ Рынком разрешений (или прав, лицензий) на выбросы принято называть конкурентную систему распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка.  
Основными элементами системы рыночного регулирования, нашедшей широкое применение в США и, в некоторой степени, в ФРГ, являются следующие: 
1. Баббл-принцип (принцип “пузыря”, или “облака”), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива. 
2. ^ Политика компенсации выбросов. Предприятия, уменьшившие свои выбросы, приобретают тем самым право на выброс, фиксируемое в виде соответствующего документа — лицензии, или разрешения, на выброс.3. ^ Банки выбросов – специальные банки, в которые фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать или использовать при необходимости самой. 4. ^ Биржи прав на загрязнение – посреднические организации, необходимые при расширении рынка прав на загрязнения для осуществления сделок по купле-продаже прав на выбросы. 
 

41. Совершенствование  производственных и макроэкономических показателей с учетом экологических требований.  
Задачи экономического стимулирования природоохран-ной и ресурсосберегающей деятельности требуют корректиров-ки как производственных, так и макроэкономических показателей с учетом экологических требований. Экологизация показателей основного производства будет способствовать заинтересованности субъектов хозяйствования в результатах природоохранной деятельности. Так, одним из основных итоговых показателей работы предприятий служит рентабельность, отражающая как количественные, так и качественные ее результаты. Показатель общей рентабельности (R) рассчитывается как отношение общей (балансовой) прибыли (Пб) к стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (Ф): Рост рентабельности производства возможен как за счет возрастания прибыли, так и за счет экономного использования фондов, но это никак не отражает последствий воздействия предприятия на окружающую среду, степени природоемкости производства. Необходим расчет чистой прибыли, которая бы отражала как результат производственной деятельности, так и степень ее негативного влияния на окружающую среду. Воздействие на среду проявляется в виде эколого-экономического ущерба. В случае наращивания фондов без учета экологических требований предприятие увеличивает балансовую прибыль, но одновременно растет и ущерб, так как с увеличением объемов производства, как правило, растет его природоемкость. Поэтому при определении рентабельности нужно оперировать размерами чистой прибыли (Пч), рассчитываемой как разница между балансовой прибылью (Пб) и наносимым производственной деятельностью ущербом (У).Но в процесс производства вовлекаются не только основные фонды, но и природные ресурсы, рациональное использование которых также должно сказываться на рентабельности предприятия. В ”экологизированном” показателе рентабельности необходимо учитывать оценку используемых природных ресурсов (ПР).

 

 

42. Экономический  ущерб от загрязнения и истощения природной среды.Важнейшим условием эффективного функционирования экологической сферы является обеспечение обязательного возмещения субъектами хозяйствования ущербаот антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной форме. Для установления размеров компенсаций ущерба от загрязнения и истощения природной среды необходима его экономическая оценка.Строго говоря, этот ущерб проявляется не только в недополученной продукции и иных материальных утратах, но и в потерях нематериальных ценностей. Каждоеприродное благо — это не только средство производства и среда обитания, которые можно компенсировать материальными затратами и трудом человека, но и уникальное образование, которое зачастую невоспроизводимо и незаменимо. Очень трудно оценить, во что обойдется обществу потеря живописных мест отдыха, бальнеологических объектов, представителей флоры и фауны и т.п.Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон, условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальный. Экологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими в природных системах. Неблагоприятные последствия для них могут наступить даже при незначительных отклонениях от оптимального состояния, а при достижении критического уровня происходят необратимые изменения в экосистемах.Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности. Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагополучными продуктами питания, питьевой водой плохого качества, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом. Очевидно, что экологический и социальный ущербы не подлежат абсолютно точной количественной оценке, теоретические же и практические исследования по оценке экономического ущерба от загрязнения окружающей среды начали проводиться в бывшем СССР на рубеже 60—70-х годов. Обобщая существующие подходы к оценке экономического ущерба, можно схематически представить его в виде двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов. Размер натурального ущерба (Р,), а также затраты на ликвидацию его влияния на хозяйственную деятельность (2) определяют величинуэкономического ущерба

 

 

 

43. Социальный и совокупный ущербы от загрязнения и истощения природной среды.

Соц. ущерб можно  условно подразд. на восполнимый и невосполнимый.Соц. восполн. ущерб выраж. в стоимостных показателях и включает:1) потери произ-ва от невыходов на работу (недополуч. продукция)2) прямые расходы в соц. обеспечении на оплату больничных листов3) прямые расходы в здравоохр.:затраты на лечение4) сниж. произ-сти трудаНевосполнимый соц. ущерб невозм. оценить стоим. показателями. Н-р:1) потеря здоровья2) сниж. творч. актив. 3) досрочный уход на пенсию4) псих. дискомфорт.Сов. эк. ущерб от загрязн. окр. среды=эк. ущерб+соц. восполнимый ущерб.Сов. эк ущерб отражает потери эк-ки и общ-ва при отсутствии прир.-охр. мероприятий. Его можно определить как сумму след. локальных ущербов:1) ущерб промышл.2) ущерб с/х и лесному хоз-ву3) ущерб ЖКХ4) ущерб от повышения заболеваемости населения5) прямой эконом. ущерб населению6) ущерб от повышения текучести кадров.Методика определения экономического ущерба. Функции показателей совокупного экономического ущерба. 
3 методических подхода к экон. оценке ущерба: 
1) метод прямого счета, базируется на сопоставлении затрат на лечение населения, урож. с/х культур, продуктивности скота, сроков службы и т. д. в загрязненном и контрольном районах. 
2) аналитический метод основан на использовании матем. зависимостей м/д показателями состояния реципиентов и уровнем загрязнения окр. среды 
3) эмпирический (укрупненный) метод основан на принципе перенесения на частный исследуемый объект общих закономерностей воздействия ущербообразующих факторов. 
Эмпирическая (укрупненная) методика оценки экон. ущерба от загрязнения. 
Упрощенно экон. ущерб от загрязн. окр. среды можно представить как сумму ущерба от загрязнения атм. воздуха Уа, от загрязнения водных рес-сов Ув, от загрязн. почвы Уп, от загрязн. недр Ун: 
В качестве осн. реципиентов(Реципиент – объект, кот. несет ущерб от загрязн. окр. среды) рассматр-ся:1) население2) объекты ЖКХ3) с/х угодия, ивотные и растения4) лесные рес-сы5) элементы осн. фондов промышл. и транспорта6) рыбные рес-сы7) рекреационные и лечебно-курортные рес-сы 
Наиб. экон. ущерб наносится от загрязн. возд. среды (60 %), водн. рес. (30 %), ущерб от отх. (10 
Осн. фун-ции показателей сов. эк. ущерба: 
1) учетная: показатели служат измерителем отрицательных последствий хоз. деят-ности 
2) стратегическая: показатели служат для выбора природо-охр. стратегии, обосновании экол. политики, обоснов. развития и размещения производ. сил 
3) ограничительная: показатели способствуют ограничению размещения новых объектов в экологически неблагополучных регионах 
4) инвестиционная: эти показатели необходимы для уточнения размеров и структуры природоохр. инвестиций 
5) стимулирующая: показатели служат базой для определения размеров штрафных санкций, для установления платежей за загрязнение.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"