Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:51, реферат
Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОХРАНА окружающей сРЕДЫ В СТРАНАХ
С высокоразвитой рыночной ЭКОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ
2. ПЕРЕХОД К гибкой экологической ПОЛИТИКЕ
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
4. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ГЛАВА
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Проблемы экологии в россии
1 . I . Острота проблем
1.2. Региональная экологическая политика
1.3 . Роль предпринимательской деятельности
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. 1. Бюджетное финансирование
2.2. Внебюджетные фонды
2.3. Собственные средства предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОХРАНА окружающей сРЕДЫ В СТРАНАХ
С высокоразвитой рыночной ЭКОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ
2. ПЕРЕХОД К гибкой
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
4. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ГЛАВА
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Проблемы экологии в россии
1 . I . Острота проблем
1.2. Региональная экологическая политика
1.3 . Роль предпринимательской деятельности
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. 1. Бюджетное финансирование
2.2. Внебюджетные фонды
2.3. Собственные средства предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным "эффектом бумеранга": разрушение природы оборачивается экономическим yщep6oм и социальным уроном. Природа не в состоянии собственными сипами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие, воссоздавать изъятые у неё блага в соответствующем объеме. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса. Вопрос о сох-ранении природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост , основывающийся на традиционных принципах, становится угрожающе опасным. И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.
Многие экологические проблемы сейчас перешагнули рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается прежде всего экономическими соображениями. Быть лидером здесь трудно - попытки решить глобальные проблемы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное положение по сравнению с конкурентами на мировом рынке. Успешным началом сотрудничества послужило подписание в 1987 г. 24 странами Монреальского протокола о снижении выбросов фреонов на 50% к 1999 г. В результате за 1983-1989 гг 12 европейских стран объявили о введении к указанному сроку полного запрета на их производство и использование, а в марте 1989 г. к ним присоединились США. Теперь эти страны пытаются убедить остальной мир б принятии аналогичных мер.
Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.
ГЛАВА 1. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРАНАХ С высокоразвитой рыночной эКОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ
Переломным в охране окружающей
среды в капиталистических
В 70-е годы произошло изменение
в понимании содержания окружающей
среды и ее значимости для общества.
Разрозненные выступления групп
населения против виновников промышленного
загрязнения сменило массовое общественное
движение "зеленых". В сознание
населения активно проникло понимание
того, что нормальное состояние окружающей
среды - это не просто борьба с загрязнением,
а важнейшая цепь позитивной человеческой
деятельности. Человеческая жизнь не
может считаться нормальной, если
в ней отсутствует
Под воздействием острых кризисных явлении в 70-е годы в Японии, как и в других ведущих капиталистических странах, сложилась устойчивая государственная экологическая политика. На смену отдельных, нередко разрозненных мер государства по борьбе с: загрязнениями пришла комплексная многоцелевая система действий, объединенных единой концепцией, которая получила всестороннее организационное и правовое оформление.
К началу 70-х годов в
Японии уже были приняты основные
законодательные акты по охране окружающей
среды. Аналогичный процесс
Организационная структура охраны среды в Японии следующая: Управление по окружающей среде, местные государственные п р ирод о о х р а н н ы е органы, а также с. т р у к туры управления, созданные в промышленных компаниях в соответствии с Законом об управляющих в области охраны среды 1973 г. Заметим, что численность таких управляющих на предприятиях страны в 1937 г. составила 20,6 тыс. человек. В Японии действует также экологическая полиция.
Организационная структура охраны окружающей среды Японии имеет много аналогий с природоохранной структурой в большинс-тве развитых стран. В рамках этой структуры осуществляется paзработка и реализация целевых комплексных программ регупиро-вания природопользования; предупреждение нежелательных экологических последствий хозяйственной деятельности; организация НИОКР; содействие в подготовке специалистов; информационное обеспечение; международное сотрудничество в области охраны среды.
В задачи органов охраны окружающей среды входит также тесное сотрудничество с государственными органами защиты от стихийных бедствий. В Японии в них входят - центральный совет защиты от бедствий, Управление национальной территории при премьер-министре. Советы защиты от бедствий в префектурах.
Японии раньше других стран (в 1973 г.) приняла Закон об экспертизе новых химических веществ. С 1988 г. действует и Закон об общей экологической экспертизе.
Резкое обострение проблем загрязнения среды в Японии первоначально выдвинуло на передний план требования о необходимости, во-первых, расширить и ужесточить нормативную основу регулирования, во-вторых, финансовые и прочие расходы за загрязнение возложить полностью на фирмы-загрязнители. Такие фирмы и фирмы, обеспечивающие экологически чистое производство, должны были быть поставлены в равные экономические условия через систему штрафных санкций и дополнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды.
Подобное же отношение к обеспечению охраны окружающей среды существовало и в общественных кругах "зеленой ориентации", которые требовали, чтобы промышленные компании несли основное бремя расходов — слишком очевидна была их негативная роль в ухудшении экологической обстановки в стране.
Считалось, что перенесение
издержек, связанных с охраной
и восстановлением среды, на цены
продукции может стать частью
механизма включения
Однако эта, казалось бы, очевидная часть концепции охраны окружающей среды быстро показала свою несостоятельность. Предприятия-загрязнители оказывались на грани финансового краха из—з:а непосильных экологических расходов.
2. ПЕРЕХОД К гиБкой эКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Естественной реакцией на неудачи с реализацией концепции Ё-ып поиск путей перехода к гибкой политике, сочетающей в себе административные экономические методы государственного регулирования с постоянно возрастающими государственными расходами, различными каналами государственной помощи, компенсируняцей и амортизирующей бремя экологических инвестиций.
Упор в достижении экологических целей был сделан на следующие административные средства воздействия:
- ужесточение стандартов и
- использование экологической
экспертизы производственных
- соглашения, заключаемые местными органами власти о контроле за загрязнением;
- системы арбитража
- природоохранительные
Широкое распространение получило судебное преследование нарушителей, опирающееся на закон об охране воздуха 1958 г. и закон об охране вод 1970 г., предусматривавшими не только административную, но и уголовную ответственность за загрязнение среды.
Аналогичным образом была
предусмотрена уголовная
Одновременно и в Японии, и во многих других странах расширилась сеть служб контроля за выполнением нормативов, особенно по таким веществам, как окись углерода, взвеси, окислы серы, окислы азота, углеводы и оксиданты, соединения хлора и биологически активных веществ. За 70-е годы в Японии деятельность таких служб распространилась практически на всю территорию страны; особое внимание уделялось состоянию экологии городов. водоемов, а также морского побережья.
Государство приступило к
развертыванию различных
Помимо появления возможностей
кардинального повышения
Затраты на проведение экологической экспертизы только строительными компаниями выросли к концу 80-х годов до 17,4 млрд. йен. Наибольший рост наблюдался б 1985 г. и составил 67,8%. Внутренний рынок Японии по экологической экспертизе в 1990 г. составлял 40 - 50 млрд. йен.
Государство постепенно утверждало принцип компенсацион" ности за причиняемый ущерб экологии, сочетающийся со стимулированием перехода предприятий на экологически чистые технологии. Понимая, что достижение экологически чистого производства требует кредитных средств и времени, государство шло на такие меры как например, поэтапное повышение экологических нормативов для предприятий, а также "свободный" выбор предприятиями метолов контроля загрязнения.
Вместо дорогостоящего тотального
контроля своих отходов предприятиям
разрешалось концентрировать
В качестве полуадминистративных, полуэкономических мер воздействия государства на предприятия-загрязнители в практику охраны окружающей среды в Японии была введена такая мера, как система экологических платежей. Платежи взыскивались в качестве дополнительных налогов с. потребителей ресурсов или предприятий-загрязнителей на покрытие расходов по административным природоохранительным программам.
После принятия японским правительством в 1973 г. решения о выплате компенсаций населению, проживающему в районах с высокой степенью загрязнения воздуха (41 район), по стране был установлен налог на основные источники выбросов серы - промышленные предприятия и автомобильный транспорт для покрытия ком-пе?нсационных выплат населению и других статей расходов здравоохранительной программы.
Проведение природоохранных мер в уголках дикой природы и национальных парках сопровождалось получением платежей с ее посетителей в размерах сумм, компенсирующих основные затраты. Для этом применялись такие меры, как выплаты компенсаций владельцам участков в национальных парках за неиспользование их в хозяйственных целях.