Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, лекция

Краткое описание

Экологический мониторинг – информационная система сбора, анализа и обобщения информации об антропогенном влиянии на состояние окружающей природной среды для предотвращения отрицательных природно-антропогенных эффектов.
В зависимости от пространственных масштабов экологический мониторинг делится на глобальный, региональный и локальный. Каждому уровню присущи свои особенности в организации работ.
Экомониторинг существует для предотвращения кризисов и катастроф во взаимоотношениях между человеком и природой, что достигается проведением экологических наблюдений, выполнением оценок и прогнозов антропогенного воздействия на окружающую среду.

Содержание

Предисловие 4
Введение 6
1. Научные основы экологического мониторинга 8
2. Экологические наблюдения 19
3. Экологическая оценка 26
4. Экологический прогноз 35
5. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга 41
6. Экологический менеджмент и мониторинг 53
7. Локальный экологический мониторинг 60
8. Порядок разработки аналитической программы и технологических регламентов мониторинга 70
9. Обеспечение достоверности аналитических данных мониторинга 77
10. Экологическая информация в системе мониторинга 98
11. Внутренний аудит системы экологического мониторинга 109
Литература 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень нормативных документов, стандартов, регламентирующих проведение экологического мониторинга в Российской Федерации 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих нормативных документов Госкомэкологии России 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Формы отчетной документации для органов экологического мониторинга 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Порядок определения объектов наблюдения, параметров и периодичности наблюдений при проведении экологического мониторинга нефтедобывающего предприятия 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Перечень показателей, анализируемых при проведении экологического мониторинга природных и сточных вод 151

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_bilety_po_ekologicheskomu_monitoringu.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Модель системы управления окружающей средой

 (на основе стандарта ИСО 14000)

 

Внедрение  стандартов серии ИСО 14000 в сфере экологического мониторинга позволяет организации:

a)

ввести, поддержать и улучшить систему управления окружающей средой на основе функций экологического мониторинга;

b)

удостовериться в результативности экологической политики;

c)

продемонстрировать другим организациям соответствие экологическим стандартам;

d)

добиться реального улучшения управления и окружающей среды;

e)

самостоятельно определить соответствие собственно такой системы региональным, российским и международным стандартом и заявить об этом соответствии.


 

Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех заинтересованных сторон. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации к рассмотрению вопроса о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Более объективные оценки воздействия организации возможны только при анализе реального влияния на природную среду по данным экомониторинга. В то же время и сам мониторинг должен быть организован в соответствии с моделью системы управления окружающей средой.

Все требования, содержащиеся в стандартах серии ИСО 14000, предназначены для включения в любую систему управления окружающей средой. Степень их применения будет зависеть от таких факторов, как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.

Плановый экологический показатель – определенное положение в отношении деятельности организации или ее частей, эффективности. Он выражается количественно и включает целевые экологические параметры, которые должны быть установлены и выполнены.

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы она:

a)

соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;

b)

включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

c)

включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

d)

предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

e)

документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;

f)

была доступна для общественности.


Организация должна устанавливать и выполнять процедуру(ы) идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, которые она может контролировать и на которые она предположительно может влиять, с тем чтобы выявить возможное существенное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные с этими воздействиями, будут приняты во внимание при определении целевых экологических показателей организации. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию, в том числе путем осуществления экологического мониторинга.

Организация должна устанавливать и поддерживать на необходимом уровне документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения в рамках этой организации и контролировать выполнение этих показателей.

При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать законные требования, существенные экологические аспекты, технологические варианты, свои финансовые, эксплуатационные потребности и потребности бизнеса, а также потребности заинтересованных сторон.

Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой, предусматривающей предотвращение загрязнения окружающей среды.

Организация должна разрабатывать и выполнять программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей в области экологического мониторинга. Такая программа должна включать:

 

a)

распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей между соответствующими подразделениями и уровнями в рамках организации;

b)

определение средств и сроков, в которые эти показатели должны быть достигнуты.


Руководство организации должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы управления окружающей средой и для контроля за ней. Ресурсы включают в себя людские ресурсы, обладающие специальными знания ми и опытом, технологию и финансовые ресурсы.

Разрабатываются текущие и перспективные технические нормативы, ведется их мониторинг. Технический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и  отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных  или  иных  передвижных средств и другие  показатели.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации возможности катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

Организация должна анализировать и пересматривать, в случае необходимости, процедуры, касающиеся ее подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации. Эту функцию невозможно реализовать без проведения экологического мониторинга.

Экологическая эффективность (характеристика экологичности) – измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях.

Согласно стандартам ИСО 14000 организация должна устанавливать и выполнять документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, принятием надлежащих мер по оперативному контролю и за достижением соответствия целевых и плановых экологических показателей организации.

Организация должна устанавливать и выполнять процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде. Эти данные должны включать сведения, получаемые при проведении экологического мониторинга.

Зарегистрированные данные об окружающей среде должны быть удобочитаемы, идентифицируемы и прослеживаемы по охваченным видам деятельности, продукции или услуге. Эти экологические данные должны храниться и вестись таким образом, чтобы их можно было легко найти и защитить от повреждений и потери. Срок их хранения должен быть установлен и зафиксирован. Зарегистрированные данные должны актуализироваться.

В процессе идентификации важные экологические показатели, связанные с деятельностью функциональных единиц, следует, если это уместно, рассмотреть в качестве объектов экологического мониторинга:

 

а)

выбросы в воздух;

 

b)

сбросы в воду;

 

с)

удаление и очистка сточных вод;

 

d)

радиоактивное заражение местности;

 

e)

использование сырья и природных ресурсов;

 

f)

другие локальные экологические изменения.


Таким образом, обзор содержания стандартов серии ИСО 14000 позволяет выявить необходимость организации системы экологического мониторинга для целей управления окружающей средой и мониторинга самой системы управления.

 

42 Локальный экологический мониторинг

 

Локальный экологический мониторинг предназначен для обеспечения системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека, выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели не достигаются, создать предпосылки для разработки мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб окружающей среде.

Предельно допустимая  (критическая) нагрузка – показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду.

Особо охраняемые природные территории – государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

 

Программы экологического мониторинга могут быть ориентированы также на достижение специальных целей, связанных с обеспечением управления необходимой информацией для принятия организационных и других мер, для выполнения конкретных природоохранных мероприятий, проектов. Например, мониторинг фоновых величин загрязнений объектов окружающей среды проводится с целью нормирования воздействий на окружающую среду и последующего определения вреда, причиненного в процессе хозяйственной деятельности; мониторинг в условиях аварии или чрезвычайной ситуации имеет целью обеспечение необходимой экстренной информацией служб, занятых ликвидацией аварии и ее последствий.

Одной из основных задач мониторинга является получение надежных, точных и объективных результатов, создание необходимых и достаточных условий, обеспечивающих стабильное получение достоверных результатов.

Эта задача достигается за счет:

  • высокой квалификации персонала;
  • использования современных средств измерения, испытательного и вспомогательного оборудования;
  • применения актуализированной нормативной документации;
  • метрологического обеспечения выполнения наблюдений;
  • контроля качества результатов мониторинга;
  • строгой регламентации ответственности персонала за достоверность и объективность получаемых результатов;
  • участия в межлабораторных испытаниях и измерениях;
  • постоянного совершенствования всей системы обеспечения качества результатов мониторинга.

Другой задачей экологического мониторинга является получение оперативной информации о воздействиях на объекты окружающей среды с целью принятия управленческих решений. Это достигается за счет оперативной обработки и передачи информации в виде, пригодном для проведения анализа и принятия решений.

К частным задачам экологического мониторинга относятся:

  • наблюдение за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • наблюдение за факторами антропогенного воздействиями и их оценка;
  • наблюдение за состоянием отдельных компонентов окружающей природной среды и происходящими в них процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
  • оценка достоверности данных о загрязнении окружающей среды, полученных расчетным путем (например при расчете рассеивания примесей в приземном слое атмосферы);
  • оценка фактического состояния компонентов окружающей природной среды;
  • выполнение производственного экологического контроля в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • прогноз изменения состояния компонентов окружающей природной среды под влиянием природных и антропогенных факторов;
  • получение количественной информации для планирования природоохранных мероприятий, для планирования инвестиций.

 

Организация системы экологического мониторинга

В систему экологического мониторинга входят следующие основные процедуры:

  • определение конкретных целей и задач мониторинга,
  • определение объектов мониторинга,
  • сбор информации и предварительное обследование объектов мониторинга,
  • составление информационной модели объекта наблюдения,
  • разработка аналитической программы мониторинга,
  • разработка технологических регламентов по отдельным параметрам измерений для объектов мониторинга,
  • отбор проб и выполнение измерений,
  • оценка достоверности результатов и их документирование,
  • оценка состояния объекта наблюдения и идентификация информационной модели,
  • корректировка информационной модели и программ мониторинга,
  • прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения, разработка необходимых корректирующих мероприятий.

Объекты мониторинга: поверхностные, подземные и сточные воды, атмосферный воздух, промышленные выбросы в атмосферу, почвы, отходы, биота и др. Например, сточная вода – вода, сбрасываемая в установленном порядке в водные объекты после ее использования или поступившая с загрязненной территории.

Информация о работе Экологический мониторинг