Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, лекция
Экологический мониторинг – информационная система сбора, анализа и обобщения информации об антропогенном влиянии на состояние окружающей природной среды для предотвращения отрицательных природно-антропогенных эффектов.
В зависимости от пространственных масштабов экологический мониторинг делится на глобальный, региональный и локальный. Каждому уровню присущи свои особенности в организации работ.
Экомониторинг существует для предотвращения кризисов и катастроф во взаимоотношениях между человеком и природой, что достигается проведением экологических наблюдений, выполнением оценок и прогнозов антропогенного воздействия на окружающую среду.
Предисловие 4
Введение 6
1. Научные основы экологического мониторинга 8
2. Экологические наблюдения 19
3. Экологическая оценка 26
4. Экологический прогноз 35
5. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга 41
6. Экологический менеджмент и мониторинг 53
7. Локальный экологический мониторинг 60
8. Порядок разработки аналитической программы и технологических регламентов мониторинга 70
9. Обеспечение достоверности аналитических данных мониторинга 77
10. Экологическая информация в системе мониторинга 98
11. Внутренний аудит системы экологического мониторинга 109
Литература 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень нормативных документов, стандартов, регламентирующих проведение экологического мониторинга в Российской Федерации 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих нормативных документов Госкомэкологии России 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Формы отчетной документации для органов экологического мониторинга 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Порядок определения объектов наблюдения, параметров и периодичности наблюдений при проведении экологического мониторинга нефтедобывающего предприятия 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Перечень показателей, анализируемых при проведении экологического мониторинга природных и сточных вод 151
Окончание табл. 6
9 |
Состояние рабочих журналов |
Ежеме-сячно |
Руководители групп |
Проверяется правильность ведения журналов, полнота записей. В журналах делается запись о проведенной проверке |
10 |
Внутренний аудит системы качества результатов |
Ежегод-но |
Руководитель группы мониторинга |
Анализ эффект. функционирования элементов системы качества, разработка мер корректирующих воздействий |
11 |
Внутренний оперативный контроль результатов КХА |
20% проб |
Руководитель группы |
Контроль точности, воспроизводимости и сходимости результатов КХА |
12 |
Внутрилабор. стат. контроль качества результатов |
Постоян-но |
Руководитель группы мониторинга |
По альтернативному признаку на основании браковочных чисел |
13 |
Внеш. контроль качества результ. КХА |
Ежегод-но |
Руководитель группы мониторинга |
Участие в межлабор. сличительных экспериментах |
Межлабораторные сличительные эксперименты могут проводиться для проверки достоверности результатов нескольких мониторинговых лабораторий, выполняющих однотипные измерения. Инициатором проведения межлабораторных сличительных экспериментов может выступать заказчик работ по мониторингу либо контролирующая организация. Результаты таких экспериментов регистрируются в совместном протоколе выполненных измерений, при необходимости проводятся корректирующие мероприятия.
Для проверки наличия условий, гарантирующих достижение и поддержание высокого уровня качества КХА в лаборатории, проводится регулярный внешний контроль результатов анализа и измерений путем участия в межлабораторных сличительных экспериментах одной и той же пробы или фактора в рамках договоренностей с органами государственного контроля и надзора, а также путем участия в межлабораторных экспериментах, организуемых независимыми организациями.
Начальник лаборатории совместно с руководителями подразделений несет ответственность за проведение внешнего контроля результатов КХА, проводимого не реже 1 раза в год.
Результаты проведения внешнего контроля качества работы лаборатории оформляются в виде отчетов, актов, протоколов, которые хранятся в архиве лаборатории. При выявлении недостатков проводятся корректирующие мероприятия по их устранению.
Для обеспечения юридической достоверности результатов экологического мониторинга и возможности их использования в любых целях (в том числе для целей арбитража, сертификации и т.д.) необходимо выполнить работы по оценке технической компетентности мониторинговых лабораторий.
Работы по подтверждению технической компетентности аналитических лабораторий могут проводиться в разных формах в зависимости от их цели:
1) в форме аккредитации лаборатории – в случаях, когда лаборатория занимается видом деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (если для получения лицензии необходимо иметь аттестат аккредитации), когда результаты, получаемые лабораторией, используются в арбитражных целях, для международного сотрудничества, для сертификации товаров и услуг и др. Работы по аккредитации лаборатории проводятся Госстандартом России или органами по аккредитации, полномочия которых подтверждены в установленном порядке; результатом проведения работ по подтверждению технической компетентности лабораторий в этом случае является аттестат аккредитации лаборатории;
2) в форме оценки состояния измерений в лаборатории, когда официально подтверждается наличие в лаборатории условий, необходимых для обеспечения единства и требуемой точности при выполнении измерений – например, для осуществления производственного экологического контроля, промышленно-санитарного контроля, контроля за соблюдением правил и норм промышленной безопасности в тех случаях, когда лаборатория проводит работы на своем предприятии (в таких случаях оценка состояния измерений ведется на договорной основе государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы); результатом таких работ является выдача лаборатории свидетельства о состоянии измерений в лаборатории;
3) в форме оценки состояния измерений с целью установления соответствия уровня метрологического обеспечения, достигнутого в лаборатории, современным требованиям обеспечения единства и точности при выполнении измерений (в этом случае оценка состояния измерений проводится метрологической службой предприятия, ведомства или объединением юридических лиц).
Нормативно-правовой основой для проведения аккредитации лабораторий является постановление Госстандарта России от 30.12.1999 № 72 «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации», а также нормативный документ «Система аккредитации аналитических лабораторий (центров)», действующий с 1994 г.
Оценка состояния измерений в лабораториях проводится в соответствии с нормативным документом МИ 2427-97 «Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях».
При проведении работ по подтверждению технической компетентности лабораторий необходимо учитывать также положения ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» и ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
Процедуры, по которым проводится аккредитация и оценка состояния измерений, практически идентичны и различаются только по формальным признакам (аккредитацию имеют право проводить только органы по аккредитации, специально уполномоченные Госстандартом России).
Основанием для работ по подтверждению технической компетентности лабораторий является заявка лаборатории, направляемая в орган, уполномоченный на проведение тех или иных видов работ (приложение 2). Обязательным приложением к заявке является характеристика области аккредитации лаборатории, оформленная в виде таблицы, включающей сведения об объектах анализа (например, природные, сточные или питьевые воды, почвы, донные отложения, воздух рабочей зоны, атмосферный воздух, минеральное сырье и др.), об определяемых показателях и диапазонах их измерений.
Работы по аккредитации или по оценке состояния измерений выполняются комиссией, формируемой из квалифицированных специалистов в области метрологии и аналитической химии (при аккредитации лабораторий эти специалисты должны являться экспертами, прошедшими специальное обучение и аттестованными Госстандартом России). Члены комиссии или отдельные специалисты, выполняющие оценку состояния измерений, не должны являться штатными сотрудниками проверяемой лаборатории, находиться в служебной или иной зависимости от руководителя лаборатории.
Перед началом работ лаборатория готовит материалы, необходимые и достаточные для оценки состояния измерений:
- «Положение о лаборатории» - документ, определяющий юридический статус лаборатории, ее права, обязанности, ответственность и взаимоотношения с другими организациями; приложением к Положению являются должностные инструкции всех сотрудников лаборатории;
- подробные сведения о
- «Руководство по качеству” – документ, описывающий систему обеспечения точности и достоверности («качества») результатов, получаемых лабораторией.
Комиссия проводит работу непосредственно в лаборатории. Руководство лаборатории обеспечивает необходимые условия для работы комиссии – рабочее помещение, транспорт, оргтехнику и т.д.
При проведении работ по подтверждению технической компетентности комиссия оценивает полноту представленных материалов и соответствие сведений, указанных в материалах, фактическому состоянию дел в лаборатории. В частности, оценке подлежат:
Обязательным этапом работ является экспериментальная проверка технической компетентности лаборатории. Проведением экспериментальной проверки занимается один или несколько (при большом ее объеме) членов комиссии, имеющие необходимую квалификацию, в обязанности которых входят:
1) разработка программы эксперимента с учетом требований, предъявляемых к экспериментальной проверке;
2) выдача персоналу лаборатории образцов для контроля;
3) обработка результатов
4) оценка технической
Как правило, экспериментальной проверке подвергаются не менее 25% показателей, включенных в область аккредитации лаборатории. Экспериментальная проверка может быть проведена до начала работы комиссии или одновременно с ней.
При проведении экспериментальной проверки возможные варианты схем контроля качества результатов количественного химического анализа, в зависимости от особенностей пробоотбора и применяемой методики, могут включать
1) для проб воздуха рабочей зоны, атмосферного воздуха и промышленных выбросов в атмосферу:
- добавку стандартного образца в поглотительный раствор (до отбора или после отбора пробы),
- добавку стандартного образца на аэрозольный фильтр,
- добавку стандартного образца на твердый сорбент,
-
отбор пробы из объема газовой
смеси с искусственно
-
анализ поверочной газовой
2) для проб почв:
-
анализ стандартного образца по
- анализ рабочей пробы водной вытяжки из почвы с добавкой стандартного образца состава анионов или катионов;
- анализ рабочей пробы водной вытяжки, разбавленной в кратное количество раз;
3) для проб питьевых, природных и сточных вод:
- анализ стандартных образцов или аттестованных смесей, близких по составу анализируемым пробам;
- использование метода добавок в рабочую пробу;
-
использование метода
- использование метода добавок совместно с методом разбавления рабочей пробы.
По результатам работы комиссии составляется акт проверки лаборатории, с которым необходимо ознакомить руководителя лаборатории и руководство предприятия, структурным подразделением которого является лаборатория.
В акте следует сформулировать вывод о соответствии лаборатории требованиям обеспечения единства и точности измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности, а также определить срок, на который лаборатории может быть выдано свидетельство. Обязательными приложениями к акту являются перечень объектов и определяемых в них показателей (с указанием диапазонов определения), по которым проводилась оценка состояния измерений, а также протокол результатов экспериментальной проверки лаборатории. К акту могут быть приложены замечания с перечнем недостатков, выявленных в работе лаборатории, а также отражены особые мнения членов комиссии.