Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 11:18, лекция

Краткое описание

Экологический мониторинг – информационная система сбора, анализа и обобщения информации об антропогенном влиянии на состояние окружающей природной среды для предотвращения отрицательных природно-антропогенных эффектов.
В зависимости от пространственных масштабов экологический мониторинг делится на глобальный, региональный и локальный. Каждому уровню присущи свои особенности в организации работ.
Экомониторинг существует для предотвращения кризисов и катастроф во взаимоотношениях между человеком и природой, что достигается проведением экологических наблюдений, выполнением оценок и прогнозов антропогенного воздействия на окружающую среду.

Содержание

Предисловие 4
Введение 6
1. Научные основы экологического мониторинга 8
2. Экологические наблюдения 19
3. Экологическая оценка 26
4. Экологический прогноз 35
5. Основы законодательства Российской Федерации в области экологического мониторинга 41
6. Экологический менеджмент и мониторинг 53
7. Локальный экологический мониторинг 60
8. Порядок разработки аналитической программы и технологических регламентов мониторинга 70
9. Обеспечение достоверности аналитических данных мониторинга 77
10. Экологическая информация в системе мониторинга 98
11. Внутренний аудит системы экологического мониторинга 109
Литература 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень нормативных документов, стандартов, регламентирующих проведение экологического мониторинга в Российской Федерации 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих нормативных документов Госкомэкологии России 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Формы отчетной документации для органов экологического мониторинга 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Порядок определения объектов наблюдения, параметров и периодичности наблюдений при проведении экологического мониторинга нефтедобывающего предприятия 141
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Перечень показателей, анализируемых при проведении экологического мониторинга природных и сточных вод 151

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_bilety_po_ekologicheskomu_monitoringu.doc

— 795.50 Кб (Скачать файл)

При положительной оценке состояния измерений в лаборатории на основании акта и приложений к нему оформляется аттестат аккредитации или свидетельство по установленной форме. Обязательным приложением к свидетельству является перечень объектов и контролируемых в них показателей, который оформляется на основании соответствующего приложения в акту. Свидетельство и каждый лист приложения подписываются руководителем организации, проводившей работы по оценке состояния измерений, затем регистрируются в специальном журнале или в реестре и в месячный срок направляются в лабораторию. Аттестат аккредитации выдается Госстандартом России на срок не более 3 лет, а свидетельство об оценке состояния – организацией, проводившей работы, на срок от 2 до 5 лет.

Аттестат аккредитации и свидетельство об оценке состояния измерений могут учитываться:

  • при получении лицензии на лицензируемые виды деятельности,
  • при согласовании планов-графиков производственного экологического контроля;
  • при проведении в лаборатории государственного метрологического контроля и надзора в соответствии с ПР 50.2.002-95;
  • при проведении ведомственного метрологического надзора в соответствии с МИ 2304-95;
  • при последующем проведении аккредитации лаборатории в соответствии с требованиями Системы аккредитации аналитических лабораторий (центров);
  • при сертификации производства на соответствие стандартам серии ИСО 14000 или при сертификации Системы качества (ИСО 9000).

В случае выявления существенных нарушений требований нормативных документов в акте делается запись об отсутствии в лаборатории условий для обеспечения единства и требуемой точности измерений. В этом случае приложение к акту не оформляется. К существенным нарушениям относятся:

  • отрицательные результаты экспериментальной проверки лаборатории более чем по 50% показателей, подвергавшихся контролю;
  • несоответствия применяемых МВИ контролируемому объекту (например, для анализа сточных вод применяется методика, разработанная для питьевых или природных вод);
  • необоснованное применение неаттестованных МВИ;
  • применение неисправных или неповеренных средств измерений или средств измерений, не включенных в Государственный реестр средств измерений;
  • отсутствие в лаборатории системы внутрилабораторного контроля или несоблюдение процедур контроля, предусмотренных МВИ;
  • недостаточность производственных помещений или их несоответствие установленным требованиям;
  • недостаточность персонала лаборатории или неукомплектованность лаборатории персоналом соответствующей квалификации.

В случае если выявленные существенные недостатки могут быть устранены в течение двух месяцев, лабораторией разрабатывается план устранения недостатков с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководством предприятия. После выполнения всех пунктов плана комиссия на повторном заседании оценивает полноту устранения недостатков и составляет новый акт.

В течение всего срока действия аттестата аккредитации за лабораторией осуществляется инспекционный контроль (в очной или заочной форме), а после истечения срока действия аттестата проводится повторная аккредитация лаборатории.

 

45. Экологическая информация в системе мониторинга

Производитель информационной продукции – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обработку сведений (данных), полученных в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения.

При организации работ в аналитических подразделениях, выполняющих экологический мониторинг, особое внимание обращается на регулярное и правильное ведение первичной рабочей документации, на соблюдение рекомендаций по ведению рабочей документации.

Пространственные характеристики отбора проб, а также принятые управленческие решения и данные рекомендуется сопровождать экологическими картами и схемами.

Документирование результатов измерений и ведение архива

 

К первичной рабочей документации предъявляются следующие общие требования: рабочие журналы должны быть прошнурованы, проштемпелеваны и пронумерованы. Записи должны вестись аккуратно, не допускаются подчистки и исправления. В случае необходимости неверная запись перечеркивается одной горизонтальной чертой и выше нее делается новая запись.

Одним из основных требований при организации ведения рабочей документации является прослеживаемость проб на всех этапах анализа – начиная от пробоотбора и заканчивая составлением сводного протокола результатов анализа. Это условие необходимо для принятия мер корректирующих воздействий в случае получения неудовлетворительного результата или рекламации.

В состав рабочей документации включаются следующие журналы:

1. Журнал регистрации отбора проб, в котором указываются следующие сведения:  дата и время отбора пробы; номер, присвоенный пробе; номер бутыли, поглотительного сосуда, фильтра и т.п.; способ отбора пробы; тип пробоотборного устройства и его заводской номер; объем или масса отобранной пробы (для проб воздуха указывается объем пробы, приведенный к нормальным условиям); точное обозначение места отбора проб, высоты отбора или глубины отбора; условия отбора проб (температура воздуха, величина атмосферного давления, сведения об осадках и др.); температура воды и другие данные измерений, выполненные на месте отбора проб (для проб воды – рН, растворенный кислород и т.д.); сведения о консервации пробы и обеспечении ее сохранности; должность и фамилия лица, отобравшего пробу, а также должность и фамилия специалиста, которому проба передана для анализа. В том случае, когда в лаборатории существует разделение специалистов по видам выполняемых ими анализов, указываются все исполнители по конкретным показателям одной пробы.

По усмотрению лаборатории при небольших объемах выполняемых работ (менее 10-15 проб в месяц) ведение журнала регистрации отбора проб может быть заменено заполнением отдельных актов отбора проб, которые подшиваются в отдельную папку.

2. Рабочие журналы аналитиков, в которые заносятся:

- ежедневные отметки о выполняемых  видах работ;

- номер пробы по журналу регистрации  отбора проб;

- номера средств измерений, на которых выполняются определения;

- расшифровка кратких форм записей, специфических для данного метода  анализа;

- отметки о выполнении параллельных  определений.

В лабораториях, где все сотрудники выполняют разные виды анализов, ведется документация по распределению анализов (журнал, график и т.д.). Если выполнение какого-либо анализа закреплено за конкретным исполнителем, это записывается в его должностной инструкции.

3. Журнал построения и проверки градуировочных графиков, в котором  приводятся сведения о применяемом средстве измерений, методике выполнения измерений, о стандартном образце состава вещества, используемом для градуировки, дополнительные данные в зависимости от применяемых методов анализа (например для фотометрических методов – длина волны, при которой измеряется оптическая плотность, параметры кюветы и т.д.). Указывается дата приготовления градуировочного раствора и фамилия исполнителя. Градуировочные данные сводятся в таблицу и изображаются в виде графика.

Помимо табличных данных на этом же листе приводятся результаты обработки данных, математические выкладки, вычисленные коэффициенты регрессионного уравнения и др.

Если построение и проверка графика по какой-либо методике закреплены за конкретным исполнителем, градуировочные данные могут быть записаны в его рабочем журнале.

Приводятся сведения о проверках стабильности градуировочных графиков с периодичностью, принятой в лаборатории (обычно раз в квартал).

4. Журнал регистрации приготовления реактивов и проверки титров растворов, в котором фиксируются дата приготовления и проверки титра, название реактива, объем, концентрация раствора, порядок вычисления поправочных коэффициентов.

Если каждый исполнитель всегда самостоятельно готовит растворы для своей работы либо приготовление каких-либо реактивов закреплено за конкретным исполнителем, эти сведения записываются в рабочий журнал аналитика.

При использовании реактивов с истекшим сроком годности проверка реактива на пригодность для анализа является обязательной, причем запись о проведенной проверке фиксируется в журнале (или оформляется соответствующий акт). Проверка может производиться по методике, изложенной в ГОСТах на соответствующий реактив или по М-11-90 («Методика контроля химических реактивов на базе применения стандартных образцов»).

5. Журнал учета наличия и состояния средств измерений, который рекомендуется вести в форме картотеки. На каждое средство измерения заводится карточка, содержащая следующие сведения:

  • полное название средства измерений и его модификация;
  • адрес и название завода-изготовителя;
  • дата приобретения и дата начала эксплуатации;
  • сведения о проведенных пуско-наладочных работах;
  • сведения о проверках (или калибровках) средства измерений – дата, название организации, номер свидетельства, наличие клейма;
  • отметки о неисправностях и о проведенном ремонте;
  • при списании средства измерений указываются дата и номер акта.

Допускается ведение учета средств измерений в специальном журнале с вышеперечисленными графами.

6. Журнал учета стандартных образцов, применяемых в лаборатории, который рекомендуется вести также в форме картотеки (или отдельным журналом), включающей следующие сведения:

  • наименование, категория, шифр и номер стандартного образца;
  • фирма-изготовитель;
  • аттестованные характеристики и погрешности их установления;
  • дата и источник приобретения;
  • срок годности;
  • срок действия типа стандартного образца;
  • наличие свидетельства или паспорта и инструкции по применению;
  • отметки о выдаче и расходовании стандартных образцов.

7. Журнал контроля качества результатов анализов или измерений, в котором фиксируются результаты внутрилабораторного и внешнего контроля отдельно по каждму определяемому показателю и по каждой методике выполнения измерений. Алгоритмы, нормативы и периодичность оперативного контроля точности результатов приводятся в аттестованных методиках выполнения измерений. При применении неаттестованных методик схема оперативного контроля и нормативы контроля могут быть определены в соответствии с рекомендациями действующих нормативных документов (РД 1.01.808 7. 3-88, МИ 2335-95, МР 18.1.04-96 и др.).

Одновременно с журналом могут заполняться контрольные карты, наглядно отражающие стабильность показателей качества выполнения анализов во времени.

8. Сводный журнал результатов анализов или измерений, в котором из рабочих журналов аналитиков выписаны номера проб и данные результатов анализов проб по всем показателям с указанием погрешности определения, даты проведения анализа, исполнителя, отклонений от принятой методики анализа и т.д. Сводный журнал результатов является основным отчетным документом лаборатории, на основании которого могут быть заполнены протоколы результатов по отдельным пробам.

9. Журнал инструктажа по технике безопасности, в котором фиксируются:

  • дата проведения и вид инструктажа;
  • тематика и содержание занятий;
  • фамилия и должность должностного лица, проводившего инструктаж;
  • -фамилии сотрудников, прошедших инструктаж и их подписи.

Проведение инструктажа на рабочем месте является основанием для допуска аналитиков к определенным видам работ.

Результаты экзаменов по технике безопасности оформляются отдельным протоколом.

10. Журнал регистрации нормативной документации и государственных стандартов, применяемых в работе лаборатории, который включает следующие разделы:

  • дата поступления документа;
  • полное название и шифр нормативного документа;
  • дата утверждения документа и наименование утвердившей организации;
  • отметки о хранении и списании (или о его отмене) документа;
  • сведения об актуализации перечней НД и ГОСТ с указанием даты ее проведения.

Кроме того, в лаборатории могут быть предусмотрены процедуры ведения других рабочих журналов и рабочих инструкций, например инструкций:

-   по хранению и проверке качества химических реактивов,

-   по контролю качества дистиллированной воды,

  • по мытью и сушке лабораторной посуды,
  • по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования,
  • по противопожарной безопасности,
  • по обработке результатов количественного химического анализа,
  • по ведению архива лаборатории,
  • должностных инструкций на каждого сотрудника лаборатории;

журналов:

  • приобретения и расходования химреактивов,
  • приобретения и расходования стандартных образцов,
  • приготовления реактивов и рабочих растворов,
  • контроля качества дистиллированной воды,
  • регистрации параметров микроклимата в лабораторных помещениях,
  • рекламаций, полученных по результатам анализов.

При наличии в лаборатории или аналитическом подразделении компьютерной техники возможно ведение всех вышеперечисленных форм рабочей документации (кроме рабочего журнала и журнала отбора проб) на магнитных носителях, позволяющих более оперативно использовать информацию, формировать базы данных и т.д. Допускается ведение на ПЭВМ дубликатов первичной рабочей документации.

По мере заполнения рабочая документация лаборатории сдается в архив лаборатории, который должен храниться в отдельном помещении, в условиях, исключающих его утрату и доступ посторонних лиц. Как правило, доступ к архиву разрешается только начальнику лаборатории, его заместителю и сотруднику лаборатории, ответственному за ведение архива. В архиве должна иметься опись архивных дел, позволяющая найти необходимые материалы.

Информация о работе Экологический мониторинг