Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 19:14, реферат
Понятие экологической экспертизы. Закон Российской Федерации “Об
экологической экспертизе” определяет экологическую экспертизу (ЭЭ) как
“установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта
экологической экспертизы”. При этом в действующем российском
законодательстве существует определение понятия “государственная
экологическая экспертиза” (ГЭЭ), содержащееся в ст. 35 и 36 Закона “Об
охране окружающей природной среды”: "государственная экологическая
экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды,
которая проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной
деятельности экологической безопасности общества, предшествующей принятию
хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное
воздействие на окружающую природную среду".
(Госкомэкологии, Минздрава, Госатомназдора и др.). Нарушение указанных
нормативов влечет за собой приостановление или прекращение соответствующими
гос. органами проектирования или работы предприятий, цехов, агрегатов,
иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников
вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных
физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков.
Требования охраны окружающей природной среды от производственных и
бытовых отходов (ст.54) также учитываются при планировании, пректировании и
осуществлении хозяйственной деятельности. При этом органы местного
самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны
принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации,
складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать
действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические
нормы и правила.
Складирование и захоронение отходов должно производиться в местах,
определяемых органами местного самоуправления по согласованию со специально
уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС,
санэпиднадзора (Минздрава РФ). Запрещается сброс отходов и канализационных
стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов также должно
производится с разрешения специально уполномоченных на то государственных
органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с
органами Мнздрава РФ. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе
отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других
населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных,
рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для
здоровья населения и состояния ОС.
Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет
за собой ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и
реализации деятельности предприятий и иных объектов по предписанию
специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны
окружающей природной
среды, санитарно-эпидемиологического
(Минздрава РФ).
Существуют специальные
экологические требования к
объектам, военной деятельности (ст.55), которые в полной мере относятся к
военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на
территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых
ситуаций), точно также как и обычные требования - к проектированию,
размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации обычных
предприятий, сооружений и иных объектов.
В соответствии с законодательством РФ военные органы обязаны не
допускать, а в случае его возникновения - возместить вред, причиненный
окружающей природной среде и здоровью человека.
Требования по охране озонового слоя Земли (ст.56) должны соблюдаться
как при проектировании, так и при хозяйственной деятельности. Их выполнение
обеспечивается: планированием и организацией наблюдения, учета и контроля
изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной
деятельности и иных процессов; установлением и соблюдением нормативов
предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние
климата и озонового слоя; регулированием производства и использования в
быту химических веществ, разрушающих озоновый слой; применением мер
ответственности за нарушение указанных требований.
В соответствии с международными соглашениями министерства и ведомства,
предприятия, учреждения, организации обязаны планировать и сокращать, а в
последующем полностью прекратить производство и использование химических
веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.
Список химических
веществ и отходов
на состояние озонового слоя Земли, утверждается и контролируется специально
уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны ОС, о
чем сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, учреждениям,
организациям. Нарушение установленного порядка производства или
использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние
озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение
проектирования и деятельности предприятий, учреждений, организаций или
отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по
предписанию специально уполномоченных на то государственных органов РФ в
области охраны окружающей природной среды (после ГЭЭ).
Требование запрета разработк и реализация проектов, существенно
влияющих на окружающую природную среду (ст.57) является одним из наиболее
общих и важных экологических требований, касающихся экологической
эеспертизы. В соответствии с ним запрещается разработка и реализация
народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением
высокопродуктивных естественных экологических систем и природного
равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли,
уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других
необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.
Все перечисленные выше экологические требования базируются на системе
нормирования, регламентируемой в общем виде в разделе IV обсуждаемого
закона, в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (ПДК,
ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий -
ПДВ, ПДС, ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и
других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или
прекращены (после соответствующей ГЭЭ) по предписанию специально
уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОС и
санитарно-эпидемиологического надзора (Минздрава РФ).
К данным нормативам относятся: нормативы предельно допустимых
концентраций вредных веществ (ст.26), предельно допустимых выбросов и
сбросов (ст.27), предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных
полей и иных вредных физических воздействий (ст.28), в т.ч. радиационных
(ст.29), а также предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в
сельском хозяйстве (ст.30), нормативы предельно допустимых остаточных
количеств химических веществ в продуктах питания (ст.31), экологические
требования к продукции, новой технике, технологии, материалам и веществам
(ст.32), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду
(ст.33) и нормативы санитарно-
Фактически процедура нормирования относится к виду послепроектной
государственной ЭЭ (экологическому аудиту), хотя данное направление ЭЭ
законодательно не определено как таковое и рассматривается как функция
экологического контроля. Оно затрагивает кроме объектов промышленности
также и объекты сельского хозяйства, мелиорацию, объекты энергетики,
городское строительство, деятельность, связанную с использованием
радиоактивных материалов, а также химических и биологических веществ в
народном хозяйстве, объекты с вредными физическими воздействиями, отдельно
объекты-источники производственных и бытовых отходов и даже военные и
оборонные объекты. Сюда же законодательство относит деятельность, связанную
с образованием вредных веществ, воздействующих на состояние климата
(потепление) и озоновый слой.
Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе,
группируются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам,
соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым
относятся: разработка самой нормативной документации; прединвестиционное
обоснование намерений, в т.ч. по размещению объектов на территории
(предпроектная стадия); обоснования в проектной документиации; обоснования
сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий
разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная
стадия).
Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных
таким образом экологических требований к обосновывающим документам,
является Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной
деятельности. Ограниченный объем данного учебного пособия на позволяет
подробно останавливаться на конкретных требованиях, но электронный текст
Инструкции прилагается к пособию для самостоятельного изучения.
Кроме данного документа общего характера существует ещё несколько
десятков ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные
экологические и другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования.
Структурированный перечень этих документов приводится в приложении к
Программе по данному курсу, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в
приложении к приказу Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования по направлению подготовки бакалавров 51 11 00 “Экология и
природопользование”. Утв. Госкомвузом РФ 5.04.94, приказ № 180 от 5.03.94
2. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 № 2060-1,
опубликован 3.03.92. / Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, №10, с.457, с
последующими изменениями и дополнениями от 2.06.93. // ВСНД. 1993, № 29,
ст. 1111.
3. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 № 174-ФЗ, опубликован
30.11.95. / Российская газета №232, Собрание законодательства РФ, 1995,
№48, ст. 4556.
4. Руководство по экологической экспертизе предпроектной и проектной
документации. / Утв.
начальником
Минприрода. 1993, 64 с.
5. Фомин С.А. "Государственная экологическая экспертиза". / В кн.
Экологическое право РФ. // Под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во МНЭПУ,
1997. - 388 с.