Экологическое обоснование строительства мостов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 05:49, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа имеющейся нормативно-правовой базы предоставить Экологическую Экспертизу для ОВОС по проекту "Строительство технологического моста через залив Чайво (о. Сахалин)"
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Предоставление общего литературного обзора по истории становления Экологической Экспертизы в России.
2. Анализ и рассмотрение нормативно-правовой базы для проведения Экологические Экспертизы. Анализ правовых источников, определяющих как теоретическую базу экологической экспертизы, так и процедуру проведения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1 Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
3.1 Правовая и нормативно-методическая база экологической экспертизы в России
3.2 Теоретические основы экологической экспертизы
3.3 Цели экологической экспертизы
3.4 Задачи экологической экспертизы:
3.5 Принципы экологической экспертизы
3.6 Виды и типы экологической экспертизы
3.7 Субъекты государственной экологической экспертизы
3.8 Объекты экологической экспертизы
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПО ИССЛЕДУЕМОМУ ПРОЕКТУ "СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МОСТА ЧЕРЕЗ ЗАЛИВ ЧАЙВО (О.САХАЛИН)"
4.1 Основные этапы и условия прохождения ОВОС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 72.58 Кб (Скачать файл)

Цель экологической экспертизы -- обеспечить предупреждение вредных  последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной  проверки соответствия хозяйственных  решений, деятельности и ее результатов  требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных  ресурсов, экологической безопасности общества.

Являясь самостоятельной  функцией государственного управления в области охраны окружающей среды  и природопользования, экологическая  экспертиза направлена на принятие экологически обоснованных управленческих решений  в отношении объектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, способных оказать негативное воздействие  на состояние окружающей среды. Экологическая  экспертиза носит превентивный характер. И в этом ее основное отличие от экологического контроля, представляющего  собой проверку соответствия деятельности участников экологических правоотношений требованиям экологического законодательства. Экологическая экспертиза рассматривается  в качестве формы предупредительного экологического контроля, инструмента  поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, средства доказывания и разрешения споров.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах, закрепленных в Федеральном законе "Об экологической экспертизе":

1. презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной  деятельности;

2. обязательности проведения  государственной экологической  экспертизы до принятия решений  о реализации объекта экологической  экспертизы;

3. комплексности оценки  воздействия на окружающую природную  среду хозяйственной и иной  деятельности и его последствий;

4. Обязательности учета  требований экологической безопасности  при проведении экологической  экспертизы;

5. Достоверности и полноты  информации, представляемой на экологическую  экспертизу;

6. независимости экспертов  экологической экспертизы при  осуществлении ими своих полномочий  в области экологической экспертизы;

7. научной обоснованности, объективности и законности заключений  экологической экспертизы;

8. гласности, участия  общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

9. ответственности участников  экологической экспертизы и заинтересованных  лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Несоблюдение вышеуказанных  принципов влечет за собой неправомерность  проведения государственной экологической  экспертизы.

В Российской Федерации  осуществляется два вида экологических  экспертиз: государственная и общественная (ст.4 ФЗ "Об экологической экспертизе").

Государственная экологическая  экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической  экспертизы и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  в порядке, установленном настоящим  Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации (ст.10 ФЗ "Об экологической экспертизе").

Общественная экологическая  экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также  по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых  в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе  организация и проведение экологической  экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации (ст.20 ФЗ "Об экологической  экспертизе").

 

2.1 Понятие оценки воздействия  на окружающую среду (ОВОС)

На первый взгляд похожие  понятия ЭЭ и оценка воздействия  на окружающую среду, имеют и некоторые  различия, требующие пояснений (ОВОС).

1. ОВОС -- это "процедура  учета" экологических требований  или их выявление и обоснование  (т.е. чисто информационная мера). Она реализуется при подготовке  оптимального решения (на стадии  намерений или проектирования). В  отличие от нее ЭЭ -- это "установление  соответствия" экологическим требованиям  уже готового проекта и "определение  допустимости" принятия решения  о его реализации (т.е. административная  мера).

2. ОВОС по своей сути  является процессом исследования  воздействия проектируемой деятельности  и прогноза его последствий  для окружающей среды и здоровья  человека, в то время как экологическая  экспертиза (прежде всего государственная  ЭЭ) является процессом предварительной  контрольной проверки принимаемых  хозяйственных решений на соответствие  требованиям экологического законодательства.

3. Целью ОВОС и экологического  обоснования является "выявление  и принятие" (т.е. исследование, разработка и внедрение необходимых  природоохранных мер, адекватных  существующей и прогнозируемой  экологической ситуации, в то  время как цель ЭЭ -- "предупреждение" (т.е. запрет, доработка проекта  или выбор лучшей альтернативы) неблагоприятных воздействий, несмотря  на принятые (или только предполагаемые) профилактические меры.

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И  ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)

3.1 Правовая и нормативно-методическая  база экологической экспертизы  в России

Правовое регулирование  эколого-экспертной деятельности как  одного из видов экологического менеджмента - управления охраной окружающей среды, рациональным природопользованием  и обеспечением экобезопасности, является составной частью знаний будущего эксперта. Эти знания базируются на изучении соответствующих законов и подзаконных  актов органов власти и управления РФ в области экологической экспертизы и ОВОС. При этом нормативная база ЭЭ и ОВОС, в свою очередь, опирается  на соответствующие нормативно-технические  документы (стандарты, нормы, правила  и т.д.) и методические (пособия, инструкции, рекомендации, методики и др.) материалы, разрабатываемые специализированными  ведомствами и научными учреждениями.

Структура российского  законодательства в области экологической  экспертизы.

В настоящее время систему  российского законодательства в  области экологической экспертизы и ОВОС составляют, нормы статей 41 (п. 3) и 42 Конституция РФ, целевой  федеральный закон "Об экологической  экспертизе" [4] и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ "Об охране окружающей природной среды" [3], являющегося  фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных  законов действует ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства, конкретизирующих их. На основе Конституции  и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными  органами власти и управления субъектов  федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются  проекты и принимаются на своем  уровне соответствующие законы (например, в республике Карелия или в  Татарстане), другие правовые акты и  административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня.

Действующие законы регулируют в основном государственную ЭЭ, в  меньшей степени -- общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.

Закон "Об охране окружающей природной среды" [3] содержит специальный  раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ, её цели и принципам (ст. 35), в том числе принципу обязательности (ст 36), объектам (ст. 37) и ответственности  за невыполнение требований ГЭЭ (ст. 38). Специальная статья закона посвящена  общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически  не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной  экспертизы Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в  нем присутствует ещё несколько, косвенно относящихся к данной области  Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25-34), а  также статьи разделов VI и VII (ст. 40-57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе экологической  экспертизы.

Федеральный закон "Об экологической  экспертизе" [4] развивает нормы  указанного выше, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и целиком  посвящен этому вопросу (т.е. является целевым законом). В этом законе впервые  дается определение экологической  экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4). Глава II закрепляет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, в т  ч Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 5), вопросы  ведения субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в  области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава впервые вводит понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы", распределяет их полномочия, права  и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.

Глава III закона [4] полностью  посвящена государственной экологической  экспертизе, конкретизирует объекты  ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и  уровня субъектов федерации (ст. 12), дает юридическое определение понятия "специально уполномоченная государственные  органы в области экологической  экспертизу (ст. 13), закрепляет самый  общий порядок проведения ГЭЭ (ст. 14), определяет статус и обязанности  экспертной коми сии (ст. 15), её эксперта (ст. 16) и председателя (ст. 17), а фиксирует  различия в юридической силе заключений эксперта комиссии и государственной  экологической экспертизы (ст. 18).

Более подробно, чем в  законе [3] глава IV закона "Об экологической  экспертизе" регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), определяя её объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия проведения (ст. 23), правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус её заключения (ст. 25), права  граждан и общественных организаций  в этой области (ст. 19).

В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ. В общих чертах главой VI определен  порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и  ОЭЭ (ст. 29). Важнейшую роль в механизме  реализации данного закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). Закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным (ст. 36), а также содержатся нормы (ст. 38) о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ и реализации объектов, подлежащих ей.

Указанные выше федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но практически, не являясь законами прямого действия, они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных  нормативных и правовых актов  Президента и Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов  местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в  области ЭЭ и ОВОС относятся следующие  подзаконные акты:

— постановления Правительства  РФ

— указы Президента РФ

— нормативные документы специально уполномоченных государственных органов  в области ЭЭ России и территориальных  органов этого комитета

— приказы

— нормативные документы и материалы  других ведомств по ЭЭ

— документы Минздрава России

— документы

— документы Госатомнадзора России

— документы Росгортехнадзора и  иных ведомств

— нормативные документы и материалы  субъектов федерации в области  ЭЭ.

— Международные документы. Существуют и рекомендательные материалы, которые  в России не применяются, но берутся  в качестве прототипов при подготовке национальных документов в области  ЭЭ и ОВОС. (Одним из важнейших  международных документов в изучаемой  области является Международная  Конвенция об оценке воздействия  на окружающую среду в трансграничном контексте [39]. Конвенция, которую в 1991 году учредил ещё СССР) Технические  документы.

— Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и  классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН  и др ), а также руководства, методики, методические и др рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и  т.д.)

- Экологическим требованиям Их  число огромно.

3.2 Теоретические основы  экологической экспертизы

Теория экологической  экспертизы включает цели, задачи (основные функции), принципы, типизацию объектов и субъектов, вносящую различия в  процедуру (ЭО) и экологическим аудитом (ЭА) представляют собой комплекс экспертных мероприятий, охватывающих основные этапы  процесса непрерывного учета экологического фактора при переходе к устойчивому  развитию. Данный процесс предложено называть экологическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСЩ) [29] (точнее -- экологическое регулирование  хозяйственной деятельности -- ЭРХД), которое должно осуществляться на всех её стадиях -- от возникновения идеи через обоснование и реализацию замысла, до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Если государственная  ЭЭ обеспечивает учет экологических  требований на стадии принятия управленческого  решения, то ОВОС -- на стадии его подготовки (ещё во время проектирования). При  этом общественная ЭЭ может сочетать и то и другое, обеспечивая компромисс интересов всех участников планируемой  деятельности.

Информация о работе Экологическое обоснование строительства мостов