Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 05:49, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа имеющейся нормативно-правовой базы предоставить Экологическую Экспертизу для ОВОС по проекту "Строительство технологического моста через залив Чайво (о. Сахалин)"
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Предоставление общего литературного обзора по истории становления Экологической Экспертизы в России.
2. Анализ и рассмотрение нормативно-правовой базы для проведения Экологические Экспертизы. Анализ правовых источников, определяющих как теоретическую базу экологической экспертизы, так и процедуру проведения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
2.1 Понятие оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС)
3.1 Правовая и нормативно-методическая база экологической экспертизы в России
3.2 Теоретические основы экологической экспертизы
3.3 Цели экологической экспертизы
3.4 Задачи экологической экспертизы:
3.5 Принципы экологической экспертизы
3.6 Виды и типы экологической экспертизы
3.7 Субъекты государственной экологической экспертизы
3.8 Объекты экологической экспертизы
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПО ИССЛЕДУЕМОМУ ПРОЕКТУ "СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МОСТА ЧЕРЕЗ ЗАЛИВ ЧАЙВО (О.САХАЛИН)"
4.1 Основные этапы и условия прохождения ОВОС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.3 Цели экологической экспертизы
Цели экологической экспертизы
заключаются (по закону) в предупреждении
возможных неблагоприятных
Зарубежное (международное)
природоохранное
При этом ОВОС, в отличие
от ГЭЭ, проверяющей соответствие уже
подготовленного решения
Цель общественной ЭЭ в
явном виде до сих пор не определена,
но, по-видимому, именно она является
прямым проявлением права граждан
на достоверную экологическую
3.4 Задачи экологической экспертизы
Заключаются в следующем:
1. Организация и проведение
(на стадии подготовки решения)
2. Оценка соответствия
экологическим стандартам
3. Информирование всех
заинтересованных лиц (в т.ч.
общественности) о возможных неблагоприятных
воздействиях на окружающую
3.5 Принципы экологической экспертизы
Принципы экологической
экспертизы в действующем российском
законодательстве довольно хорошо проработаны
и закреплены в Законе "Об охране
окружающей природной среды" (ст.
35) [3], выделяющем среди них принципы:
обязательности, научной обоснованности,
независимости (вневедомственности) в
организации и проведении, широкой
гласности и участия
1. Принцип обязательности. Являясь ведущим, гласит что "ГЭЭ является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения (ст. 36), а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения ТЭЭ..." (ст. 70) [3]. Закон "Об экологической экспертизе" [4] добавляет и конкретизирует обязательность ТЭЭ моментом ее проведения до принятия решения о реализации объекта ЭЭ и обязательностью учета требований экологической безопасности. Кроме того, он закрепляет нормы, касающиеся обязательности заключения ГЭЭ и его исполнения (ст. 18): "... положительное заключение ГЭЭ является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной ЭЭ...", а также то, что "... правовым последствием отрицательного заключения государственной ЭЭ является запрет реализации объекта ГЭЭ". Это касается и международно-правовой деятельности: "...несоблюдение требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием признания его недействительным". На практике обязательность ЭЭ проявляется в основном по отношению к проектам и 'программам, осуществление которых может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду.
2. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ. Рассматривается в законах [3, 4] в совокупности и означает, что ЭЭ представляют собой научно-исследовательский процесс и должны производиться на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом в результате должна быть осуществлена не столько- фиксация допущенных нарушений, сколько оценка их последствий, разработаны рекомендации органам или лицам, принимающим решения, а также выполнены необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.
3. Принцип независимости и вневедомственности. Относится в основном к ГЭЭ и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Это создает условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая в своей работе должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами. Общественная ЭЭ в теории предполагает ещё большую её независимость, однако сегодня на практике оказывается вдвойне зависимой: один раз - от ГЭЭ (пока та не признает её результатов), а второй раз - от групповых общественных интересов (ведь её организуют и проводят как правило уже с заранее сформировавшейся целью -- доказать невозможность принятия решения о реализации объекта). ОВОС также нельзя рассматривать как полностью независимую, т.к. лица, её проводящие, как правило, зависимы (причем финансово) от заказчика документации или ОВОСа.
4. Принцип широкой гласности и участия общественности. Предполагает доступность и достоверность информации о ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы; возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию доводить до сведения лиц, принимающих решения, свою пози цию; обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д. Этот принцип обеспечивается, в частности, ст. 84 и 86 закона [3], предусматривающими административную ответственность за отказ в предоставлении, или несвоевременное предоставление, или искажение экологической информации, а также возмещение причиненного таким правонарушением вреда. Гласность и достоверность экологической информации тесно связаны с привлечением общественности к участию в проведении государственной ЭЭ. Формы такого участия, подразумеваемые российским законодательством, многообразны: это рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о самом проведении экологической экспертизы, возможное включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения с результатами государственной ЭЭ, проведение референдумов и т.д.
3.6 Виды и типы экологической экспертизы
Виды и типы экологической экспертизы в законодательстве России [3, 4] определены два вида ЭЭ -- государственная и общественная. Что касается типов ЭЭ, то в России они законодательно пока не закреплены, но могут быть классифицированы по типу объекта, субъекта и этапа проводимой экспертизы. Существуют и специфические типы ЭЭ (при приватизации, страховании, инвестиционной деятельности и т.д.).
Не вдаваясь в подробности типов объектов экспертизы, можно выделить 3 основных группы "по типу объекта": ЭЭ предплановых, предпроектных и проектных материалов. Классификация по типу субъекта, уполномоченного проводить экспертизу, приводит к отраслевому рассмотрению и ведомственному согласованию как предварительному этапу экспертизы. Учитывая, что по российскому законодательству таких ведомств и федеральных служб, имеющих (кроме Госкомэкологии России) отношение к экологической экспертизе и частным оценкам в данной области, насчитывается около десяти, следует отметить, что и типов ЭЭ в этом случае оказывается также довольно много. Однако "ведомственный" подход, оправданный при анализе отдельных видов ресурсов или воздействий на ОС, не вполне приемлем в случае комплексной экологической экспертизы. Именно поэтому для координирования, организации и проведения ГЭЭ законодательством и административно Госкомэкологии России определен в качестве органа, осуществляющего межведомственные связи и общую координацию в сфере экологической экспертизы.
Отнесение типа ЭЭ к этапам
хозяйственной деятельности ещё
более сложно, т.к. таких этапов может
быть около шестиста (планирование,
проектирование, строительство, выпуск
оборудования, штатное или аварийное
осуществление деятельности и, наконец,
её прекращение или ликвидация материальной
структуры этой деятельности). Типизация
экспертиз усложнена тем, что
на каждом этапе деятельности одновременно
или последовательно могут
3.7 Субъекты государственной экологической экспертизы
Субъектами государственной экологической экспертизы закон [3] определяет "государственные органы и экспертные комиссии...", а в законе [4] уточняются их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации и вводится понятие "специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы" (ст. 13). Таковыми по закону являются: "федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды -- Госкомэкологии России и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы, и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения ГЭЭ".
При изменении условий природопользования в процессе проектирования или по истечении срока действия согласований необходимо провести дополнительные согласования этих изменений до представления материалов в территориальные органы государственной экологической экспертизы.
Закон "Об экологической
экспертизе", рассматривая субъекты
ЭЭ, определяет понятия "экспертная
комиссия государственной экологической
экспертизы" (ст. 15) и "эксперт государственной
ЭЭ" (ст. 16). Кроме того, этот же закон
закрепляет конкретные полномочия в
области ЭЭ Президента, Федерального
Собрания, Правительства, а также
органов судебной власти РФ (ст. 5), определяет
вопросы ведения субъектов РФ
(ст. 6), а также полномочия, права
и обязанности федерального и
территориальных специально уполномоченных
государственных органов в
В учебно-правовой и другой литературе [11, 13] указывается, что субъектами ЭЭ и ОВОС должны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель.
Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную ЭЭ или проводить ОВОС.
Подрядчиком (исполнителем)
может являться НИИ или подобное
ему учреждение, которому будет поручено
провести экспертизу (или ОВОС). Обычно
исполнителем ЭЭ является самостоятельная
экспертная комиссия, подобранная территориальным
или федеральным органом
Потребителем следует
считать организацию (предприятие,
учреждение), объекты или документы
которой стали предметом
-- работников государственных
органов контроля и надзора,
а также других организаций
и учреждений, выявляющих первичную
информацию о нарушениях
-- представителей научно-
-- персонал, работающий
на действующих объектах, подлежащих
ЭЭ или ЭА и широкая
Информация о работе Экологическое обоснование строительства мостов