Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:47, контрольная работа
Активное освоение экстремальных по условиям жизни людей районов, усиление негативных последствий промышленного и сельскохозяйственного загрязнения, расширение контактов человека с природой во внерабочее время резко обострили интерес к изучению экологии человека, к вопросам управления окружающей средой.
Возникла потребность в разработке моделей и системы понятий экологии человека. В этот процесс включаются медицина, география, биология, общественные науки.
Введение 3
1. Экология человека 5
1.1 Основные модели и понятия 5
1.1.1 Модель антропоэкологической системы 5
1.1.2 Формирование системы понятий 6
1.2 Проблема и перспективы 8
1.2.1 Постановка проблем 8
1.2.2 Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 9
1.2.3 Некоторые особенности ноосферогенеза 11
1.2.4 Функции здоровья и социально-трудовой потенциал населения 12
2. Социальная экология 17
2.1 Экологическое образование и просвещение населения 17
2.2 Анализ состояния социальной базы, прогноз развития экологического движения 20
Заключение 22
Список литературы 23
III. Разработка научно-педагогическ
IV. Принятие организованных мер, направленных на создание эффективной инфраструктуры экологического образования, просвещения, воспитания.
V. Обработка механизмов взаимодействия и координации деятельности всех участников создания системы непрерывного экологического образования: учреждений образования и культуры, природоохранных органов. Органов управления образованием, других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных формирований.
VI. Информационное обеспечение
системы всеобщего
Информационное обеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения.
Создание федерально-
Создание открытого экологического университета с участием средств массовой информации и телекоммуникации.
Создание федерального, межрегионального и региональных банков данных в области экологического образования населения.
VII. Научно-методическое
обеспечение экологического
1.сНаучные исследования в области содержания и методов экологического образования населения.
2. Разработка новых дидактических и интерактивных методов экологического образования населения.
3. Разработка новых педагогических методов и подходов в области экологического образования населения.
Разработка модели дистанционного (автономного) экологического образования и самообразования населения.
VIII. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов в области экологии и природопользования.
IX. Формирование экологического мировоззрения у разных слоев населения.
X. Государственная и
общественная поддержка
XI. Международное сотрудничество в области экологического образования и населения. [4, с. 261]
Тенденция ухудшения
экологической ситуации в России
требует повышения
Развитие экологического движения связано с осознанием общественностью, официальными кругами, все более широкими слоями населения перерастания процессов деградации в природной среде, вызванных антропогенными воздействиями, из локальных и региональных в глобальные, то есть с пониманием планетарного масштаба экологической опасности
Под экологическим движением обычно понимается общественное экологическое движение, в том числе самодеятельное, а экологическая деятельность государственных органов и учреждений «выносится» за его пределы.
Вопреки общепринятому мнению, экологическая деятельность государственных органов, предприятий, учреждений должна быть отнесена к экологическому движению, и, прежде всего потому, что она необходима и крайне важна для решения многообразных задач движения (деятельность государственных органов управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, государственных предприятий - по производству экологически чистых технологий природоохранного оборудование, государственных научных и учебных заведений - по исследованию экологических проблем, по экологическому образованию и воспитанию учащихся студентов и т. д.). Государственные структуры неотделимы от экологического движения и потому, что взаимодействуют с другими его субъектами (совместная разработка экологических программ и т.д.), оказывают поддержку, в том числе финансово-экономическую, многим из них.
Проблема экологии – одна из самых актуальных в наше время, и хочется верить, что наши потомки не будут так подвержены негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Однако человечество до сих пор не осознает важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед ним относительно защиты экологии. Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды, также и в Российской Федерации принят, к примеру, уголовный кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь всем понятно, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
1. Гирусов Э.В., Ширянова И.Ю. Экология и культура. – М., 2005.
2. Маркович Д.Ж. Социальная экология. – М.: Восточный университет-Союз, 1996.
3. Сосунова И.А. Социальная экология. – М.: ИСПИ РАН, 2006.
4. Экология человека. Основные проблемы. – М.: Наука, 2008.
5. Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие / Под ред. В.И. Данилова. – М.: Изд- во МНЭПУ, 2007.