Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:39, реферат
Основной целью проведения и реализации энергетической политики Республики Беларусь является определение путей и формирование механизмов максимально эффективного использования ТЭР и производственного потенциала ТЭК для надежного и безопасного обеспечения отраслей экономики и населения энергоносителями при сохранении требуемых экологических условий.
Энергетическая политика Республики Беларусь………………………………...3
Потребление энергоресурсов в мире по регионам в 1970-2025 годах………….7
Перспективы развития энергетики Республики Беларусь до 2020 года (на основании энергетического баланса до 2020 г.)………………………………….9
Запасы и экономически целесообразные объемы добычи (производства) местных видов энергоносителей …………………………………………………10
Экологические аспекты энергетики Республики Беларусь……………………..13
Потенциал энергосбережения, пути и методы его реализации………………....15
Заключение………………………………………….................................................22
Список использованной литературы……………………………………………...23
Важными разделами Программы
являются: инвестиционная политика (с
планированием объемов и
Подобные программы
В рамках Республиканской
программы ежегодно разрабатываются
и выполняются Программы
В рамках реализации
программ по энергосбережению за 2001-2003г.г.
выполнено мероприятий с
Основные мероприятия:
• внедрения новых
• перевода котельных и
технологических
• повышения уровня использования вторичных энергоресурсов;
• внедрения систем регулирования потребления теплоэнергии;
• применения автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств;
• замены неэффективных котлов более экономичными ;
• внедрения предизолированных труб;
• установка регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой
За 2001-2003 г.г. энергоемкость ВВП Беларуси была снижена на 14 % относительно 2000 г.
Цели повышения энергетической эффективности
Стратегической целью деятельности в области энергетической эффективности в период до 2020 г. является снижение энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) в периоды:
2001-2005 г.г.– на 20-24% относительно 2000 г.;
2006-2010 г.г. – на 15-20% относительно 2005 г.;
2011-2015 г.г. – на 10-15% относительно 2010 г.;
2016-2020 г.г. – на 10-20% относительно 2015 г.;
Данные показатели предусмотрены
Концепцией Национальной стратегии
устойчивого социально-
Задания по снижению энергоемкости ВВП находятся под контролем Правительства и ежегодно (иногда чаще) корректируются в сторону более динамичного снижения энергоемкости ВВП.
Приоритеты энергетической эффективности по секторам потребления ТЭР
Первым приоритетным направлением в области энергетической эффективности является промышленный сектор, который потребляет 40% всех видов энергоносителей, а среди отраслей промышленности: электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, топливная, машиностроение, строительных материалов. В промышленном секторе энергосберегающие мероприятия могут быть реализованы в более короткие сроки, т.к. здесь имеются экономические стимулы, высококвалифицированные специалисты, финансовые (собственные и возможность привлечения со стороны) и материальные ресурсы.
Вторым приоритетным направлением
является жилищно-коммунальный сектор,
потребляющий до 35% всех видов энергоносителей.
Внедрение энергосберегающих
Третьим приоритетным направлением
является сельское хозяйство, потребляющее
около 6% всех видов топливно-энергетических
ресурсов и имеющее большие
Правовые рамки
В республике действует Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-3 «Об энергосбережении».
Данным Законом регулируются
отношения, возникающие в процессе
деятельности юридических и физических
лиц в сфере энергосбережения
в целях повышения
В соответствии с Законом энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.
Кроме того, Закон об энергосбережении
определяет основные принципы государственного
управления в сфере энергосбережения,
регламентирует порядок учета топливно-
Законом устанавливается
система прогрессивных норм расхода
топлива и энергии при
Законом определены основные положения государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, проведения государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений, энергетического обследования предприятий, учреждений, организаций, а также государственного статистического наблюдения за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов.
При этом Закон определяет основные источники финансирования в области энергосбережения, основные принципы стимулирования энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии.
Для развития направлений, изложенных
в Законе, Правительством приняты
соответствующие постановления, а
Комитетом по энергоэффективности
и другими министерствами приняты
различные нормативные
Основные правительственные документы:
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г.
«О дополнительных мерах по экономному
и эффективному использованию топливно-
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 1997 г. №400 «О развитии малой и нетрадиционной энергетики»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2003 г. №517 «О вводе в эксплуатацию в 2003-2005 электрогенерирующего оборудования на основе паротурбинных, газотурбинных и парогазовых установок»;
другие правительственные и ведомственные нормативные документы (всего около 20).
Бюджет энергосбережения
В течение 2001-2003 гг. объем финансирования энергосберегающих мероприятий составил на уровне 389,5 млн. долл. США. В целом на период 2001- 2005 гг. предусматривается 750 млн. долл. США.
Выделен кредит Международным Банком реконструкции и развития в размере 22,6 млн. долл. США для реализации проекта модернизации инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь. Глобальным экологическим фондом совместно с Программой развития ООН (ПРООН) финансируется проект «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь» в сумме 3,129 млн. долл. США. А также ПРООН совместно с ЕЭК ООН одобрен проект «Устранение препятствий при реализации механизмов, способствующих повышению энергетической эффективности в Республике Беларусь» стоимостью 245 тыс. долл. США. Планируются к выполнению еще несколько проектов по устранению барьеров для энергоэффективности в Беларуси.
Заключение
Приоритеты и цели политики в области охраны окружающей среды и рационального пользования природных ресурсов заложены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь , Национальном плане действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2001-2005 годы (2001г.) и ряде других законодательных и нормативных актов.
В последние годы в Беларуси
сокращается общее количество вредных
выбросов в связи с общим сокращением
потребления энергоносителей. Сокращается
объем выбросов окислов серы в
связи с вытеснением
Основными причинами резкого
снижения потребления энергоресурсов
в Республике Беларусь в период 1990-2002
гг. явилось снижение промышленного
производства, структурные изменения
в отраслях народного хозяйства,
а также жесткая политика Правительства
на всемерную экономию энергоресурсов.
При этом весьма существенно изменилась
структура используемого
В результате указанных выше
изменений объемов
Рамочная Конвенция ООН
об изменении климата
Подготовлен пакет документов,
необходимых для принятия решения
по присоединению u1041 Беларуси к Киотскому
протоколу. В настоящее время
документы находятся на согласовании
в соответствующих
Список использованной литературы
Энергетическая зависимость Беларуси: последствия для
экономики и общества / В. Ф. Дашкевич. – Мн.: Логвинов,
2005. – 68 с.