Автомобильный транспорт в Российской Федерации и в Республике Хакасия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:27, реферат

Краткое описание

Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкую сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.

Содержание

Введение
3
Автомобильный транспорт, его значение в жизни общества и экономике.
4
Заключение
18
Список литературы
19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ТРАНСПОРТ.docx

— 220.31 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  РФ

ХТИ – филиал КГТУ

 

 

 

 

   Кафедра экономики и

                                                                                            менеджмента

 

 

 

Реферат по экономике 

машиностроения

Тема: Автомобильный транспорт

 в Российской Федерации и в Республике Хакасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан – 2003

Содержание

 

Введение

3

Автомобильный транспорт, его значение в жизни общества и экономике.

4

Заключение

18

Список литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под единой транспортной системой подразумевают  совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми  взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.

Разнообразие  видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разнообразием ландшафтов и  т.п.

В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, или речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический транспорт, транспорт энергии и информации.

Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью  различных видов транспорта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.

В данном реферате будет рассмотрен автомобильный транспорт, как в общем по России, так и по Хакасии.

Автомобильный транспорт развивается ускоренными  темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе  дорогостоящих, на короткие и средние  расстояния, а также обеспечения  розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкую сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильный транспорт, его

  значение в жизни общества и экономике.

 

Транспорт (от лат. tгапsроrtо — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

Транспорт как  отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения

В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (подсостав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему.

Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся) взаимной связи (элементов), подчиненных определенному принципу, рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

В Хакасии  транспорт представлен такими видами как: железнодорожный, автомобильный, воздушный и городской электрический транспорт, которые являются составной частью производственной и социальной инфраструктуры и призваны обеспечивать потребности региональной экономики и населения в транспортных услугах.

Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользования. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, установленных заказчиком перевозок.

В таблице 1 и на рис. 1 представлены сводные данные по всем видам транспорта, характеризующие объемы перевозок грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот транспорта общего пользования, в Республике Хакасия.

А так же в табл. 2 и на рис 2 и 3 можно проследить динамику перевозки грузов пассажиров, как в Российской Федерации, так и в Хакасии.

 

 

 

Табл. 1

  Сводные данные по видам транспорта

 

 

 

2001г.

2001г. в % к 2000г.

Перевезено грузов предприятиями транспорта, тыс. тонн, в том числе:

 

16945,6

 

119,1

Железнодорожным

14091,0

110,8

Автомобильным

2847,7

188,5

Воздушным

6,9

73,6

Грузооборот предприятий транспорта, млн. т-км., в том числе:

 

19900,9

 

113,0

Железнодорожным

19769,0

113,1

Автомобильным

105,8

124,3

Воздушным

26,1

56,2

Перевезено пассажиров предприятиями транспорта, тыс. человек, в том числе:

 

 

Железнодорожным

952,6

75,9

Автомобильным

42249,0

100,2

Воздушным

5511,5

75,5

Троллейбусным

25,2

101,5

Пассажирооборот предприятий транспорта, млн. пасс-км, в том числе:

 

 

Железнодорожным

362,8

83,0

Автомобильным

379,8

85,9

Воздушным

16,5

75,5

Троллейбусным

85,9

105,7


 

По табл.1 построим диаграмму грузооборота различных видов транспорта.

 

Рис. 1 грузооборота различных видов транспорта, млн. т-км

 

По рис 1 видно, что по грузообороту железнодорожный  транспорт занимает первое место, автомобильный  второе, а воздушный третье.

 

Табл. 2

Перевозки грузов автомобильным транспортом 

отраслей экономики, млн. тонн

 

 

1997

1998

1999

2000

2001

Российская Федерация

5607,8

5307,8

5491,1

4878,4

6125,3

Сибирский федеральный округ

1380,8

1437,5

1249,9

1247,1

1307,1

Республика Хакасия

72,9

54,7

52,9

42,8

37,0


Рис. 2 Динамика перевозки грузов в Российской Федерации.

Рис. 3 Динамика перевозки грузов в Республике Хакасия.

Из рис. 2 и 3 видно, что объёмы перевозок автомобильным транспортом за 1995 – 2001 годы в Российской Федерации постоянно менялись, но в общем можно заметить тенденцию увеличения (на 517,5 млн. тонн).

 В Республике  Хакасия наоборот перевозка грузов  за 1995 – 2001гг. уменьшилась с 72,9 млн. тонн до 37,0 млн. тонн, т.е. на 35,9 млн. тонн, хотя и в 1999 произошло незначительное увеличение объёма перевозок (на 8.2 млн. тонн).

В 2002г. насчитывалось эксплуатационных грузовых автомобилей – 221 штука. По сравнению с соответствующим периодом 2001г. Парк грузоперевозящих автомобилей общего пользования сократился на 11.6% (на 29штук). Парк грузовых автомобилей, превысивший нормативный срок эксплуатации (10 лет), составил 93,7%, свыше 13 лет – 72,9%.

Основной  особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью.

Отсюда и  его специфическая роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного  продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфортных условиях.

Здесь рассмотрим перевозки пассажиров автобусами общего пользования, табл. 3, рис 4 и 5..

 

 

Таблица 3

Перевозка пассажиров автобусами

 общего пользования, млн. человек

 

 

1997

1998

1999

2000

2001

Российская Федерация

23664,7

23102,8

22882,5

22021,8

20883,1

Сибирский федеральный округ

1290,9

2239,7

2188,6

1994,3

1977,5

Республика Хакасия

51,3

35,2

31,5

14,1

14,9


 

 

Рис. 4 Динамика перевозки пассажиров в Российской Федерации.

 

 

Рис. 5 Динамика перевозки пассажиров в Республике Хакасия.

 

Из рис. 4 видно, что количество пассажиров перевозимых автобусами общего пользования в Российской Федерации практически не менялось за исследуемый период с 1995 по 2001гг., а из рис. 5  видно, что количество пассажиров перевозимых автобусами общего пользования в Республике Хакассия постепенно уменьшалось с 51,3 до 14,9млн. чел. в год. Сокращение объема перевозок пассажиров произошло, в основном, из-за уменьшения перевозок, в пригородном (на 68,4% в 2001г. по сравнению с 2000г.) и внутригородском (на 28,4%)  видах сообщения.

В 2001 г.автобусами общего пользования было перевезено 14861,8 тыс. человек с пассажирооборотом 181,4 млн. пассажиро – километров, что соответственно на 38,2% и 41,6% меньше, чем в 2000г.

Кроме того, автобусами, находящимися в собственности  физических лиц, привлеченными к  работе на маршрутах общего пользования, а 2001г. было перевезено 27387,2 тыс. человек  с пассажирооборотом 198,4млн. пассажиро-километров (в 2000г. соответственно 18123,1 тыс. человек и 131,6 млн. пассажиро-километров).

Число перевезенных пассажиров в сельской местности  по сравнению с  2000г. уменьшилось  на 3481,5 тыс. человек (на 57,5%) и составило  в 2001г. 2568,6 тыс. человек; пассажирооборот  уменьшился на 108,2 млн. пассажиро-километров (на 56,2%) и составил 84,4 млн. пассажиро-километров.

Далее, в  таблице 4 и на рис 6. рассмотрим пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования по видам сообщения.

Информация о работе Автомобильный транспорт в Российской Федерации и в Республике Хакасия