Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение внешнеторговой политики в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы:
- охарактеризовать понятие внешнеторговой политики, рассмотреть ее основные цели, виды и инструменты;
- рассмотреть механизм реализации внешнеторговой политики и показать ее влияние на состояние экономики;
- проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение
1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, виды
2 Механизм реализации внешнеторговой политики и ее влияние на состояние экономики
3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач готовый вариант.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)


26

 

Содержание

Введение

1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, виды

2 Механизм реализации внешнеторговой политики и ее влияние на состояние экономики

3 Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого. Малая открытая экономика – экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей.

Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях.

Республика Беларусь – это малая открытая экономика, которая по объему производимого ВВП, доли в мировой торговле (около 0,04%) не оказывает влияния на мировые экономические процессы. Принятие правил игры, устанавливаемых основными экономическими субъектами, учет тенденций и стандартов современной системы международного разделения труда является необходимыми предпосылками для успешного реформирования экономики Республики Беларусь.

Все вышесказанное обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

Целью работы является рассмотрение внешнеторговой политики в экономике Республики Беларусь.

Задачи работы:

- охарактеризовать понятие внешнеторговой политики, рассмотреть ее основные цели, виды и инструменты;

- рассмотреть механизм реализации внешнеторговой политики и показать ее влияние на состояние экономики;

- проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.

Структура работы включает в себя: введение, где обосновывается актуальность, цели и задачи исследуемой темы; основную часть, состоящую из трех глав; заключение, содержащее выводы по работе.

Фундаментальными исследованиями рассматриваемой темы явились труды таких авторов как: Амосова В.В., Давыдова И.В. Открытая экономика и проблемы ее регулирования; Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика; Ломакин В.К. Мировая экономика. В данных работах раскрываются наиболее сложные аспекты регулирования открытой экономики, проблемы выбора валютных курсов, определения внутреннего и внешнего равновесия, влияния внешнеторговой политики на валютный курс. Особое внимание уделяется рассмотрению дискуссионных проблем выбора стабилизационной политики в активном и пассивном ракурсах ее проявления.


1 Внешнеторговая политика: понятие, цели, виды

Под внешнеторговой (внешнеэкономической) политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими страна­ми. Основными целями внешнеторговой политики являются:

- изменение степени и способа включения данной страны в между­народное разделение труда;

- изменение объема экспорта и импорта;

- изменение структуры внешней торговли;

- обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);

- изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в междуна­родное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Существует два основных направления внешнеэкономической политики:

- политика свободной торговли;

- протекционизм[12,c.139].

Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регуля­тора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно за­ключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предпола­гается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное дейст­вие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономичес­кому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к эконо­мическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринима­телей в повышении технического уровня и эффективности произ­водства[12,c.140].

В своей крайней форме протекционизм принимает форму эконо­мической автаркии, при которой страны стремятся ограничить им­порт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обес­печивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику. Например, если менее развитые страны развивают собст­венное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркичес­кой политикой в чистом виде. Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оценить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремле­ние отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем.

Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в от­ношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой кон­кретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйству­ющие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государст­венные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнетор­говой политики являются различного рода запреты, например на экс­порт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К инструментам внешнеторговой политики относится также сис­тема двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифы (tariffs) и нетарифные барьеры (nontariff barriers).

Классическим и основным инструментом внешнеторговой поли­тики являются таможенные тарифы[1,c.94].

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможен­ной границы государства.

   Рассмотрим меха­низм действия импорт­ных пошлин. Допус­тим, что в какой-либо стране А осуществля­ются производство и потребление какого-либо товара, например яблок. На рис. 1.1 ли­ния S обозначает пред­ложение яблок, линия D — спрос, Ро — цена внутреннего рынка (цена равновесия). При этой цене произведен­ное и потребленное ко­личество яблок будет равно Qo. Эта ситуация может возникнуть в автаркической эконо­мике.

 

Рис. 1.1 - Механизм действия импортных товаров [1,c.94]

 

Предположим, что страна А открыла свои таможенные границы при мировой цене на яблоки, равной Рw. Поскольку эта цена ниже внутренней, то цены на внутреннем рынке упадут, производство яб­лок в стране А сократится с Qo до Q1 а потребление возрастет с Q0 до Q2 Потребление при сокращении производства будет расти за счет импорта, величина которого равна (Q2-Q1).

Защищая интересы национальных производителей яблок, прави­тельство страны А вводит импортную пошлину (Т). Допустим, что страна А достаточно мала и поэтому не может повлиять на мировую цену яблок. На яблоки устанавливается новая цена, равная Рt, тогда T= Pt - Pw. В результате внутреннее производство возрастет с Q1 до Q3.. Это объясняется тем, что вследствие установления импортной пошлины растут цены на иностранную продукцию (в нашем при­мере — яблоки). Национальные производители продают идентич­ную продукцию (того же сорта, с теми же качественными характеристиками), поэтому они считают возможным и выгодным для себя поднять цены на свою продукцию. Естественно, что это повышение цен может и не совпадать с повышением цен на импортный товар, но логика поведения национальных производителей позволяет предположить полное совпадение этих цен в нашем примере. Вследствие этого некоторые из производителей, считавших для себя невыгод­ным производство и реализацию яблок по цене Рw, в новых условиях будут реализовывать их на рынке по более приемлемой для них цене Рt.

В связи с ростом цен на яблоки их потребление в стране А сокра­тится с Q2 до Q4 что в свою очередь приведет к сокращению импорта. Во-первых, увеличивается внутреннее производство. Эффект может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего предложения. Во-вторых, сокращается внутреннее по­требление. Объем этого сокращения также может быть различным в зависимости от наклона (эластичности) кривой внутреннего спроса. Следовательно, введение импортной пошлины может иметь различ­ный эффект для различных товаров[1,c.95].

Рассмотрим теперь, какое влияние оказывают последствия введе­ния импортной пошлины на потребителей, производителей, прави­тельство и страну в целом, т.е. на благосостояние (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2 - Влияние импортных пошлин на благосостояние страны [1,c.95]

 

На первом графике в верху рис. 1.2  видим , что потребители должны платить большую цену за яблоки, что озна­чает потерю дополнительной выгоды потребителей, равной площади ниже кривой спроса, которая находится между двумя линиями цен: Sa + Sb + Sc + Sd. Внутренние производители, увеличив цену за свои яблоки, получают дополнительную выгоду. Дополнительная выгода производителей, т.е. площадь выше кривой предложения, которая находится между двумя линиями цен, равна Sa. Правительство, уста­новившее импортную пошлину, также выигрывает. Выигрыш равен произведению ставки пошлины на объем импорта после введения этого тарифа, т.е. Sc. Поскольку правительство не тратит всю полученную сумму на содержание таможенников, то определенная ее часть перераспределяется между секторами экономики, т.е. имеет место рост благосостояния страны в целом. Таким образом, потери потребителей, равные Sa + Sb + Sc + Sd, частично компенсируются выигры­шем производителей, рав­ным Sa, и выигрышем государства, равным Sc. Величина S (b + d) не ком­пенсируется ничем. Это так называемая «цена мертвого веса» (deadweight cost) тарифа. Величина Sb представляет собой произ­водственную «цену мертво­го веса» тарифа, т.е. стои­мость ресурсов, которые были затрачены на увели­чение внутреннего выпус­ка от Q1, до Q3 вместо их более эффективного ис­пользования в других на­правлениях при условии свободной торговли.

Информация о работе Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода