Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе внешнеэкономической деятельности предприятия.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач, а именно:
рассмотреть теоретические основы внешнеэкономической деятельности;
провести анализ организации внешнеэкономической деятельности на предприятии;
разработать мероприятия по совершенствованию внешнеэкономической деятельности;

Вложенные файлы: 1 файл

ВнеЭкДе.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

В период 2012-2013 гг. наблюдается рост фондоотдачи с 28000,50 руб. до 30000,78 руб., обусловленной ростом основных фондов и объема товарной продукции. Однако к 2014 г. фондоотдача снизилась до 18000,56 руб.

Однако, как уже отмечалось выше, одним из важнейших факторов данного положения дел на предприятии стало сокращение объема заказов, и как следствие объемов реализованной продукции. Данных фактор является и одной из проблем в области ВЭД рассматриваемого предприятия, так как продукция включает в себя как продукцию, поставляемую российскому потребителю, так и поставляемую на международный рынок.

В целом, анализ экономических показателей говорит о снижении эффективности деятельности исследуемого предприятия в 2014 г. по сравнению с 2012 г.

 

2.2 Организация внешнеэкономической деятельности предприятия

 

Структура организации внешнеэкономической деятельности на ОАО «Гомельский радиозавод» достаточно специфичная, что во многом связано с историческими аспектами развития ВЭД на предприятии.

Такое разделение рынка сохранено по настоящее время. На рассматриваемом предприятии нет собственного отдела ВЭД. Торговый Центр, занимающийся поставками в страны СНГ, Прибалтики и Европу, не является структурной единицей головного предприятия ОАО "ИРЗ". Притом, что разделение рынка поставок сохраняется. Здесь необходимо отметить, что при обратном приобретении Радиозаводом своих акций у Торгового Центра был заключен дилерский договор, по которому и ТЦ ведет свою деятельность как поставщик изделий КЛУБ и сопутствующей аппаратуры.

Бюро договоров (входящее в состав отдела договоров) ОАО «Гомельский радиозавод», занимающееся заключением договоров на производство и поставку продукции, внутри своей структуры имеет группу внешнеторговых контрактов. Сферой деятельности группы являются Российская Федерация и Казахстан.

Все экспортные поставки ведутся под контролем отдела ВЭД Управления стратегического маркетинга и ВЭД головного предприятия ОАО "ИРЗ" (структура представлена на рис.2). Необходимо также отметить, что отдел ВЭД лишь контролирует отдел договоров и содействует при таможенном оформлении.

 

Рис. 2.2. Структура Управления стратегического маркетинга и ВЭД

 

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки в ОАО «Гомельский радиозавод» предполагает соблюдение следующих основных положений:

-импортная операция основывается  на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного  хозрасчета;

-объем предполагаемой сделки  устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

-коммерческой сделки должны  предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены  многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

-организация коммерческой сделки  должна вестись с соблюдением  нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений; двусторонних  государственных соглашений);

-обязательным условием любой  сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;

В ОАО «Гомельский радиозавод» вопросами внешнеторговой деятельности занимается отдел внешнеэкономических связей.

К основным функциям отдела внешнеэкономических связей можно отнести следующие:

  1. определение емкости и структуры внешнего рынка продукции, поиск ниш на внешнем рынке;
  2. определение наилучших условий импорта товаров предприятия, обеспечивающих максимальный эффект при оптимальных расходах по продвижению товаров;
  3. установление контактов с зарубежными партнерами (ведение переговоров, деловой переписки, оформление документов и пр.);
  4. контроль за выполнением другими подразделениями предприятия заключенных контрактов, участие в разработке мероприятий по их исполнению.

Одной из наиболее важных функций управления ВЭС является управление внешнеторговой деятельностью. Для этих целей на предприятии введено множество стандартов и различных карт процессов, регламентирующих цели и задачи всех подразделений так или иначе участвующих во внешнеторговой деятельности на всех этапах, начиная с поступления заявки на контракт, заканчивая доведением конечной продукции до потребителя.

Первым шагом для управления по внешнеэкономическим связям является анализ и согласование заявки на контракт, с целью определения требований потребителя к продукции и способности предприятия выполнить заявленные требования. Этот процесс можно представить на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3.Анализ и согласование заявки на контракт

При заключении внешнеторгового контракта особое значение имеют базисные условия поставки, которые влияют на формирование дополнительных расходов предприятия, а, следовательно, и на ожидаемый финансовый результат по операции, поэтому необходима правильная трактовка и применение условий "Инкотермс-2011". В ходе исследования были разработаны таблицы по формированию затрат согласно базисным условиям поставки "Инкотермс", которые необходимы в работе руководства, а также специалистов, непосредственно занимающихся договорной (контрактной) работой и ведением бухгалтерского учета операций внешнеэкономической деятельности.

Таблица 5

Основные параметры внешнеторгового контракта

Состоит из трех групп знаков:

1 - код страны организации  по международной классификации,

2 - код по ОКПО,

3 - порядковый номер документа  в организации

Унифицированный номер контракта

Дата, место подписания, при указании стран дополнительно указывается трехзначный код согласно международному классификатору

Дата, место подписания, организация

Указывается полное наименование и характеристика товара, а также ссылки на международные и национальные стандарты

Предмет контракта

Указывается цена за единицу товара в валюте с ссылкой на "Инкотермс 2000", общая сумма контракта, наименование валюты

Цена

Финансовые условия, виды и формы расчетов, срок платежа, если предоставляется рассрочка платежа

Условия платежа

Помимо сроков определяется график поставки

Сроки поставки

Перечень событий чрезвычайного характера, сроки действия этих обстоятельств

Форс-мажор

Порядок предъявления и рассмотрения претензий. Право государства регулирующее споры

Рассмотрение споров

Перечень санкций за ненадлежащее исполнение обязательств, сторонами, подписавшими контракт

Санкции

Юридические и другие адреса

Адреса и подписи сторон

Определяется сторонами контракта по договоренности либо в соответствии с национальным правом государства, избранного сторонами

Момент перехода права собственности


 

При экспорте товара на стадии таможенного оформления, согласно Положению о порядке таможенного оформления экспортных и импортных грузов ОАО "ИРЗ", происходит взаимодействие с одной стороны группы внешнеторговых контрактов, а с другой – группы таможенного оформления отдела ВЭД.

Ввиду того, что отдел ВЭД как таковой внешнеэкономической деятельностью ОАО "Гомельский радиозавод" не занимается, ТЦ не является службой ВЭД предприятия и не несет в себе никаких организационных функций и является, по сути, коммерческой единицей. И того, что отдел договоров не имеет полномочий ведения ВЭД, согласно организационным документам не выполняет функций, связанных с ВЭД, можно сделать вывод, что внешнеэкономическая деятельность на предприятии не организована и это является важнейшей проблемой предприятия в области ВЭД.

 

2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности

 

Проведем анализ эффективности внешнеэкономической деятельности рассматриваемого предприятия. Анализ представленных в табл.6 показателей свидетельствует, о том, что, выручка от продаж продукции организации увеличилась на 629950000 руб., в том числе от экспортных продаж на 3469257000 тыс. руб.

Таблица 6

Система частных показателей оценки ВЭД ДООО "ИРЗ-Локомотив"

Показатель

2012г.

2013 г.

2014 г.

Абс. изм.

Темп роста, %

Выручка от продажи продукции, руб., в том числе:

1247624000

1940150000

1089374000

-158250000

87,32

-экспортной продукции, руб.

132313990

3257356700

2117635300

794490540

160,05

Затраты предприятия, руб., в том числе:

1086226000

1482879000

875596000

-210630000

80,61

-экспортной продукции, руб.

1204050073

3013054900

1966711500

762654100

163,34

Прибыль от реализации, руб., в том числе:

292940000

547150000

2573100000

-35630000

87,84

-экспертной продукции, руб.

119082600

244301700

150923900

31841300

126,74

Чистая прибыль, руб.

1130750000

3426280000

1692030000

561280000

149,64

Рентабельность экспертных операций, %

9,89

8,11

7,67

-2,22

77,59


 

Снижение выручки от продаж составляет 12,68%, тогда как от реализации экспортной продукции рост составляет 60,05%, что свидетельствует об увеличении продажи продукции на внешнем рынке. Однако в связи с большей затратностью экспортных операций прибыль от экспорта составляет лишь 150923900 тыс. руб. в 2014 г., ее увеличение от 2012 г. составило 26,74%. Экспертные операции рентабельны для организации, так как уровень рентабельности высок от 9,87-7,67%. Число стран, куда организация поставляет свою продукцию увеличилось на 2 страны.

В целом анализ внешнеэкономической деятельности свидетельствует об эффективности ВЭД исследуемой организации в 2012 г., но к 2014 г. наблюдается снижение показателей эффективности, несмотря на рост объема экспортируемой продукции, что свидетельствует о необходимости разработки мероприятий по ее совершенствованию.

Проведем анализ экспортных операций ОАО "Гомельский радиозавод", для этого проанализируем динамику и структуру экспорта продукции. Рассматриваемое предприятие в разрезе внешнеэкономической деятельности является предприятием-экспортером систем безопасности движения железнодорожного транспорта (системы КЛУБ), а также поставки запасных частей и сервисного оборудования.

Структуру экспорта ОАО «Гомельский радиозавод»можно представить следующим образом (табл. 7).

Таблица 7

Структура экспорта продукции ОАО "Гомельский радиозавод".

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

руб.

%

 руб.

%

руб.

в %

1

2

3

4

5

6

7

Комплексное локомотивное устройство безопасности, унифицированное КЛУБ-У

750220300

56,70

1798060900

55,20

1109640900

52,40

Комплексная система автоматического управления КСАУ СС

96589200

7,30

201956100

6,20

146116800

6,90

Система автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи данных АБЦТ-М

216994900

16,40

543978600

16,70

372703800

17,60

Бесконтактный кодовый путевой трансмиттер, унифицированный модернизированный БКПТ-УМ

187885900

14,20

521177100

16,00

357880400

16,90

Индуктивно-проводной датчик ИПД

71449600

5,40

192184000

5,90

131293400

6,20

Итого

1323139900

100,00

3257356700

100,00

2117635300

100,00

Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия