Анализ розничного таварооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, а именно:
- понятие и сущность розничного товарооборота;
- классификацию розничного товарооборота;
- методику анализа розничного товарооборота.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность и анализ розничного товарооборота
Сущность товарооборота предприятия……………………………7
Методика анализа розничного товарооборота по общему объёму и в ассортименте…………………………………………………………10
Анализ состава товарных запасов и товарооборачиваемости….14
Анализ товарооборота на примере ООО «Техно-ОПТ»
Характеристика предприятия ООО «Техно-ОПТ»………………18
Анализ динамики и структуры товарооборота……………………20
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости……………28
Заключение………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анализ розничного товарооборота.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из этой цели, можно выделить следующие основные задачи анализа, которые конкретизируются на каждом предприятии:

  1. установить динамику всех показателей товарооборота за анализируемый период (в фактических и составных ценах);
  2. определить изменение своей доли на рынке потребительских товаров;
  3. выявить возможности повышения конкурентоспособности торгового предприятия;
  4. оценить степень выполнения намеченных плановых показателей;
  5. обеспечить информационную базу для обоснования расчётов показателей товарооборота на планируемый период.

Конкретная  схема анализа разрабатывается  на каждом предприятии исходя из поставленной цели и наличия информации.

В магазине для  анализа показателей товарооборота  используются товарно-денежные отчёты, инвентаризационные ведомости, отзывы и предложения покупателей.

В потребительском обществе анализ товарооборота производится на основе данных отчётности, конъюнктурных информаций, изучения состояния торговли в отдельных магазинах, различных материалов нормативного характера, установленных в кооперативе плановых показателей.

Основой для изучения товарооборота  служат аналитические показатели: относительные величины динамики товарооборота (проценты роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельных групп товаров в общей сумме товарооборота, сумма оборота на 1 м.кв. торговой площади, уровень запасов товаров в днях, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы и др.

Для проведения аналитической  работы разрабатывают макеты аналитических  таблиц. Они содержат необходимые  фактические данные за ряд периодов, различные расчётные показатели и относительные величины аналитического характера.

Анализ  общего объёма розничного товарооборота

Для изучения общего объёма товарооборота необходимо рассчитывать следующие аналитические показатели:

  1. Процент роста товарооборота за отчётный период в ценах соответствующих лет и в сопоставимых ценах.
  2. Доля потребительского общества в товарообороте региона, т.е. процентное отношение суммы его товарооборота к общей сумме оборота всех торговых предприятий района. Этот показатель отражает занимаемую нишу на местном потребительском рынке.
  3. Удельный вес в розничном товарообороте предприятий торговли и питания.
  4. Степень выполнения установленного торговым предприятием плана товарооборота. Подобная самооценка позволяет установить, в какой степени был обоснован план, какие недостатки были допущены в ходе его выполнения, что следует предпринять для дальнейшего развития товарооборота.[9,86]

Для расчёта  степени выполнения ранее установленного плана товарооборота целесообразно  произвести корректировку плана  товарооборота, с учётом планируемого и фактического индекса цен. При наличии  соответствующей информации об изменении цен эта корректировка может быть произведена ежемесячно или же за каждый квартал, а затем в целом за год.

При анализе  товарооборота за год важно его  дополнить изучением суммы реализации товаров по месяцам и кварталам. Такой анализ даёт возможность установить сезонные особенности в спросе покупателей. Например, увеличение покупок перед праздниками, наступлением весенне-летнего и осенне-зимнего сезона.

В процессе анализа  рассчитывается удельные веса отдельных кварталов в годовом и каждого месяца в квартальном товарообороте.

Анализ  розничного товарооборота по товарным группам

Для обоснованной оценки конкурентоспособности предприятия  и качества торгового обслуживания наряду с изучением общего объёма товарооборота нужен подробный его анализ в ассортименте. В процессе этого анализа необходимо выявить:

  1. За счёт каких групп товаров происходило развитие товарооборота торговой сети;
  2. Какое место занимало торговое предприятие на рынке отдельных групп товаров;
  3. Какие изменения произошли в структуре товарооборота;
  4. Степень удовлетворения спроса населения на отдельные предметы потребления;
  5. Степень влияния на изменение продажи отдельных групп товаров различных факторов.[9,92]

Для изучения товарооборота  в ассортименте рассчитывается ряд аналитических показателей.

Во-первых, устанавливается динамика реализации основных групп товаров в фактических и сопоставимых ценах. Для этой цели нужно использовать информацию об индексе розничных цен по товарным группам, так как цены изменяются не в одинаковом размере на отдельные товары.

Во-вторых, по отдельным товарам при наличии данных об объёме их реализации устанавливаются средние цены. Сопоставление розничных цен на товары, реализуемые разными торговыми предприятиями, позволяет выявить их конкурентоспособность, внести коррективы в ценовую стратегию, направленную на повышение своей доли на рынке отдельных товаров.

В-третьих, определяется доля кооператива в обороте по реализации основных групп товаров по региону в целом.

В-четвёртых, рассчитывается удельный вес оборота по продаже отдельных товаров в общей сумме товарооборота за ряд лет.

Сопоставление этих показателей  за ряд лет позволяет выявить  происходящие тенденции в изменении  спроса и учитывать их в своей  коммерческой работе по организации закупок отдельных товаров.

В-пятых, рассчитываются коэффициенты эластичности оборота по реализации отдельных групп товаров.

Под эластичностью оборота по продаже отдельных товаров понимается относительное их изменение под влиянием денежных доходов населения, цены, объёма и структуры товарного предложения.

При изменении денежных доходов  размеры покупок населением различных  предметов потребления изменяются в различных направлениях и величинах. При отсутствии данных о денежных доходах или покупательных фондах населения при расчёте коэффициента эластичности можно использовать показатели общего объёма розничного товарооборота.

    1. Анализ состава товарных запасов и товарооборачиваемости

Для осуществления  непрерывного процесса торговли необходимы определённые запасы товаров. Они должны постоянно находиться на рынке, т.е. на складах производственных предприятий, на оптовых базах и в розничной торговой сети.

В запасах товаров вложена  значительная сумма оборотного капитала. Поэтому для повышения эффективности его использования важно создавать обоснованные размеры товарных запасов, соблюдая необходимые пропорции между их объёмом и товарооборотом.

Резкое уменьшение товарных запасов не даёт возможности торговому  предприятию оперативно реагировать  на изменения спроса. В рыночных условиях отдельные предприниматели могут извлечь из создавшегося положения (наличия неудовлетворительного спроса) выгоду путём повышения цены. Однако, как правило, недостаток запасов влечёт за собой снижение суммы реализации товаров, «потерю» покупателей и влияет на конкурентоспособность торгового предприятия.

Чрезмерные запасы влияют на качество товаров, требуют для  их скорейшей реализации снижения цен. Они отвлекают дополнительные оборотные  средства, замедляя их оборачиваемость, увеличивают расходы по оплате процентов за кредиты. В итоге ухудшается платёжеспособность и финансовое состояние потребительского общества.

Следовательно, одна из сложных  задач экономической и коммерческой служб, предпринимательской деятельности – поддерживание запасов в нормальном состоянии, исходя из нормальных изменений спроса. При этом не надо учитывать случайные изменения спроса, ажиотажный спрос и т.д. Немаловажную роль для решения этой задачи играют опыт предпринимателей, их квалификация и интуиция. Умение представить поведение покупателей.

Для характеристики состояния товарных запасов используются следующие показатели:

  1. Уровень запасов, отражающий обеспеченность торговой сети товарами на определенную дату. Он рассчитывается как отношение суммы запаса к однодневному обороту предстоящего периода.
  2. Оборачиваемость капитала, вложенного в товарные запасы. Этот показатель отражает, с одной стороны, среднее время, в течении которого товары находились в торговом предприятии с момента расчётов с поставщиками до момента их реализации, а с другой стороны, количество оборотов, совершённых капиталом за анализируемый период. Для расчёта этого показателя в днях следует среднюю сумму запасов за определённый период разделить на однодневный оборот по продаже товаров за этот же период.[9,98]

В рыночной экономике  значимость этих показателей возрастает. Они свидетельствуют о степени  конкурентоспособности торговых предприятий. Те из тех, которые научились вести торговлю с наименьшим капиталом, как правило, имеют меньший уровень издержек обращения и более высокую рентабельность. Такое положение позволяет им, чтобы «завоевать» покупателя, снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и осуществлять другие меры для повышения качества торгового обслуживания.

Отсюда вытекает цель анализа – выявить состояние товарных запасов и резервы их нормализации, направленные на ускорение оборачиваемости капитала и повышение конкурентоспособности торгового предприятия. Такой анализ проводится в целом по кооперативу, магазинам и отдельным товарным группам.

В процессе анализа  товарных запасов и оборачиваемости  капитала производится сопоставление  фактических показателей за отчётный период с прошлыми периодами, а также  с расчётными величинами, которые  были ранее намечены.

Объём товарооборота торгового предприятия [9,105]

Относительно  крупные по размеру товарооборота  магазины, как правило, осуществляют торговое дело с меньшим уровнем  запасов. Это объясняется тем, что  они имеют возможность более  часто производить завоз товаров. Однако это ещё не означает,  что крупные предприятия  более эффективны. Небольшие по объёму товарооборота магазины имеют  ряд преимуществ перед крупными: у них меньше расходов на содержание аппарата управления, материально-технической базы и др. Поэтому для определения степени выгодности различных по объёму оборота предприятий нужен сравнительный анализ не отдельных статей расходов, а всех издержек обращения в совокупности, помня при этом, что конечным результатом предпринимательской деятельности является прибыль на вложенный капитал.

Для каждого  магазина и предпринимателя важно  значение имеет анализ текущих запасов  по отдельным товарным группа. При  этом для своевременного принятия мер  по закупке недостающих товаров  следует постоянно сравнивать наличие  запасов с намеченными расчётными (нормативными) показателями. Если запасы оказались меньше необходимой величины для нормальной торговли широким ассортиментом товаров, то это является сигналом для срочной их закупки. В случае их оседания следует сократить их завоз. Такой повседневный контроль позволит магазину поддержать запасы на необходимом уровне, т.е. вести торговое дело расчётливо и прибыльно.[9,105]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ товарооборота на примере ООО «Техно-ОПТ»
    1. Характеристика предприятия ООО «Техно-ОПТ»

Торговое предприятие ООО «Техно-ОПТ» работает на потребительском рынке с 18 ноября 2008 года. Сфера его деятельности – розничная и оптовая торговля электробытовыми товарами. Эти товары реализуются как для населения города и области, так для организаций и предприятий.

Организационно-правовая форма предприятия - ООО, то есть оно действует на рынке как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий собственную материально-техническую базу, финансовые активы, расчетный счет в банке, квалифицированный персонал и т.д. Все работники данного предприятия являются наёмными работниками, в том числе и генеральный директор.

Предприятие работает 2 года, за это время наблюдается  рост товарооборота, это свидетельствует  о правильном выборе стратегии и  тактики развития своего бизнеса, о профессиональном принятии управленческих решений, умений работать с персоналом.

Согласно  Уставу организации предметом деятельности общества является:

  • Оптовая торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой;
  • Оптовая торговля ножевыми изделиями и бытовой металлической посудой;
  • Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой.

На  сегодняшний день на предприятии, помимо работодателя, работает 15 чел., из них:

  • главный бухгалтер - 1
  • зам. главного бухгалтера - 1
  • заведующий складом - 1
  • агент по закупкам - 1
  • экспедитор - 1
  • водитель - 3
  • грузчик – 7

Информация о работе Анализ розничного таварооборота