Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить эмпирически наблюдаемые закономерности интеграционного процесса России и Беларуси и на этой основе протестировать основные теоретические положения по интеграции, на базе системного макроэкономического анализа конкретизировать причины, тормозящие интеграционное взаимодействие, а также определить и обосновать направления эффективного межстранового сотрудничества в условиях глобализации и выхода на мировые рынки.
Достижение цели исследования предопределило постановку следующих основных задач:
· анализ теоретических основ интеграционных процессов;
· макроэкономический анализ России и Беларуси в условиях усиления интеграционного взаимодействия;
Введение 3
1. Особенности интеграционных процессов в мировой экономике на современном этапе. 7
2. Предложения по развитию российско-белорусской интеграции. 14
Заключение 19
Список используемой литературы: 24
На базе проведенного анализа внешней торговли России и Беларуси разработан прогноз ее развития на 2012-2014 гг. по основным 11 товарным группам. За базу взяты товары (26 наименований) по балансам спроса и предложения Союзного государства, определены их доли в экспорте/импорте товарных групп. По каждому из товаров найдены соответствующие товары-представители по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В основу прогноза заложены тенденции, уверенно обозначившиеся за 9 месяцев текущего года, в частности ускоренный восстановительный рост взаимной торговли России и Беларуси. В 2012 г. темп роста незначителен, во-первых, из-за разразившегося валютного кризиса в Беларуси в 2011г., во-вторых, вследствие исчерпания эффекта базы, действующего в 2011 г. При этом, на наш взгляд, тенденции во взаимной торговле между двумя странами будут определяться позитивными трендами, проявившимися в 2011 г., которые будут компенсировать сложности, возникшие в результате кризисных явлений в белорусской экономике.
В целом структура внешней торговли России с Беларусью существенно не изменится. Наряду с продукцией топливно-энергетического комплекса (примерно 64% от общего объема российского экспорта в Беларусь) основными экспортными товарными позициями будут, металлы и изделия из них, машины и оборудование, продукция химической промышленности. Основу импорта составят продовольственные товары, машины и оборудование, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них.
Таким образом, на фоне расширения взаимной торговли для Беларуси существует реальная возможность усиления позиций в тех несырьевых товарных нишах российского рынка, в которых она по-прежнему сохраняет относительно высокую конкурентоспособность. Среди наиболее перспективных рынков можно выделить: рынки энергетического оборудования, транспортного и сельхозмашиностроения, композиционных материалов и сплавов, режущего инструмента, строительных материалов, электронных компонентов, лазерных технологий, оптико-волоконного оборудования, средств железнодорожного транспорта. Наряду с развитием товарного экспорта следует активизировать обмен современными технологиями, инновационными разработками, объектами интеллектуальной собственности, продвижение продукции, разработанной в рамках реализации союзных программ, на рынки России, Беларуси и третьих стран.
При условии модернизации материально-технической базы перерабатывающих предприятий Беларусь может остаться заметным поставщиком продовольственных товаров в Россию.
Кроме продовольственной продукции, перспективным направлением для расширения белорусского экспорта могут стать товары народного потребления. По данным Минпрома России, доля российской продукции легкой промышленности на внутреннем рынке составляет сегодня всего 19% (по одежде около 18%). Учитывая, что объем розничной торговли российскими товарами легкой промышленности формируется на фоне сокращения объемов отечественного производства и увеличения зарубежных поставок аналогичных товаров, роль импорта из Беларуси в насыщении российского рынка одеждой, обувью и другими товарами легкой промышленности в ближайшие время будет велика.
Анализ экономического развития стран и их сотрудничества, а также выявление основных противоречий во взаимоотношениях между ними позволил сделать следующие выводы:
1. На современном этапе экономическая интеграция достигла глобальных масштабов, что предопределяет успешность развития национальных экономик. Под глобальной экономикой имеется в виду экономическая система, в рамках которой деятельность компаний и финансовых учреждений выходит за пределы национальных границ и приобретает транснациональный характер. Однако в этом случае элементы производственного процесса и товары перестают быть объектами национальной собственности, а государство – отдельным экономическим субъектом, принимающим самостоятельно решения для достижения национальных целей.
2. Процесс интеграции
предполагает расширение
3. Изучение интеграционных
процессов на постсоветском
4. В зависимости от
взглядов и политических
5. Немаловажное значение для функционирования Союзного государства имеет интеграция на постсоветском пространстве. Конкурентным преимуществом стран СНГ является: опыт сосуществования и сотрудничества в рамках одного государства, взаимопроникновение культур, взаимозависимость экономик и единые транспортные коридоры. Государства постсоветского пространства имеют определенные преимущества в процессе интеграции. Они обусловлены тем, что страны Европы уже прошли значительную часть пути в этом направлении и теперь страны СНГ могут использовать этот опыт и осуществлять интеграцию значительно быстрее.
6. Можно выделить два основных направления сотрудничества между странами в организации хозяйственной жизни, создании условий для совместной деятельности стран-участниц интеграционной группировки. Во-первых, концентрация государств на формировании общей институциональной среды, обеспечивающей ликвидацию барьеров на пути товаров, услуг и факторов производства, а также (при необходимости) гармонизация законодательства и совместное микро- и макроэкономическое регулирование. Во-вторых, концентрация усилий стран не на интеграции «в целом», а на реализации совместными усилиями государств и бизнес-структур конкретных проектов. Преимущество первого направления – в более широком масштабе интеграции, второго – в снижении издержек согласования решений и концентрации ресурсов на действительно значимых направлениях. Постсоветская интеграция может быть эффективной лишь в случае сочетания обоих направлений.
7. Развитию эффективной экономической интеграции постсоветского пространства противодействуют экономические и политические факторы, имеющие объективные и субъективные причины.
Среди экономических факторов выделяются следующие:
· разная степень развития рыночных отношений в национальных экономиках;
· деформация воспроизводственного процесса;
· регионализация экономического пространства Содружества;
· потеря прежней взаимодополняемости промышленных комплексов стран СНГ;
· различия в ресурсной обеспеченности постсоветских стран;
· различие стратегий экономического развития, выбранных постсоветскими странами.
Политические и этнические факторы:
· негативное отношение к интеграции на постсоветском пространстве со стороны политических элит ряда стран Содружества, из-за центрального места России в интеграционных процессах;
· наличие альтернативных центров интеграции (ЕС, Китай);
· отсутствие опыта согласования экономических интересов интегрирующихся сторон;
· неготовность к компромиссам и издержкам, с которыми связан интеграционный процесс.
8. Интеграционные процессы России и Беларуси, рассмотренные через призму закономерностей глобализации мировой экономики существенно отличаются от рассматриваемых закономерностей интеграционных процессов в мировой практике.
9. При прогнозировании перспектив развития экономических отношений между странами должны учитываться прежде всего результаты анализа макроэкономического состояния и тенденции развития стран-участниц интеграционного объединения, которые более полно и объективно отражают причины и дальнейшие перспективы такой интеграции. Таким образом, анализ таких факторов как структура экономики, торговые отношения, инвестиции, кооперация производств и миграция позволят объективно оценить настоящее и дать оценку будущему Союзного государства России и Беларуси. Проанализировав макроэкономические факторы, можно заключить, что с одной стороны, образование Союзного государства – это средство реализации преимуществ объединения экономических потенциалов двух стран. С другой стороны, возникают проблемы с тем, как защитить свою производственную сферу и не остаться без рабочих площадок, которые были ликвидированы ради целей Союзного государства, в случае каких-либо непредвиденных осложнений.
10. Серьезной причиной,
замедляющей ход российско-
11. Различие моделей хозяйствования России и Беларуси определяется различными подходами к сотрудничеству субъектов микроуровня двух стран. В России ведущую роль в экономике играют негосударственные формы собственности, в то время как в Беларуси предпринимательская деятельность является объектом жесткого административного контроля и регулирования. Эффективному взаимодействию двух стран препятствуют сильные различия в компетенции и правах субъектов хозяйствования, уровнях налогообложения и т.д.
12. Анализ торговых отношений показывает то, что обе страны тесно сотрудничают друг с другом. Беларусь старается снизить свою энергетическую зависимость от России и найти альтернативные источники поставок сырья, но эти попытки пока кардинально не изменили ситуацию, и данные по товарообороту Беларуси это подтверждают. Для России торговые отношения с Беларусью хоть и являются значимыми, однако заинтересованность белорусской стороны в такой торговле значительно выше, нежели российской. Вместе с тем, процесс внешней торговли не может обеспечить союзнических отношений и сотрудничество, так как только торговля не создает международной интеграции. И сотрудничество, основанное на одной торговле, не создает преимуществ, обеспечивающих инновационное развитие и совместное использование интеллектуальных сил отдельных стран. Разработанный прогноз, позволяет заключить, что в целом структура внешней торговли России с Беларусью существенно не изменится. На фоне расширения взаимной торговли для Беларуси существует реальная возможность усиления позиций в тех несырьевых товарных нишах российского рынка, в которых она по-прежнему сохраняет высокую или ограниченно высокую конкурентоспособность. Среди наиболее перспективных рынков можно выделить: рынки энергетического оборудования, транспортного и сельхозмашиностроения, композиционных материалов и сплавов, режущего инструмента, строительных материалов, электронных компонентов, лазерных технологий, оптико-волоконного оборудования, средств железнодорожного транспорта. Наряду с развитием товарного экспорта следует активизировать обмен современными технологиями, инновационными разработками, объектами интеллектуальной собственности, продвижение продукции, разработанной в рамках реализации союзных программ, на рынки России, Беларуси и третьих стран. При условии модернизации материально-технической базы перерабатывающих предприятий Беларусь может остаться заметным поставщиком продовольственных товаров в Россию. Помимо продовольственной продукции, перспективным направлением для расширения белорусского экспорта могут стать товары народного потребления
13. Важную роль в развитии любой экономики играют иностранные инвестиции, совместные предприятия и международные корпорации. В инвестиционной деятельности Россия стремиться закрепить и упрочить свои позиции на белорусском рынке, создавая дочерние компании, покупая доли в крупных компаниях, а Беларусь находится в самом начале пути по освоению российского рынка, создавая свои представительства в различных регионах Российской Федерации. Вместе с тем снижение инновационной и инвестиционной активности становится угрозой экономической России, Беларуси, а также других постсоветских стран. И все же, согласованная политика по упрощению законодательства как белорусского, так и российского для иностранных инвесторов необходимый шаг в дальнейшем развитии сотрудничества.
14. По кооперации производства, необходимо отметить, что Россия и Беларусь имеют хорошую, доставшуюся по наследству от СССР, базу для того, чтобы продуктивно и взаимовыгодно сотрудничать и развивать кооперационные связи. Для того, чтобы избежать воздействия национального эгоизма, превалирования политических подходов и субъективизма, было бы целесообразно взаимопроникновение экономик через слияние собственности и более тесную кооперацию.
15. Согласованная политика в миграционной сфере позволит обеспечить квалифицированными кадрами производство и другие отрасли экономики. Сотрудничество в данном направлении России и Беларуси продвинулось достаточно далеко. Отметим, что на законодательном уровне двух государств решены острые проблемы по найму, оплате труда, нормированию рабочего дня и многое другое, что, несомненно, положительно влияет на взаимное сотрудничество России и Беларуси.
16. В результате образования союза Россия получает большие преимущества в геополитическом плане – появляется широкий выход на границы Центрально-Европейского Региона, усиливается стратегическое положение России на западном направлении, во многом устраняется потенциальная угроза создания, так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции. И Россия, и союз в целом получают дополнительные возможности воздействия на региональное развитие отношений с Украиной, Польшей и государствами Балтии. Усиливается военный и оборонно-промышленный потенциал России за счет партнерства с боеспособной белорусской армией и развитой промышленностью Беларуси. В свою очередь Республика Беларусь получает гарантированный доступ к сырьевым ресурсам России и военную защиту.
Ближайшее будущее мировой экономики выглядит проблемно, так как последние события показали, что ни одна страна мира не защищена полностью от финансового кризиса и его последствий, а значит, все страны должны действовать сообща, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Поэтому региональная интеграция является ключевым фактором экономической устойчивости и развития. Чтобы быть конкурентоспособными на мировой арене, которая состоит из региональных кластеров (Евросоюз, США вкупе с Мексикой и Канадой, Китая и Юго-Восточной Азии), Россия и ее партнеры, разделяющие социальные ценности и имеющие единые политические интересы, вынуждены интегрировать экономические потенциалы и деятельность, что подтверждается на данном этапе созданием Таможенного союза.