Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:12, курсовая работа
Муниципальное образование (далее - МО) является сложной и многопрофильной системой. Его нормальное функционирование требует учёта как многочисленных внутренних, так и внешних факторов, развитие которых довольно трудно предсказать во времени. В связи с этим муниципальными образованиями разрабатываются программы и стратегии социально-экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЛЬЯТТИ 5
1.1. Основные задачи анализа социально-экономического положения 5
1.2. Проблемы проведения анализа в современных условиях 9
1.3. Система показателей, характеризующих социально-экономическое положение Тольятти 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Социальное развитие 16
2.2. Экономика муниципального образования 36
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 40
3.1. Оценка положения Тольятти 40
3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
1.3. Система показателей, характеризующих социально-экономическое положение территории
Оценка социально-экономического положения территории это в первую очередь на экспертизу планов и программ социально-экономического развития территории.
В отечественной науке и практике сложилось множество методических подходов к оценке планов, программ, проектов городского развития:
В данной работе использована методика «Оценка жизнеспособности муниципальных образований».
Оценка жизнеспособности муниципальных образований
В процессе становления и развития местного самоуправления возникла потребность в формировании соответствующей системы управления муниципальной экономикой, а для оценки эффективности ее функционирования – в критериях и показателях.
Критерии и показатели должны обеспечивать оценку состояния и тенденций развития экономики, а также уровня жизни населения. Результаты производственно-хозяйственной деятельности целесообразно оценивать с позиций социальной и экономической эффективности для определения взаимосвязи между уровнем жизни населения и результатами его производственно-хозяйственной деятельности.
Социальная эффективность муниципального образования может быть определена через отношение среднедушевого дохода жителя муниципального образования к прожиточному минимуму:
Ксэ = СДД / ПМ,
где: СДД – среднедушевой доход жителя муниципального образования;
ПМ – прожиточный минимум в среднем на душу населения.
Поскольку показатель социальной эффективности является обобщающим и характеризует уровень жизни населения, в среднедушевые доходы помимо денежных доходов необходимо включить объем социальных услуг, оказываемых населению за счет средств местного бюджета:
СДД = (ФЗП + Vсу + Vст + Дип) / Nж,
где: ФЗП – фонд заработной платы наемного персонала всех предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
VСУ – объем социальных услуг населению, оказываемых за счет средств местного бюджета за вычетом фонда заработной платы работников бюджетной сферы;
VСТ – объем социальных трансфертов (пенсии, пособия, субсидии), выплачиваемых жителям из федерального, регионального, местного бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
Дип – доходы жителей от самозанятости и собственности, включая доходы индивидуальных предпринимателей;
Nж – количество жителей, проживающих на территории.
Экономическую эффективность муниципального образования целесообразно определять через отношение добавленной стоимости, созданной всеми предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими производственно-хозяйственную деятельность на данной территории, к затратам на создание этой добавленной стоимости:
Кээ= ДС / З,
где: З –затраты на создание добавленной стоимости (промежуточное потребление).
ДС – добавленная стоимость:
ДС = Vту – З,
где: Vту – объем реализованной продукции, товаров и услуг.
Добавленная стоимость3 (стоимость, добавленная обработкой), стоимость проданного продукта за вычетом стоимости изделий (материалов), купленных и использованных для его производства; равна выручке, включающей заработную плату, арендную плату, ренту, банковский процент, прибыль, амортизацию (Труд + Амортизация + Валовая прибыль).
Графическое отображение социально-экономического положения каждого муниципального образования в системе координат социальной и экономической эффективности позволяет определить динамику и траекторию его развития.
Анализ траекторий позволяет выделить четыре основных варианта развития муниципальных образований (рис.1.1).
Ксэ |
Кээ |
Ксэ |
Кээ |
||
1 вариант |
2 вариант | ||||
3 вариант |
4 вариант |
Рис 1.1 Варианты социально-экономического развития территорий.
Первый вариант – социальное развитие на базе повышения эффективности экономической деятельности. Источником дохода жителей муниципального образования становится преимущественно его экономическая деятельность.
Второй вариант – воспроизводство экономики муниципального образования за счет эксплуатации “запаса терпения” социума. Для достижения целей развития или решения текущих задач мобилизуются накопленные запасы. Появляется реальная угроза потери социальной стабильности.
Третий вариант характеризуется тем, что существование и развитие жителей муниципального образования осуществляется за счет “проедания” ресурсов территории, накопленных запасов, заемных средств, дотаций и субсидий.
Четвертый вариант – стагнация. Он характеризуется отсутствием видения перспектив развития и управления, слабой зависимостью доходов жителей от результатов их экономической деятельности, “проеданием” ресурсов и запасов территории, социальной нестабильностью.
Выбранные критерии и показатели отображают состояние и изменение базовых свойств муниципального образования как социально-экономической системы: устойчивость функционирования и развитие объектов управления. Эти свойства характеризуют жизнеспособность муниципальных образований как способность хозяйствующих субъектов муниципального образования обеспечивать свое устойчивое функционирование и развитие4.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Социальное развитие
Тольятти — город в Российской Федерации, является вторым по величине и значимости городом в Самарской области. В Тольятти также находятся муниципальные органы управления Ставропольского района Самарской области.
Население городского округа по данным на 1 января 2010 года составляло 721,6 тысяч человек. По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России, а по численности населения в Самарско-Тольяттинской агломерации в 2,5 млн человек — 3-е место в России. Тольятти — самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Федерации.
Тольятти расположен в среднем течении реки Волги, на её левом берегу, в 95 км вверх по течению от Самары. Город расположен непосредственно на границе двух физико-географических районов: Самарской Луки и Мелекесского низменного Заволжья, весьма разных между собой по рельефу, флоре, фауне, ведению хозяйства и т. д. Однако оба района в значительной части попадали в зону влияния такого крупного города как Тольятти. Все три района города вытянуты вдоль течения Волги на протяжении 30 километров. Расстояние между Центральным и Комсомольским районами 5—7 километров, между Центральным и Автозаводским — около 3-х километров. Районы города разделены между собой лесными массивами.
Континентальный климат существенно смягчается Куйбышевским водохранилищем: средняя температура января −11,7 °C, средняя температура июля +20,6 °C. Абсолютный максимум температуры зафиксирован на уровне +39 °C (июль 1984 г.), абсолютный минимум −43,4 °C (1 января 1979 г.). Среднегодовая температура — +5,1 °C. Разница между температурой в городе и на прилегающих территориях в среднем составляет 1,2 °C и 4,5 °C зимой.
Среднее количество осадков — 492 мм в год, из которых треть приходится на холодное время года. Характерны большие колебания годовых (от 355 мм 1965 году до 615 мм в 1966 году), месячных и сумм осадков и частые засушливые периоды, случаются засухи. Всё это позволяет отнести территорию города к зоне рискованного земледелия. Также как и с температурным режимом наблюдается различие между осадками непосредственно в городской застройке и на окружающих территориях. В городе из-за загрязнения атмосферы туманы встречаются вдвое чаще, чем в окрестностях, на 20-30 мм выше уровень осадков, но относительная и абсолютная влажность на 5-10 % ниже (выпавшая влага быстрее испаряется с асфальта или удаляется ливневой канализацией). В целом влажность воздуха в Тольятти составляет 80-85 % зимой и 55-70 % в тёплый период.
Экологическая ситуация в городе, как и во многих других промышленных центрах, весьма напряжённая. Основным источником загрязнения является автомобильный транспорт.
Негативный эффект от наличия крупных химических производств существенно ниже, чем в других городах благодаря современным технологиям проектирования застройки районов города. Все промышленные предприятия размещены с учётом розы ветров и находятся на северо-востоке от жилых кварталов, то есть практически всегда с подветренной стороны.
Современный Тольятти — крупный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как страны так и региона. ОАО «АВТОВАЗ», производящий легковые автомобили и автокомплекты LADA, является градообразующим предприятием городского округа Тольятти. Среднесписочная численность его работников за 2008г. составила 104,2 тыс.чел. или 27,5% от числа экономически активного населения (379,2тыс.чел.); доля предприятия в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг) в 2008 году составила 53,6% (в январе-ноябре 2009 года - 51,9 %).
Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и множество предприятий по производству автокомпонентов и материалов, крупнейшими из которых являются «АвтоВАЗагрегат» и «ВазИнтерСервис». В Тольятти насчитывается примерно 13,7 тыс. индивидуальных предпринимателей, большинство из которых (70 %) оказывает услуги в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонте автотранспортных средств и бытовой техники. Также насчитывается 8,4 тыс. предприятий малого бизнеса, доля которых в общем количестве организаций составляет 32,4 %5.
Несмотря на то, что Тольятти является одним из основных наполнителей областного бюджета (доля города в областном бюджете составляет 48 %)6, собственные бюджетная обеспеченность городского округа даже с учетом безвозмездных перечислений невелика. В 2008 году Тольятти занял предпоследнее место в рейтинге городских округов Самарской области по этому показателю. Существующая система распределения налоговых доходов, с учетом сложных отношений областного центра и Тольятти не позволяет развиваться городскому округу в соответствии с его вкладом в развитие региона.
Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области, он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны, город как бы находится в «мешке» из-за крупной преграды, в виде Куйбышевского водохранилища, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе города Октябрьска и плотина Жигулёвской ГЭС, по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога «Москва — Самара — Челябинск». Тольятти имеет развитую дорожную систему. Общая протяжённость автомобильных дорог в городском округе составляет 1498 км, их общая площадь составляет — 14 345,589 тыс. м². Однако существующие автодороги города исчерпали свою пропускную способность и не в состоянии справиться с всё возрастающей интенсивностью дорожного движения.
Производство транспортных средств и оборудования в городском округе представлено предприятием ОАО «АВТОВАЗ». Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и множество предприятий по производству автокомпонентов и материалов, крупнейшими из которых являются «АВТОВАЗагрегат» и «ВАЗИнтерСервис».
Химическая промышленность Тольятти представлена следующими предприятиями: крупнейший в мире производитель аммиака «ТольяттиАзот», завод минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завод синтетического каучука «Тольяттикаучук».
В структуре отгрузки промышленной продукции в 2009 году по сравнению с январем-мартом 2008 наибольшее снижение доли (-7,3% до 65%) показал вид экономической деятельности «производство транспортных средств и оборудования». Наибольший рост доли в общем объеме отгруженной продукции показала отгрузка химической продукции (+3,6% до 24,8%).
Таким образом, две отрасли – производство транспортных средств и химическое производство производят более 90% промышленной продукции округа и являются основными налогоплательщиками не только в Тольятти, но и в Самарской области. Данные отрасли относятся к традиционным (базовым) и являются среднетехнологичными.
Информация о работе Анализ социально-экономического развития