Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:12, курсовая работа
Муниципальное образование (далее - МО) является сложной и многопрофильной системой. Его нормальное функционирование требует учёта как многочисленных внутренних, так и внешних факторов, развитие которых довольно трудно предсказать во времени. В связи с этим муниципальными образованиями разрабатываются программы и стратегии социально-экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЛЬЯТТИ 5
1.1. Основные задачи анализа социально-экономического положения 5
1.2. Проблемы проведения анализа в современных условиях 9
1.3. Система показателей, характеризующих социально-экономическое положение Тольятти 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Социальное развитие 16
2.2. Экономика муниципального образования 36
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 40
3.1. Оценка положения Тольятти 40
3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Темпы роста предприятий и организаций городского округа Тольятти
Год |
Число предприятий и организаций, единиц |
Темп роста (цепной), % |
Темп роста (базовый), % |
2004 |
22447 |
- |
- |
2005 |
24815 |
110,55 |
110,55 |
2006 |
25070 |
101,03 |
111,69 |
2007 |
27384 |
109,23 |
121,99 |
2008 |
26730 |
97,61 |
119,08 |
Среднегодовой темп роста, % |
104,60 |
115,83 |
Темпы роста объёма промышленной продукции городского округа Тольятти
Год |
Объём промышленной продукции, млн. руб. |
Темп роста (цепной), % |
Темп роста (базовый), % |
2004 |
197929,2 |
- |
- |
2005 |
209621,4 |
105,91 |
105,91 |
2006 |
249116,0 |
118,84 |
125,86 |
2007 |
287288,2 |
115,32 |
145,15 |
2008 |
287224,4 |
99,98 |
145,11 |
Среднегодовой темп роста, % |
110,01 |
130,51 |
Экономический рост городского округа Тольятти
Год |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Число занятых, тыс. чел. |
371 |
370,8 |
374 |
376,5 |
376,1 |
442,2 |
Кэк. роста |
- |
-0,0005 |
0,0086 |
0,0067 |
-0,0011 |
0,1758 |
Так как городской округ Тольятти является промышленным моногородом, то какими-либо достаточно крупными сельскохозяйственными предприятиями он не представлен, потому показатели по сельскому хозяйству не учитываются ни в программе комплексного социально-экономического развития Тольятти на 2010-2020 годы, ни в стратегическом плане развития городского округа Тольятти до 2020 года, в отчётах о социально-экономическом положении города показатели затронуты поверхностно.
Промышленность - важнейшая составляющая экономического развития городского округа Тольятти. Степень диверсификации промышленного производства определяет уровень экономического развития территории. Объем отгрузки товаров собственного производства в 2008 г. составил 287,2 млрд. руб. (падение к 2007 г. на 0,14%). В то же время физический объем промышленного производства за 2008 год вырос и составил 103,2% к уровню 2007 г. Данный показатель по Тольятти оказался ниже, чем по Самарской области – 105,2 % и России – 106,3 %. Что касается такого важного показателя, как объем инвестиций в основной капитал, который характеризует инвестиционные процессы, то в Тольятти за период 2006-2008 гг. происходил рост данного показателя как в целом, так и на душу населения. Индекс промышленного производства, несмотря на рост по итогам 2008 года, в I квартале 2009 года демонстрирует тенденцию к спаду особенно по виду деятельности «обрабатывающие производства» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», что обусловлено мировым финансовым кризисом. Данный показатель составил 51,4 % к уровню I квартала 2008 года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года промышленное производство сократилось практически вдвое (на 48,6 %), чему способствовали длительные остановки производства на крупнейшем тольяттинском предприятии ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «Джи Эм АВТОВАЗ» и предприятиях по производству автокомпонентов. Наибольший спад произошел в производстве транспортных средств и оборудования (на 71%), а также в смежных с ним производствах: в текстильном и швейном (на 74,4%), в производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 57,9 %).
В качестве оценки вклада Тольятти в развитие Самарской области приведена сравнительная характеристика.
Сравнительная характеристика социально-экономического положения Тольятти и Самарской области области
Показатели |
Ед. измерения |
Тольятти |
В среднем по Самарской области | ||
2004 |
2008 |
2004 |
2008 | ||
Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста |
% |
17,1 |
15,7 |
15,6 |
14,8 |
Удельный вес населения трудоспособного возраста |
% |
66,6 |
65,5 |
63,2 |
62,8 |
Удельный вес населения старше трудоспособного возраста |
% |
16,3 |
18,8 |
21,2 |
22,4 |
Коэффициент рождаемости |
‰ |
10,9 |
12,6 |
10,1 |
11,4 |
Коэффициент смертности |
‰ |
11,0 |
10,3 |
16,2 |
15,3 |
Коэффициент естественного прироста |
‰ |
-0,1 |
2,3 |
-6,1 |
-3,9 |
Коэффициент механического прироста |
‰о |
1,0 |
1,7 |
10,0 |
34,0 |
Средний возраст населения |
лет |
38,0 |
39,2 |
40,0 |
40,7 |
Количество школ в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет |
ед. |
0,84 |
0,83 |
1,75 |
2,15 |
Количество детских дошкольных учреждений в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет |
ед. |
1,20 |
1,25 |
1,42 |
1,41 |
Число врачей в расчете на 10000 чел. |
- |
46,2 |
41,3 |
49,0 |
49,5 |
Соотношение заработной платы с прожиточным минимумом |
раз |
3,35 |
3,50 |
2,81 |
2,98 |
Доля зарегистрированных безработных в численности населения трудоспособного возраста |
% |
0,83 |
0,67 |
1,60 |
1,20 |
Объем платных услуг на душу населения |
тыс. руб. |
12,5 |
23,7 |
12,5 |
28,8 |
Объем промышленной продукции в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
276,0 |
407,8 |
154,9 |
231,9 |
Объем продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения. |
тыс. руб. |
… |
… |
11,9 |
13,7 |
Экономический рост |
- |
- |
0,0137 |
- |
0,0377 |
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Оценка положения Тольятти
В результате выполнения классического SWOT-анализа создается структурированная информация в рамках единой SWOT-модели. Цель построения расширенной SWOT матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание аналитика на построении четырех групп, различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей: силы - возможности (S - O); силы - угрозы (S - T); слабости - возможности (W - O); слабости - угрозы (W - T).
В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии именуются по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Так, при анализе пары факторов «силы - возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии S-O». Для другой пары факторов «силы - угрозы» создается группа «стратегии S-T» и т.д. В зависимости от вида получаемых стратегий выделяются следующие способы руководства ими:
1. Cтратегии W-T (слабости - угрозы). Цель любой из стратегий вида W-T состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы;
2. Стратегии W-O (слабости - возможности).
Стратегии данной группы
3. Стратегии S - T (cилы - угрозы). Цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы;
4. Стратегии S - O (cилы - возможности). Любая
компания должна стремиться к
тому, чтобы максимизировать
В ряде работ отмечается, что SWOT-анализ во всех своих модификациях является наиболее удобным и надежным инструментом стратегического планирования.
SWOT-анализ конкурентоспособности города Тольятти Самарской области
Факторы |
Влияние фактора на социально-экономическое развитие города | |
Позитивное (сильные стороны) |
Негативное (слабые стороны) | |
Внутренняя среда | ||
1.
Качество жизни |
Уменьшение показателя смертности по сравнению со средним по РФ Повышение уровня рождаемости |
Низкая продолжительность жизни Мужская «сверхсмертность» |
-
Уровень медицинского |
Стабильный
уровень в динамике последних лет, соответствие
стандартам обеспеченности населения
врачами, поликлиническими учреждениями
и т.д. |
Физический
и моральный |
-
Обеспеченность |
Уровень жилищной обеспеченности соответствует средним общероссийским показателям и составляет около 80% от норматива; большая часть жителей проживает в жилищном фонде современной постройки со сроком службы до 20-30 лет. |
Около 20% населения города нуждается в улучшении жилищных условий; низкими темпами растут объемы жилищного строительства |
1.2.Уровень
жизни |
Рост
доходов на душу населения. Общий уровень
выше, чем в Самарской области и РФ в целом |
Негатив проявления фактора состоит в том, что доходов более 40% населения хватает лишь на питание |
-
Распределение населения по |
Преобладание в структуре доходов оплаты труда (90%) при позитивной динамике снижает нагрузку на экономически активное население |
Наличие
населения, имеющего "теневые" источники |
-
Степень дифференциации |
Высокий уровень расслоения общества (на 20% населения с высокими доходами приходится 50% фонда оплаты труда, на 20% населения с низкими доходами – 5%) | |
Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами, в том числе: |
Население города в целом обеспечено основными видами жилищно-коммунального обслуживания |
Изношенность жилищного фонда, систем водо – и теплоснабжения, водоотведения. |
-
Обеспеченность населения |
Качественное улучшение содержания образования. |
Уменьшение сети образовательных учреждений. |
-
Благоустройство территорий |
Имеется развитая дорожно-транспортная сеть в городе, особенно в Автозаводском районе. |
Техническое
состояние дорог и внутриквартальных |
б) Санитарная очистка |
Функционирует система уличной уборки и вывоза твердых бытовых и промышленных отходов. |
Санитарное
состояние города ухудшается: свалки |
в) Зеленое хозяйство |
В
черте города имеется лесопарковая зона.
Значительная часть площади города используется
под зеленые насаждения (11786 га). Уровень
внутриквартальных |
Общая обеспеченность населения города зелеными насаждениями составляет 60% от норматива, а зеленых насаждений общего пользования лишь 1/3 от нормативного уровня. |
-
Городской пассажирский |
Значительная часть подвижного состава нуждается в капитальном ремонте или замене. | |
1.3.
Образ жизни населения |
Низкий уровень незанятости населения (доля зарегистрированных безработных в 2008 г. составила 0,82% в численности экономически активного населения против 12,4% в целом по РФ) |
Рост застойной безработицы среди женщин и молодежи. Наличие фактора скрытой безработицы |
- Безопасность и общественный порядок |
Увеличение раскрываемости преступлений |
Низкая эффективность профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; увеличение числа рецидивных преступлений, масштабов экономических преступлений |
2.
Экологическая ситуация |
Наблюдается тенденция общего снижения валовых выбросов в атмосферу |
Ряд предприятий и автотранспорт увеличивает объемы выбросов |
- Водная среда |
Наблюдается тенденция снижения сброса стоков |
Низкое качество очищенных стоков |
3.
Ресурсный потенциал |
Благоприятное с тенденцией к улучшению: соседство с экономически развитыми регионами, выступающими крупными потребителями продукции города и поставщиками сырья, комплектующих и материалов |
|
- Транспортное положение |
Благоприятное с тенденцией к улучшению: "порт пяти морей" на р. Волге в месте ее "стыка" с сухопутными магистралями, значение которых нарастает |
Значительный перерыв в навигации по Волге и водохранилищу. Удаленность аэропорта. Тупиковая железнодорожная ветвь |
- Близость к продовольственным, сырьбазам |
Размещение непосредственно в многоотраслевом аграрно-индустриальном регионе, выступающем основной продовольственной, энергетической и металлургической базой промышленности города |
Зона рискованного земледелия |
- Рекреационные ресурсы |
Наличие побережья водохранилища и зеленых массивов в городе и пригородной зоне; рекреационная привлекательность Жигулевских гор |
Подтопление
водами водохранилища прибрежных |
-
Возможность |
Наличие селитебных территорий, пригодных для более эффективной жилой застройки; возможность жилого строительства в пригородной зоне; наличие "узловой" технической инфраструктуры |
Отсутствие
ограничений |
- производства |
Возможность производственного строительства в пригородной зоне, в пределах промышленного узла |
Отсутствие
ограничений |
3.2
Природно- |
Достаточные ресурсы водоснабжения, песчано-гравийных материалов, значительные нефтегазовые ресурсы в регионе |
Отсутствие близ расположенных ресурсов ряда видов сырья для химической промышленности, а также камнещебеночных материалов для строительства |
- Земельный потенциал |
В
городе достигнуто благоприятное распределение
земель по видам пользования. Наличие |
Промышленная
застройка занимает 17% городской |
3.3. Демографический потенциал |
Позитивная динамика роста численности населения Повышение темпов естественного прироста |
|
4.
Потенциал социально- |
Значительная
численность квалифицированных трудовых
ресурсов, имеющая тенденцию к |
Концентрация трудового потенциала в материальном производстве в ущерб непроизводственной сфере |
4.2. Производственный потенциал |
Основу
производственного потенциала города
составляет промышленный комплекс |
Значительная
зависимость |
4.3. Финансовый потенциал |
Наличие в городе комплекса финансовых институтов (банков, финансовых компаний, страховых фирм и т.д.) Функционирование финансовых институтов, расположенных в городе, в системе рынка ценных бумаг Самарской области |
Кредитная
зависимость большинства градообразующих
предприятий |
4.4.
Инвестиционный |
Высокий
инвестиционный рейтинг Самарской области,
на территории которой находится город |
Отсутствие
продуманной |
5.
Потенциал готовности к |
Высокая социально-политическая активность горожан. Повышение уровня доверия населения к властным структурам за период 1999-2005 гг., позитивная в целом оценка деятельности городских властей, рост удовлетворенности качеством жизни по данным мониторинга социально-политической ситуации (2004 г.) |
Дифференциация субъективных оценок качества жизни, снижение уровня удовлетворенности жизнью работников бюджетной сферы, пожилых людей, низкая инвестиционная активность населения |
6.
Управление городом |
Создана
необходимая законодательная база на
уровне субъекта РФ и города для деятельности
органов МСУ и территориального общественного
самоуправления |
|
6.2.
Организационная структура |
В составе мэрии действует Проектно-аналитическое управление, подчиненное мэру |
Организационная структура мэрии носит функционально-отраслевой, а не функционально-проблемный характер |
6.3. Механизм управления развитием города |
Предпочтение
программно-целевым методам управления |
Отсутствие количественно определенных целей перспективного развития города |
Внешняя среда (в первую очередь, региональные предпосылки и угрозы развития Тольятти) | ||
Возможности |
Угрозы | |
1.
Региональные факторы развития
Тольятти |
Профилирующие отрасли в экономике города (машиностроение и химическая промышленность) являются существенной частью налогового потенциала и отраслями специализации Самарской области, поэтому находятся в сфере региональных и национальных интересов |
Низкий уровень бюджетной обеспеченности, из года в год недостаточное финансирование перспективных городских проектов из областного бюджета. Недостаточная федеральная поддержка развития промышленности города |
Относительно высокая на общероссийском фоне инвестиционная привлекательность и несомненная заинтересованность субъекта РФ в успешном развитии своего наиболее мощного в экономическом плане муниципального образования. В рамках области формируется патерналистский подход к проблемам развития Тольяттинского промузла |
||
1.2. Инвестиционный фактор |
Банки
и финансовые компании города функционируют
в системе рынка ценных бумаг Самарской
области, которая все более явно становится
финансовым лидером Среднего и Нижнего
Поволжья, распространяя свое влияние
на Верхневолжский регион и Предуралье |
|
1.3. Межрегиональные интересы |
Заинтересованностью соседних субъектов РФ в нормальном функционировании Волжской ГЭС и собственных предприятий - партнеров и филиалов АвтоВАЗа. В ближайшие годы она может быть реализована в форме совместного лоббирования интересов названных предприятий на федеральном уровне |
В то же время угроза прихода на автомобильный рынок и закрепления на нем иностранных автопроизводителей, продукция которых уже собирается на ряде Российских предприятий |
1.4.
Формирование |
Правительство Самарской области в отношении регулируемых регионом видов товаров и услуг проводит последовательную ценовую политику, направленную на сдерживание инфляции. |
|
2.
"Глобальные" факторы развития Тольятти |
Заинтересованность Российской Федерации в развитии АвтоВАЗа и Волжской ГЭС имеет долгосрочный, стратегический характер: эти предприятия дублеров в России не имеют. При этом именно для страны особое значение может иметь эффективность функционирования энергетического и автомобильного гигантов и рост конкурентоспособности АвтоВАЗа |
Отсутствие должной поддержки интересов предприятия на федеральном уровне |
2.2.
Экономико-географическое |
Определенные возможности развития города могут быть связаны с усилением роли Волжского водного пути в экономике страны |
|
2.3.
Перераспределение бюджетных |
В новой редакции Бюджетного кодекса четко прописаны механизмы распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней |
В целом результаты проводимой реформы бюджетного законодательства и вступления в силу Федерального закона № 131 оцениваются негативно, наблюдается недофинансирование ряда муниципальных программ из областного бюджета |
2.4. Потенциал повышения эффективности муниципального управления |
Полномочия органов местного самоуправления резко сокращаются: например, ожидается передача на уровень субъекта Федерации права распоряжения муниципальными земельными ресурсами |
Проведение SWOT-анализа открывает возможности для поиска конкретных стратегических ориентиров, «полюсов роста» в стратегическом выборе развития города.
Из представленной таблицы можно видеть главные угрозы использования экономического потенциала города:
— недостаточная диверсификация экономики, имеющая сильную зависимость от результатов деятельности одного крупнейшего предприятия – ОАО «АВТОВАЗ» (более 100 тыс. рабочих мест);
— неблагоприятная в целом экологическая ситуация;
— неблагополучная криминогенная обстановка;
— совокупность инженерно-экономических ограничений развития (физическая и моральная амортизация технических средств и орудий производства).
К числу местных предпосылок развития Тольятти можно отнести:
— значительный по численности трудоспособный контингент, для которого характерны высокий общеобразовательный и квалификационный уровни;
— значителен интеллектуальный (в частности, инженерно-технический) потенциал;
— сложившиеся у предприятий города производственные и научно-технические связи с многочисленными партнерами, расположенными в разных регионах страны и за рубежом.
Определенные предпосылки имеются для развития сферы туризма (основные объекты его — крупнейший автогигант на Волге, Волжская ГЭС, Жигулевские горы и т.п.); по мере стабилизации экономики произойдет оживление сферы образования и культуры, дальнейшее развитие получит город как один из крупных спортивных центров Поволжья.
Таким образом, оценка условий и факторов развития города, возможное их изменение в рассматриваемой перспективе позволяют предложить следующий набор намеченных к реализации стратегических функций, расположенных в порядке значимости:
— ведущий индустриальный центр среднего Поволжья, центр промышленного узла с отраслями специализации: машиностроение и металлообработка (автомобилестроение) и химическая промышленность (производство синтетического каучука, органических соединений, аммиака, минеральных удобрений и т.п.);
— крупный транспортно-коммуникационный и посреднический узел, обеспечивающий более половины всего экспорта Самарской области;
— один из наиболее значимых в Поволжье культурно-образовательных центров.
3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления
Основные проблемы социально – экономического развития.
В процессе стратегического анализа выявились наиболее значимые проблемы развития городского округа во всех основных сферах жизнедеятельности: социальной сфере, экономике, управлении и инфраструктуре. В каждой из этих сфер представлены интересы трех ключевых групп влияния: населения, бизнеса и власти.
Основные проблемы экономики
Промышленный комплекс:
- слабая диверсификация
- сокращение потребительского спроса населения на легковые автомобили местного производства на фоне высокого уровня безработицы и снижения доходов;
- высокая степень износа
- неэффективное использование наличных производственных мощностей по технологиям, не обеспечивающим выпуск конкурентной продукции;
- низкий уровень инновационной активности организаций;
- высокий уровень материальных
затрат в обрабатывающих
- опережающий рост цен и
В городском округе Тольятти существуют следующие проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса:
- несовершенство нормативно-
- отсутствие комплексного
- отсутствие возможности восполь
- низкий уровень подготовки
многих руководителей малого
и среднего
- ограниченность доступа
- слабое использование
Демографическое развитие:
- высокий процент внебрачной рождаемости (в 2008 году – 22,0 % от общего числа родившихся);
Информация о работе Анализ социально-экономического развития