Анализ социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальное образование (далее - МО) является сложной и многопрофильной системой. Его нормальное функционирование требует учёта как многочисленных внутренних, так и внешних факторов, развитие которых довольно трудно предсказать во времени. В связи с этим муниципальными образованиями разрабатываются программы и стратегии социально-экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЛЬЯТТИ 5
1.1. Основные задачи анализа социально-экономического положения 5
1.2. Проблемы проведения анализа в современных условиях 9
1.3. Система показателей, характеризующих социально-экономическое положение Тольятти 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Социальное развитие 16
2.2. Экономика муниципального образования 36
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 40
3.1. Оценка положения Тольятти 40
3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ социально-экономического развития Тольятти.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

 

Темпы роста предприятий и организаций городского округа Тольятти

Год

Число предприятий и организаций, единиц

Темп роста (цепной), %

Темп роста (базовый), %

2004

22447

-

-

2005

24815

110,55

110,55

2006

25070

101,03

111,69

2007

27384

109,23

121,99

2008

26730

97,61

119,08

 

Среднегодовой темп роста, %

104,60

115,83


 

Темпы роста объёма промышленной продукции городского округа Тольятти

Год

Объём промышленной продукции, млн. руб.

Темп роста (цепной), %

Темп роста (базовый), %

2004

197929,2

-

-

2005

209621,4

105,91

105,91

2006

249116,0

118,84

125,86

2007

287288,2

115,32

145,15

2008

287224,4

99,98

145,11

 

Среднегодовой темп роста, %

110,01

130,51


Экономический рост городского округа Тольятти

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число занятых, тыс. чел.

371

370,8

374

376,5

376,1

442,2

Кэк. роста

-

-0,0005

0,0086

0,0067

-0,0011

0,1758


 

Так как городской округ Тольятти является промышленным моногородом, то какими-либо достаточно крупными сельскохозяйственными предприятиями он не представлен, потому показатели по сельскому хозяйству не учитываются ни в программе комплексного социально-экономического развития Тольятти на 2010-2020 годы, ни в стратегическом плане развития городского округа Тольятти до 2020 года, в отчётах о социально-экономическом положении города показатели затронуты поверхностно.

Промышленность - важнейшая составляющая экономического развития городского округа Тольятти. Степень диверсификации промышленного производства определяет уровень экономического развития территории. Объем отгрузки товаров собственного производства в 2008 г. составил 287,2 млрд. руб. (падение к 2007 г. на 0,14%).  В то же время физический объем промышленного производства за 2008 год вырос и составил 103,2% к уровню 2007 г. Данный показатель по Тольятти оказался ниже, чем по Самарской области – 105,2 % и России – 106,3 %. Что касается такого важного показателя, как объем инвестиций в основной капитал, который характеризует инвестиционные процессы, то в Тольятти за период 2006-2008 гг. происходил рост данного показателя как в целом, так и на душу населения. Индекс промышленного производства, несмотря на рост по итогам 2008 года, в I квартале 2009 года демонстрирует тенденцию к спаду особенно по виду деятельности «обрабатывающие производства» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», что обусловлено мировым финансовым кризисом. Данный показатель составил 51,4 % к уровню I квартала 2008 года. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года промышленное производство сократилось практически вдвое (на 48,6 %), чему способствовали длительные остановки производства на крупнейшем тольяттинском предприятии ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «Джи Эм АВТОВАЗ» и предприятиях по производству автокомпонентов. Наибольший спад произошел в производстве транспортных средств и оборудования (на 71%), а также в смежных с ним производствах: в текстильном и швейном (на 74,4%), в производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 57,9 %).

В качестве оценки вклада Тольятти в развитие Самарской области приведена сравнительная характеристика.

 

Сравнительная характеристика социально-экономического положения Тольятти и Самарской области области

Показатели

Ед. измерения

Тольятти

В среднем по Самарской области

2004

2008

2004

2008

Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста

%

17,1

15,7

15,6

14,8

Удельный вес населения трудоспособного возраста

%

66,6

65,5

63,2

62,8

Удельный вес населения старше трудоспособного возраста

%

16,3

18,8

21,2

22,4

Коэффициент рождаемости

10,9

12,6

10,1

11,4

Коэффициент смертности

11,0

10,3

16,2

15,3

Коэффициент естественного прироста

-0,1

2,3

-6,1

-3,9

Коэффициент механического прироста

‰о

1,0

1,7

10,0

34,0

Средний возраст населения

лет

38,0

39,2

40,0

40,7

Количество школ в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет

ед.

0,84

0,83

1,75

2,15

Количество детских дошкольных учреждений в расчете на 1000 детей в возрасте 0-15 лет

ед.

1,20

1,25

1,42

1,41

Число врачей в расчете на 10000 чел.

-

46,2

41,3

49,0

49,5

Соотношение заработной платы с прожиточным минимумом

раз

3,35

3,50

2,81

2,98

Доля зарегистрированных безработных в численности населения трудоспособного возраста

%

0,83

0,67

1,60

1,20

Объем платных услуг на душу населения

тыс. руб.

12,5

23,7

12,5

28,8

Объем промышленной продукции в расчете на душу населения

тыс. руб.

276,0

407,8

154,9

231,9

Объем продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения.

тыс. руб.

11,9

13,7

Экономический рост

-

-

0,0137

-

0,0377


 

3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1. Оценка положения Тольятти

В результате выполнения классического SWOT-анализа создается структурированная информация в рамках единой SWOT-модели. Цель построения расширенной SWOT матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание аналитика на построении четырех групп, различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары следующих показателей: силы - возможности (S - O); силы - угрозы (S - T); слабости - возможности (W - O); слабости - угрозы (W - T).

В результате анализа показателей из каждой пары формируется набор стратегий. Стратегии именуются по названию анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Так, при анализе пары факторов «силы - возможности» формируется группа стратегий, которая относится к типу «стратегии S-O». Для другой пары факторов «силы - угрозы» создается группа «стратегии S-T» и т.д. В зависимости от вида получаемых стратегий выделяются следующие способы руководства ими:

1. Cтратегии W-T (слабости - угрозы). Цель  любой из стратегий вида W-T состоит  в том, чтобы минимизировать слабости  и угрозы;

2. Стратегии W-O (слабости - возможности). Стратегии данной группы пытаются  минимизировать слабости и одновременно  максимизировать возможности;

3. Стратегии S - T (cилы - угрозы). Цель  данных стратегий состоит в  том, чтобы максимально развить  силы, и минимизировать угрозы;

4. Стратегии S - O (cилы - возможности). Любая  компания должна стремиться к  тому, чтобы максимизировать одновременно  как силы, так и возможности;

В ряде работ отмечается, что SWOT-анализ во всех своих модификациях является наиболее удобным и надежным инструментом стратегического планирования.

SWOT-анализ конкурентоспособности города Тольятти Самарской области

Факторы

Влияние фактора на социально-экономическое развитие города

 

Позитивное (сильные стороны)

Негативное (слабые стороны)

Внутренняя среда

1. Качество жизни 
населения. 
1.1.Здоровье.  
- Характеристики рождаемости и смертности

Уменьшение показателя смертности по сравнению со средним по РФ

Повышение уровня рождаемости

Низкая продолжительность жизни

Мужская «сверхсмертность»

- Уровень медицинского обслуживания, в т.ч. обеспечения лекарствами  и медикаментами 
- Обеспеченность продуктами питания

Стабильный уровень в динамике последних лет, соответствие стандартам обеспеченности населения врачами, поликлиническими учреждениями и т.д. 
Высокий уровень обеспеченности продуктами питания

Физический и моральный 
износ материально-технической базы здравоохранения.

- Обеспеченность 
жильем

Уровень жилищной обеспеченности соответствует средним общероссийским показателям и составляет около 80% от норматива; большая часть жителей проживает в жилищном фонде современной постройки со сроком службы до 20-30 лет.

Около 20% населения города нуждается в улучшении жилищных условий; низкими темпами растут объемы жилищного строительства

1.2.Уровень  жизни 
населения 
- Реальные располагаемые денежные доходы населения

Рост доходов на душу населения. Общий уровень выше, чем в Самарской области и РФ в целом 
Действие фактора в целом положительное в своей динамике

Негатив проявления фактора состоит в том, что доходов более 40% населения хватает лишь на питание

- Распределение населения по источникам  доходов

Преобладание в структуре доходов оплаты труда (90%) при позитивной динамике снижает нагрузку на экономически активное население

Наличие населения, имеющего "теневые" источники 
доходов

- Степень дифференциации населения  по уровню доходов

 

Высокий уровень расслоения общества (на 20% населения с высокими доходами приходится 50% фонда оплаты труда, на 20% населения с низкими доходами – 5%)

Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами, в том числе:

Население города в целом обеспечено основными видами жилищно-коммунального обслуживания

Изношенность жилищного фонда, систем водо – и теплоснабжения, водоотведения.

- Обеспеченность населения объектами 
культуры, искусства, просвещения

Качественное улучшение содержания образования.

Уменьшение сети образовательных учреждений.

- Благоустройство территорий 
а) Дорожное хозяйство

Имеется развитая дорожно-транспортная сеть в городе, особенно в Автозаводском районе.

Техническое состояние дорог и внутриквартальных 
территорий большинства 
районов города требует улучшения; 11-12% дорог нуждаются в капитальном ремонте. Интенсивность движения транспорта между районами превышает пропускную способность дорожной сети.

б) Санитарная очистка

Функционирует система уличной уборки и вывоза твердых бытовых и промышленных отходов.

Санитарное состояние города ухудшается: свалки 
растут, а утилизация и переработка отходов явно недостаточны.

в) Зеленое хозяйство

В черте города имеется лесопарковая зона. Значительная часть площади города используется под зеленые насаждения (11786 га). Уровень внутриквартальных 
насаждений превышает установленную норму.

Общая обеспеченность населения города зелеными насаждениями составляет 60% от норматива, а зеленых насаждений общего пользования лишь 1/3 от нормативного уровня.

- Городской пассажирский транспорт.

 

Значительная часть подвижного состава нуждается в капитальном ремонте или замене.

1.3. Образ жизни населения 
- Занятость населения

Низкий уровень незанятости населения (доля зарегистрированных безработных в 2008 г. составила 0,82% в численности экономически активного населения против 12,4% в целом по РФ)

Рост застойной безработицы среди женщин и молодежи. Наличие фактора скрытой безработицы

- Безопасность и общественный порядок

Увеличение раскрываемости преступлений

Низкая эффективность профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; увеличение числа рецидивных преступлений, масштабов экономических преступлений

2. Экологическая ситуация 
- Атмосферный воздух

Наблюдается тенденция общего снижения валовых выбросов в атмосферу

Ряд предприятий и автотранспорт увеличивает объемы выбросов

- Водная среда

Наблюдается тенденция снижения сброса стоков

Низкое качество очищенных стоков

3. Ресурсный потенциал 
3.1. Экономико-географический потенциал 
- Географическое положение

Благоприятное с тенденцией к улучшению: соседство с экономически развитыми регионами, выступающими крупными потребителями продукции города и поставщиками сырья, комплектующих и материалов

 

- Транспортное положение

Благоприятное с тенденцией к улучшению: "порт пяти морей" на р. Волге в месте ее "стыка" с сухопутными магистралями, значение которых нарастает

Значительный перерыв в навигации по Волге и водохранилищу. Удаленность аэропорта. Тупиковая железнодорожная ветвь

- Близость к продовольственным, сырьбазам

Размещение непосредственно в многоотраслевом аграрно-индустриальном регионе, выступающем основной продовольственной, энергетической и металлургической базой промышленности города

Зона рискованного земледелия

- Рекреационные ресурсы

Наличие побережья водохранилища и зеленых массивов в городе и пригородной зоне; рекреационная привлекательность Жигулевских гор

Подтопление водами водохранилища прибрежных 
частей города и Ставропольского района. Недостаточная устроенность рекреационных зон

- Возможность 
размещения новых объектов: 
-жилья

Наличие селитебных территорий, пригодных для более эффективной жилой застройки; возможность жилого строительства в пригородной зоне; наличие "узловой" технической инфраструктуры

Отсутствие ограничений 
экстенсивного роста города за счет "расползания" на свободные территории. Отсутствие опережающего развития инженерной инфраструктуры для строительства жилья

- производства

Возможность производственного строительства в пригородной зоне, в пределах промышленного узла

Отсутствие ограничений 
для размещения новых, в т.ч. и крупных предприятий, 
ведущих к экстенсивному 
разрастанию города

3.2 Природно- 
ресурсный потенциал 
- Количество и качество запасов ресурсов

Достаточные ресурсы водоснабжения, песчано-гравийных материалов, значительные нефтегазовые ресурсы в регионе

Отсутствие близ расположенных ресурсов ряда видов сырья для химической промышленности, а также камнещебеночных материалов для строительства

- Земельный потенциал

В городе достигнуто благоприятное распределение земель по видам пользования. Наличие 
внутрирайонных свободных территорий

Промышленная застройка занимает 17% городской 
территории.

3.3. Демографический потенциал

Позитивная динамика роста численности населения Повышение темпов естественного прироста

 

4. Потенциал социально-экономического  развития города 
4.1. Трудовой потенциал

Значительная численность квалифицированных трудовых ресурсов, имеющая тенденцию к 
росту, высокая занятость

Концентрация трудового потенциала в материальном производстве в ущерб непроизводственной сфере

4.2. Производственный потенциал

Основу производственного потенциала города составляет промышленный комплекс 
Интенсивное развитие малого бизнеса  
Наличие конкурентной среды 
Профилирующие отрасли в экономике города (машиностроение и химическая промышленность) находятся в сфере региональных и национальных интересов 
Рост вновь введенных в эксплуатацию производственных мощностей 
Ведущая роль промышленного комплекса города в регионе как 
крупнейшего экспортера.

Значительная зависимость 
социально-экономического 
развития города от деятельности одного предприятия 
Сильная зависимость профилирующих отраслей экономики от федеральной поддержки 
Изношенность основных фондов на профилирующих предприятиях. 
Снижение конкурентоспособности продукции ОАО "АвтоВАЗ" на мировом рынке. 
Падение спроса на продукцию профильных отраслей промышленности города на российском рынке

4.3. Финансовый потенциал

Наличие в городе комплекса финансовых институтов (банков, финансовых компаний, страховых фирм и т.д.)  Функционирование финансовых институтов, расположенных в городе, в системе рынка ценных бумаг Самарской области

Кредитная зависимость большинства градообразующих предприятий 
Отсутствие развитого рынка ценных бумаг в городе

4.4. Инвестиционный 
потенциал

Высокий инвестиционный рейтинг Самарской области, на территории которой находится город 
Благоприятное для привлечения инвесторов географическое и транспортное положение города 
Наличие земельных ресурсов для рекреационного, селитебного и 
производственного использования 
Наличие на территории города крупных коммерческих банков 
Высокая инвестиционная активность предприятий 
Относительно высокий уровень доходов населения 
Наличие привлекательных инвестиционных промышленных объектов

Отсутствие продуманной 
городской инвестиционной 
политики и ее координатора 
Низкая инвестиционная активность органов власти и 
внешних инвесторов 
Низкая инвестиционная активность населения

5. Потенциал готовности к социально-экономическим преобразованиям в городе 
5.1.Социально- 
психологическая готовность населения к решению проблем социального развития города

Высокая социально-политическая активность горожан. Повышение уровня доверия населения к властным структурам за период 1999-2005 гг., позитивная в целом оценка деятельности городских властей, рост удовлетворенности качеством жизни по данным мониторинга социально-политической ситуации (2004 г.)

Дифференциация субъективных оценок качества жизни, снижение уровня удовлетворенности жизнью работников бюджетной сферы, пожилых людей, низкая инвестиционная активность населения

6. Управление городом 
6 1. Правовое обеспечение деятельности органов МСУ

Создана необходимая законодательная база на уровне субъекта РФ и города для деятельности органов МСУ и территориального общественного самоуправления 
Организационная структура мэрии в основном соответствует 
задачам и полномочиям, определенным законодательством и Уставом города

 

6.2. Организационная структура органов  МСУ

В составе мэрии действует Проектно-аналитическое управление, подчиненное мэру

Организационная структура мэрии носит функционально-отраслевой, а не функционально-проблемный характер

6.3. Механизм управления развитием города

Предпочтение программно-целевым методам управления 
Стремление к научно обоснованному управлению 
Использование в практике работы мэрии целевых и текущих опросов общественного мнения Разработка стратегического плана развития Тольятти до 2020 года

Отсутствие количественно определенных целей перспективного развития города

Внешняя среда (в первую очередь, региональные предпосылки и угрозы развития Тольятти)

Возможности

Угрозы

1. Региональные факторы развития  Тольятти  
1.1. Региональные интересы

Профилирующие отрасли в экономике города (машиностроение и химическая промышленность) являются существенной частью налогового потенциала и отраслями специализации Самарской области, поэтому находятся в сфере региональных и национальных интересов

Низкий уровень бюджетной обеспеченности, из года в год недостаточное финансирование перспективных городских проектов из областного бюджета. Недостаточная федеральная поддержка развития промышленности города

 

Относительно высокая на общероссийском фоне инвестиционная привлекательность и несомненная заинтересованность субъекта РФ в успешном развитии своего наиболее мощного в экономическом плане муниципального образования. В рамках области формируется патерналистский подход к проблемам развития Тольяттинского промузла

 

1.2. Инвестиционный фактор

Банки и финансовые компании города функционируют в системе рынка ценных бумаг Самарской области, которая все более явно становится финансовым лидером Среднего и Нижнего Поволжья, распространяя свое влияние на Верхневолжский регион и Предуралье 
Относительно высокая экономическая, в частности - инвестиционная, активность Самарской области

 

1.3. Межрегиональные интересы

Заинтересованностью соседних субъектов РФ в нормальном функционировании Волжской ГЭС и собственных предприятий - партнеров и филиалов АвтоВАЗа. В ближайшие годы она может быть реализована в форме совместного лоббирования интересов названных предприятий на федеральном уровне

В то же время угроза прихода на автомобильный рынок и закрепления на нем иностранных автопроизводителей, продукция которых уже собирается на ряде Российских предприятий

1.4. Формирование конкурентоспособности  территории для населения

Правительство Самарской области в отношении регулируемых регионом видов товаров и услуг проводит последовательную ценовую политику, направленную на сдерживание инфляции.

 

2. "Глобальные" факторы развития Тольятти 
2.1. Национальные интересы

Заинтересованность Российской Федерации в развитии АвтоВАЗа и Волжской ГЭС имеет долгосрочный, стратегический характер: эти предприятия дублеров в России не имеют. При этом именно для страны особое значение может иметь эффективность функционирования энергетического и автомобильного гигантов и рост конкурентоспособности АвтоВАЗа

Отсутствие должной поддержки интересов предприятия на федеральном уровне

2.2. Экономико-географическое положение

Определенные возможности развития города могут быть связаны с усилением роли Волжского водного пути в экономике страны

 

2.3. Перераспределение бюджетных потоков

В новой редакции Бюджетного кодекса четко прописаны механизмы распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней

В целом результаты проводимой реформы бюджетного законодательства и вступления в силу Федерального закона № 131 оцениваются негативно, наблюдается недофинансирование ряда муниципальных программ из областного бюджета

2.4. Потенциал повышения эффективности муниципального управления

 

Полномочия органов местного самоуправления резко сокращаются: например, ожидается передача на уровень субъекта Федерации права распоряжения муниципальными земельными ресурсами


 

Проведение SWOT-анализа открывает возможности для поиска конкретных стратегических ориентиров, «полюсов роста» в стратегическом выборе развития города.

Из представленной таблицы можно видеть главные угрозы использования экономического потенциала города:

— недостаточная диверсификация экономики, имеющая сильную зависимость от результатов деятельности одного крупнейшего предприятия – ОАО «АВТОВАЗ» (более 100 тыс. рабочих мест);

— неблагоприятная в целом экологическая ситуация;

— неблагополучная криминогенная обстановка;

— совокупность инженерно-экономических ограничений развития (физическая и моральная амортизация технических средств и орудий производства).

К числу местных предпосылок развития Тольятти можно отнести:

— значительный по численности трудоспособный контингент, для которого характерны высокий общеобразовательный и квалификационный уровни;

— значителен интеллектуальный (в частности, инженерно-технический) потенциал;

— сложившиеся у предприятий города производственные и научно-технические связи с многочисленными партнерами, расположенными в разных регионах страны и за рубежом.

Определенные предпосылки имеются для развития сферы туризма (основные объекты его — крупнейший автогигант на Волге, Волжская ГЭС, Жигулевские горы и т.п.); по мере стабилизации экономики произойдет оживление сферы образования и культуры, дальнейшее развитие получит город как один из крупных спортивных центров Поволжья.

Таким образом, оценка условий и факторов развития города, возможное их изменение в рассматриваемой перспективе позволяют предложить следующий набор намеченных к реализации стратегических функций, расположенных в порядке значимости:

— ведущий индустриальный центр среднего Поволжья, центр промышленного узла с отраслями специализации: машиностроение и металлообработка (автомобилестроение) и химическая промышленность (производство синтетического каучука, органических соединений, аммиака, минеральных удобрений и т.п.);

— крупный транспортно-коммуникационный и посреднический узел, обеспечивающий более половины всего экспорта Самарской области;

— один из наиболее значимых в Поволжье культурно-образовательных центров.

 

 

 

 

3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления

Основные проблемы социально – экономического развития.

В процессе стратегического анализа выявились наиболее значимые проблемы развития городского округа во всех основных сферах жизнедеятельности: социальной сфере, экономике, управлении и инфраструктуре. В каждой из этих сфер представлены интересы трех ключевых групп влияния: населения, бизнеса и власти.

 

 

 

Основные проблемы экономики

Промышленный комплекс:

- слабая диверсификация экономики, наличие жесткой зависимости  экономики городского округа  от деятельности градообразующего  предприятия ОАО "АВТОВАЗ";

- сокращение потребительского  спроса населения на легковые  автомобили местного производства на фоне высокого уровня безработицы и снижения доходов;

- высокая степень износа основных  производственных фондов при  недостаточно высоких темпах  роста инвестиций в основные  фонды;

- неэффективное использование  наличных производственных мощностей по технологиям, не обеспечивающим выпуск конкурентной продукции;

- низкий уровень инновационной  активности организаций;

- высокий уровень материальных  затрат в обрабатывающих производствах;

- опережающий рост цен и тарифов  на продукцию и услуги естественных монополистов.

В городском округе Тольятти существуют следующие проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса:

- несовершенство нормативно-правовой  базы по малому и среднему  предпринимательству, требующей  упрощения  и оптимизация системы налогообложения, налоговый прессинг;

- отсутствие комплексного сопровождения  начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный  доступ к ресурсам, а с другой - получить базовые знания;

- отсутствие возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения;

- низкий уровень подготовки  многих руководителей малого  и среднего предпринимательства  и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;

- ограниченность доступа субъектов  малого и среднего предпринимательства  к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных  площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями.

- слабое использование субъектов  малого и среднего предпринимательства  для решения  социальных проблем  и, в первую очередь, занятости населения.

Демографическое развитие:

- высокий процент внебрачной рождаемости (в 2008 году – 22,0 % от общего числа родившихся);

Информация о работе Анализ социально-экономического развития