Анализ социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальное образование (далее - МО) является сложной и многопрофильной системой. Его нормальное функционирование требует учёта как многочисленных внутренних, так и внешних факторов, развитие которых довольно трудно предсказать во времени. В связи с этим муниципальными образованиями разрабатываются программы и стратегии социально-экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТОЛЬЯТТИ 5
1.1. Основные задачи анализа социально-экономического положения 5
1.2. Проблемы проведения анализа в современных условиях 9
1.3. Система показателей, характеризующих социально-экономическое положение Тольятти 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Социальное развитие 16
2.2. Экономика муниципального образования 36
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ТОЛЬЯТТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ 40
3.1. Оценка положения Тольятти 40
3.2. Ранжирование проблем Тольятти и пути их преодоления 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ социально-экономического развития Тольятти.doc

— 600.00 Кб (Скачать файл)

- высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте (в 2008 году – 46,6 % от общего числа умерших мужчин);

- высокий уровень смертности от предотвратимых причин (в 2008 году - 11,4 % от общего числа умерших);

- неблагоприятные изменения в возрастной структуре населения, связанные с постепенным старением населения: увеличивается численность населения старше трудоспособного возраста, снижается численность населения моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте;

- высокий уровень нелегальной миграции;

- отток населения   из   округа    важен  с  точки      зрения качественных

 последствий (уезжают дееспособные и молодые, хорошо подготовленные кадры).

 

Труд и занятость:

- рост безработицы в округе;

- интенсивное движение кадров, появление на рынке высвобождаемых  работников, а также длительно  не работающих граждан;

- усиление количественного и  качественного дисбаланса между спросом и предложением на труд;

- нарастающий дефицит вакансий  для трудоустройства граждан;

- проблемы с трудоустройством  безработных граждан, особенно молодежи  без практического опыта работы, женщин с малолетними детьми, инвалидов, беженцев (вынужденных переселенцев), а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

- несвоевременное финансирование  организации общественных работ.

 

 

В сфере развития потребительского рынка проблемами являются:

- отсутствие должного контроля организации, качества, сбалансированности и безопасности питания детей дошкольного и школьного возраста;

- недостаточность торговых мест в объектах инфраструктуры потребительского рынка с невысокой арендной платой для обеспечения занятости и самозанятости граждан;

- незначительная доля местных производителей в товарной структуре продовольственного и непродовольственного рынка.

 

Основные проблемы социальной сферы

Образование:

- недостаточное количество мест  в учреждениях, реализующих основные  общеобразовательные программы дошкольного образования;

- высокая степень износа зданий  образовательных учреждений;

- невыполнение противопожарных  и санитарно-эпидемиологических  норм и правил;

- необходимость существенной модернизации  каналов связи, компьютерного оборудования  и программных средства, используемых для  автоматизации образовательных и административно-управленческих процессов;

- перепроизводство и невостребованность  ряда профессий и специальностей, а также низкий уровень престижности  рабочих профессий.

 

Здравоохранение:

- существующая мощность амбулаторно-поликлинических  учреждений недостаточна для  обеспечения доступности и качества  оказания медицинской помощи  населению городского округа;

- недостаток современной медицинской  техники и оборудования, отсутствие  автомобилей медицинского класса С (износ основных фондов составляет более 60%, медицинская техника в основном эксплуатируется более 15 лет);

- укомплектованность штатов врачебных  должностей физическими лицами  составляет 60,5%, средним медицинским  персоналом штаты лечебных учреждений укомплектованы на 70,4 %. Особенно низкая укомплектованность врачами и средним медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений и станции скорой помощи;

- недостаточно развита система  восстановительного лечения и  реабилитации, патронажа и стационарзамещающих технологий, оказание неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях больным с хроническими заболеваниями,  недостаточно коек сестринского ухода и хосписных коек;

- информационные системы в отрасли  представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду. Существующие информационные системы носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач. Имеющиеся каналы связи обладают преимущественно невысокой пропускной способностью. 70% компьютерного парка учреждений требует обновления.

 

Семья, материнство и детство:

-  проблема социализации воспитанников  государственных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, после выпуска из них;

- ежегодный рост количества  лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, имеющих право на внеочередное  получение жилого помещения.

 

 

 

Социальная поддержка населения:

- недоступность объектов социальной инфраструктуры для маломобильных категорий граждан (инвалиды, пенсионеры, дети младшего возраста);

- необходимость проведения инвентаризации  объектов социальной инфраструктуры  на территории округа, требующих  создания дополнительных условий  безбарьерной среды для маломобильных категорий;

- не решен вопрос об оказании  медико-социальной помощи лицам  без определенного места жительства  в стационарах, отсутствуют услуги  для бездомных со специальными  потребностями (бездомные, больные  туберкулезом, бездомные-инвалиды).

 

Культура:

- несоответствующий современным  требованиям уровень развития  сферы культуры города;

- слабая оснащенность учреждений  культуры и низкие темпы модернизации, неудовлетворительный уровень материально-технического  состояния инфраструктуры отрасли;

- недостаточная обеспеченность  условий для равного доступа  к культурным ценностям и для  достижения качества предоставляемых  услуг в сфере культуры и  искусства;  

- отсутствие в городе креативных  коммуникационных площадок, творческих  кластеров, недостаточная сеть культурных индустрий на территории города Тольятти;

- низкий уровень инвестирования  в проекты, в том числе из  бюджетов различных уровней, негосударственных  организаций, физических лиц, индивидуальных  предпринимателей, предоставляемых  услуги (продукт) в области культуры;

- низкий уровень ресурсного  обеспечения принятия решений  по созданию крупных инфраструктурных  объектов культуры, оказывающих  влияние на имиджевую и инвестиционную  привлекательность города;

- несоответствующий современным  технологиям и возможностям уровень развития культурно-информационного пространства.

 

Жилищная политика:

На данный момент в городском округе Тольятти в жилищной политике  актуальными являются  следующие проблемы:

- отсутствие у застройщиков  полного комплекта разрешительной документации на осуществление жилищного строительства, а также длительная процедура согласования этой документации;

- изменение норм и правил  государственного пожарного надзора  и распространение их на объекты, строительство которых было начато до введения изменений;

- высокий уровень платы за  подключение новых объектов строительства  к инженерным сетям;

- отсутствие эффективного механизма  контроля за самовольным строительством;

- сложная и длительная процедура  выделения земельных участков  под жилищное строительство;

- отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой.

- высокая процентная ставка  по банковскому кредитованию  и ужесточение банковских условий.

 

 

 

 

 

Основные проблемы инфраструктуры

Транспортная инфраструктура:

- несоответствие пропускной способности  магистральных улиц существующей  интенсивности движения транспортных  средств, в связи со значительным  ростом темпов автомобилизации;

- отсутствие вдоль дорог местного  значения подземных и надземных  паркингов для остановки и хранения транспортных средств, вблизи крупных торговых и развлекательных центров, промышленных и продовольственных рынков;

- несоответствие качества дорожных  покрытий ряда магистралей  эксплуатационным  требованиям, так как капитальный  ремонт ряда  автодорог не производился десять и более лет.

 

Капитальный ремонт жилищного фонда.

На сегодняшний день 1533 многоквартирных дома нуждаются в проведении капитального ремонта и приведения в соответствие с современными требованиями энергоэффективности. Общая потребность в денежных средствах для проведения капитального ремонта жилищного фонда города составляет 28,3 млрд. руб.

 

Инженерная инфраструктура

Городской округ  имеет ряд серьезных проблем в развитии систем коммунальной инфраструктуры, для решения которых требуется привлечь значительный объем инвестиций. Вопросы поддержания и модернизации систем коммунальной инфраструктуры (систем тепло-, водоснабжения и водоотведения) являются одним из самых острых. По мере старения систем снижается надежность поставки коммунальных ресурсов и услуг, а возрастающие цены на топливо  создают новые проблемы жизнеобеспечения города. Главными критериями принятия решений по отбору инвестиционных проектов и источников их финансирования являются надежность, эффективность и, главное, доступность коммунальных ресурсов для населения. Эти задачи должны быть решены путем  реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города.

В первую очередь проблемы в развитии систем коммунальной инфраструктуры связаны с тем, что головные сооружения в основном являются частной собственностью крупных промышленных предприятий.

 

Комплексные общежития, переданные от ОАО «АВТОВАЗ».

При приеме-передаче жилых строений, с целью обеспечения дальнейшей сохранности, должной эксплуатации жилищного фонда и создания удовлетворительных условий проживания граждан, необходимо проведение работ по капитальному ремонту конструктивных элементов, инженерных коммуникаций и мест общего пользования Жилых комплексов № 1, 2, 3, введенных в эксплуатацию в период с 1969 по 1971 г.г. В связи с достижением предельного срока (в соответствии с ВСН 58-88  –  40 лет)  эксплуатации инженерных коммуникаций, для замены систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, а также на установку приборов учета на каждое строение, необходимы затраты в общей сумме 265 млн.рублей. Затраты на капитальный ремонт Жилых комплексов № 1, 2, 3 составляют  415 млн. рублей.

Основные проблемы управления

Охрана окружающей среды

Проблемами в сфере охраны окружающей среды на местном уровне являются:

- отсутствие должного контроля со стороны уполномоченных служб (федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации) за состоянием атмосферного воздуха, выбросами промпредприятий, предприятий инфраструктуры;

- отсутствие четкого механизма взаимодействия органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъекта РФ в период неблагоприятных метеоусловий;

- увеличение выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта; недостаточный контроль за выбросами отработавших газов двигателей, за качеством топлива;

- наличие не выявленных уполномоченными службами федерального и регионального значения предприятий, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без оформления проектной и разрешительной документации;

- скопление отходов разных классов опасности на производственной площадке ОАО «Фосфор» (1,5 тыс. тонн);

- рост  несанкционированных мест размещения отходов на территории городского округа Тольятти;

- низкий уровень экологической культуры и образования населения по вопросам обращения бытовых отходов,

- недостаточность средств бюджета городского округа на проведение мероприятий в сфере охраны окружающей среды;

- сокращение крупными химическими и машиностроительными производствами инвестиций  в мероприятия по повышению экологической безопасности.

Таким образом, к основным причинам, сдерживающим развитие экономики округа, относятся:

    1. Развитие социальной инфраструктуры не ориентировано на запросы рынка, не имеет ясных приоритетов. Так образование, здравоохранение, культура и пр. никак не связаны с обеспечением развития базовых отраслей. ВУЗы готовят по специальностям, не имеющим применения на рынке, учреждения здравоохранения не обеспечивают качественный процесс оздоровлении населения, отсутствует профилактика профзаболеваний. Материально-техническая база учреждений культуры не соответствует потребностям населения и возможностям сотрудникам учреждений. 
    2. Мононаправленность экономики города (более 90% горожан заняты в автомобилестроении и химической промышленности), что обеспечивает слишком высокую зависимость экономики и качество жизни населения города от ситуации на предприятиях данных отраслей.
    3. Отсутствие в городе развития «интеллектуальных» отраслей экономики, а, следовательно, и модернизации традиционных отраслей, отсутствие формирования комплекса высокотехнологичных направлений – все это обеспечит дальнейшее снижение конкурентоспособности продукции и «отбросит» экономику округа на периферийное положение. Альтернативных рабочих мест в Тольятти в настоящее время не существует, следовательно, начнется миграционный отток населения. Развитие сферы высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг, согласно Концепции развития России до 2020 года, станет приоритетным направлением в ближайшие десятилетия. Без развития «интеллектуальных» отраслей экономики г.о.Тольятти не сможет занять позиции технологического лидерства по ряду важнейших направлений.
    4. Слабое развитие малого и среднего предпринимательства, которое является основой развития новых производств и обеспечения дополнительной занятости. Наблюдается тенденция спада основных показателей развития малого предпринимательства в городском округе.
    5. Неблагоприятная экологическая обстановка: наличие экологически вредных производств, недостаточная активность предприятий в природоохранных мероприятиях, нехватка мощностей по переработке промышленных и бытовых отходов (переработка и использование составляет порядка 25-30%).
    6. Недостаточное развитие инфраструктуры городского округа, в том числе транспортной-логистической и туристическо-рекреационной.
    7. Отсутствие ясной стратегии и сбалансированной системы развития города, отсутствие условий для успешных инвестиций, ограниченные возможности бюджетного процесса, отсутствие механизма развития и поддержки бизнес-проектов не позволяют определить перспективы ведения бизнеса на территории округа, и, как следствие, снижают инвестиционную привлекательность Тольятти.

Информация о работе Анализ социально-экономического развития