Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:44, курсовая работа
В данной курсовой работе важное внимание уделяется проблемам финансирования из регионального бюджета социальной защиты и социального обеспечения населения, образования и здравоохранения, также будут предложены определенные меры по повышению эффективности используемых ассигнований на эти нужды из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Сущность и значение расходов региональных бюджетов…..5
1.1.Понятие и назначение расходов регионального бюджета……………6
1.2 Классификация расходов регионального бюджета…………………..7
1.3.Специфика расходов территориальных бюджетов (факторы роста
и меры по сокращению)……………………………………………………….14
1.4 Роль расходов региональных бюджетов в экономике РФ…………..17
ГЛАВА 2. Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета. ………………………………………………………………………..19
2.1.Краткий обзор состояния системы региональных бюджетов в
2010 г…………………………………………………………………………….19
2.2 Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов……....19
2.3. Основные подходы к формированию межбюджетных отношений
и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ….23
2.4. Оценка экспертов. ………………………………………………….…….30
Заключение………………………………………………………………….….34
Список литературы и источников…………………………..………………36
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
Некоторые субъекты Российской Федерации в своих законодательных актах пошли по пути конкретизации расходов, финансируемых исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации.
Что касается расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, то она формируется в соответствии с Бюджетной классификации Российской Федерации. Данная Бюджетная классификация применительно к расходам содержит три вида классификаций: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов этих бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций субъектов, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций субъектов Российской Федерации.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций субъектов Российской Федерации в пределах разделов.
Классификация видов расходов бюджета субъекта Российской Федерации образует третий уровень функциональной классификации расходов этих бюджетов и детализирует направления финансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации по целевым статьям.
Функциональная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации обычно предусматривает такие направления, как: государственное управление и местное самоуправление; правоохранительная деятельность; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; транспорт, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации; финансовая помощь местным бюджетам; дорожное хозяйство; прочие расходы; целевые бюджетные фонды.
Экономическая классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов этих бюджетов по их экономическому содержанию.
Исходя из экономической классификации расходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации – часть расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, другие расходы регионального бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Текущие расходы бюджетов субъектов Российской Федерации – часть расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетных учреждений, финансируемых из регионального бюджета, оказание государственной поддержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы региональных бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации в части функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В то же время законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
1.3.Специфика расходов территориальных бюджетов (факторы роста и меры по сокращению).
Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до80%.
В расходах территориальных
бюджетов на социально-культурные мероприятия
наиболее быстрыми темпами растут затраты
на здравоохранение, просвещение и науку,
что связано с развитием сети медицинских
учреждений и расширением научных и проектных
работ, финансируемых из этих бюджетов
по проблемам градостроительства, комплексного
развития административно-
Развитие урбанизации появляется в ускоренных темпах роста расходов территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширение жилищно-коммунальные строительства, повышение стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов территориальных бюджетов. Однако даже в натуральном виде практически невозможно определить, какая минимальная дотация на жилищно-коммунальное хозяйство должна выделяться в расчете на душу населения по всей территории России. Например, объем «минимального социального стандарта» в области услуг жилищно-коммунального хозяйства в небоскребах Москвы и в одноэтажных строениях Северной Осетии объективно различен. Соответственно, различна и потребность минимальных расходов государства в форме эксплуатационных расходов на коммунальное хозяйство. Одним из выводов по решению данного вопроса, является неудовлетворенность системой бюджетного выравнивания расходов на социальные проблемы и дотации бюджетам субъектов Федерации, основной идеей которой являются расходы на душу населения. Таким образом, попытки определить единый минимальный социальный стандарт для всей территории России упираются в необходимость в значительной мере корректировать его применительно к каждому региону в отдельности.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, ЖЕКовскими организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Необходимо отметить, что только в субъектах Федерации есть достаточно информации для определения приоритетных направлений расходов, которые не могут и не должны регламентироваться из центра. Таким образом, нормативы, разработанные на основе методик министерств и ведомств, должны носить рекомендательный характер, а конкретные направления расходов находятся в полной компетенции регионов.
Также нужно отметить, что расходы бюджетов субъектов Федерации зачастую используются не по назначению, это касается в первую очередь федеральных средств. Важно заметить, что первоочередным критерием для нормирования расходов региональных бюджетов должно стать исполнение действующих законодательных актов. Если определенные отношения, требующие дополнительных затрат бюджетов субъектов Федерации, законодательно не регламентированы, они могут регулироваться едиными для всех регионов подзаконными актами федеральных министерств и ведомств.
Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы, а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы, не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.
Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.
В числе мер, принимаемых субъектами РФ для сокращения расходов региональных бюджетов, - урезание текущих расходов бюджетных учреждений и сферы социальной защиты населения, уменьшение капитальных вложений, трансфертов местным бюджетам и средств на оплату услуг по содержанию имущества.
Будут сокращены текущие расходы бюджетных учреждений, такие как затраты на коммунальные услуги, а также транспорт, питание и медикаменты. За счёт уточнения численности пользователей, планируется снизить расходы в сфере соцзащиты населения. Сокращение сумм, выделяемых на капитальные вложения, будет производиться за счёт введения запрета на новое строительство и приобретение оборудования - финансироваться будут только объекты с высокой степенью готовности.
Также ряд регионов планируют полностью отказаться от капитального ремонта, сократить расходы по благоустройству, освещению улиц и содержанию городских дорог, снизить субсидии, направляемые муниципальным образованиям, и даже совсем отменить некоторые виды субсидий.
Информация о работе Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета