Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:54, курсовая работа
Проблема снижения расходов предприятия актуальна как для России, так и для каждого отдельно взятого предприятия. Умение снижать издержки – залог здоровья предприятия и предпринимательской деятельности.
Объект исследования – предприятие торговли.
Предмет исследования – особенности издержек обращения.
Цель данной курсовой работы: изучить анализ формирования издержек обращения на предприятиях торговли.
1.2 Нормативно-правовые и методологические основы формирования издержек обращения
Ведение бухгалтерского учета
в торговой организации строго регламентировано
и подчинено определенным правилам.
Правила бухгалтерского учета –
это система нормативных
Таблица 2 – Уровни нормативно-правовых актов
1-й уровень |
Закон «О бухгалтерском учете» Гражданский кодекс РФ Другие законы по бухгалтерскому учету Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ |
2-й уровень |
Положения по бухгалтерскому учету (стандарты) |
3-й уровень |
Нормативные документы Минфина России: – приказы – методические рекомендации (указания) – инструкции – комментарии – письма |
4-й уровень |
Нормативные документы других министерств и ведомств |
5-й уровень |
Приказ по учетной политике организации Другие рабочие документы организации |
Бухгалтерский учет в любой организации основан на общих принципах и положениях действующего законодательства и нормативных документов. Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н (с изменениями и дополнениями).
Закон «О бухгалтерском учете» определяет состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. ПБУ конкретизируют Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время разработаны и утверждены 22 Положения по бухгалтерскому учету.
При ведении бухгалтерского учета расходов организации обязаны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н.
Общий порядок синтетического
и аналитического учета издержек
обращения на предприятиях оптовой
торговли определен в соответствии
с ПБУ «Учет материально-
Методические рекомендации
и указания Минфина России конкретизируют
статьи законов и отдельные ПБУ.
К таким рекомендациям
– Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. №49 (ред. от 08.11.2010 г.));
– Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28 декабря 2001 г. №119н (ред. от 25.10.2010 г.));
– Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Приказ Минфина России от 26 декабря 2002 г. №135н (ред. от 25.10.2010 г.));
– Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ Минфина России от 20 мая 2003 г. №44н (ред. от 25.10.2010 г.));
– Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. №91н (ред. от 25.10.2010 г.)).
Важнейшим документом 3-го уровня является Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н (ред. от 08.11.2010 г.), утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению (далее – План счетов и Инструкция).
Четвертый уровень – это рабочие документы торговой организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Однако по ряду вопросов (таких, как документальное оформление операций в учете, калькулирование продажных цен, учет торговой наценки и др.) бухгалтерский учет в организациях торговли имеет свои особенности. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в данной отрасли, отличается спецификой как при организации хозяйственных связей и формировании договорных отношений между участниками договоров купли-продажи, так и при организации и ведении бухгалтерского учета.
В связи с этим возникает
необходимость обобщения
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300–1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
С 2010 г. основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 (ред. от 23.12.2010) №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Предприятиями торговли должен выполняться Федеральный Закон от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Порядку организации и ведения расчетов посвящены следующие документы:
– Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета Директоров ЦБ России 22 сентября 1993 г. №40);
– Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. Письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. №104).
Формы первичных учетных документов определяются и устанавливаются организацией в составе применяемой ею системы учетной документации для регистрации хозяйственных операций в соответствии с Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 №132.
Учет издержек обращения
и заготовительно – складских
расходов организации ведут в
порядке, установленном отраслевыми
методическими указаниями по планированию
и учету себестоимости
В организациях, занятых
торговой и иной посреднической деятельностью,
учет издержек обращения рекомендуется
вести в соответствии с порядком,
установленным Методическими
ПБУ 10/99 является документом «общего» характера, в связи с чем он не учитывает отраслевую направленность организаций, которая, как известно, не может не сказываться на таком важном показателе, как себестоимость продукции (работ, услуг).[14, c 44]
Поэтому в целях учета отраслевой специфики затрат торговые фирмы могут использовать Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Указанные Методические рекомендации в настоящий момент не действуют, но Письмо Минфина России от 29 апреля 2002 г. №16–00–13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» позволяет использовать данный нормативный документ в части, которая не противоречит действующему законодательству.[11,c 174]
Использование указанных
Методических рекомендаций возможно только
для целей бухгалтерского учета,
для целей налогообложения
Методические рекомендации министерств и ведомств устанавливают отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета:
– Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Приказом Минфином России и Комитета по торговле России 20 апреля 1995 г. №1–550/32–2);
– Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. №1–794/32–5);
– Методика учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности (утв. Письмом Роскомторга от 12.08.1994 №1–1098/32–2).
1.3 Анализ издержек обращения: по общему объему, по статьям. Факторы, влияющие на величину и уровень издержек обращения
Издержки обращения предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения могут быть выражены в абсолютной форме и относительным показателем - уровнем издержек обращения. Абсолютный показатель отражает общую сумму расходов предприятия за определенный период, он не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т. е. не дает представления об эффективности произведенных расходов.[8, c 99]
Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяются относительные показатели, как уровень издержек обращения (Издержкоемкость реализации товаров), издержкоотдача и рентабельность издержек обращения.
Уровень издержек обращения представляет собой отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах:
УИ=ИО/Т * 100, где
УИ – уровень издержек обращения;
ИО – сумма издержек обращения;
Т – объем розничного товарооборота.
Издержкоотдача (затратоотдача)является показателем, обратным издержкоемкости (уровня издержкоемкости) и определяется по формуле:
Иотд = Т/ИО*100, где
Иотд - издержкоотдача.
Большое влияние на затратоотдачу оказывает изменение розничных цен на товары. При их повышение растет товарооборот, а, следовательно, и затратоотдача.
Рентабельность издержек обращения вычисляется по формуле:
Ризд = Преал/ИО, где
Преал – сумма прибыли от реалиции [15,c 93]
Анализ издержек обращения по текущему объему.
Анализ издержек обращения проводят за год, по кварталам, месяцам. В процессе анализа рассчитывают следующие показатели:
ИОотч – Иоплан(базис)= +,- руб., где
ИОотч – фактическая сумма издержек обращения отчетного периода;
ИОплан(базисн) – сумма издержек базисного периода (по плану) .
На основе абсолютных данных нельзя давать объективную оценку выполнения плана и динамики издержек обращения. С увеличением объема товарооборота растет сумма издержек обращения, и наоборот, уменьшение объема товарооборота , как правило, приводит к абсолютной их экономии. Следовательно, анализ торговых расходов следует увязывать с изучением товарооборота, т.е. давать оценку издержкам по их уровню в процентах к товарообороту [15,c 93]
УИ отч – Уи план(базис)= +,-%, где
УИ отч – фактический уровень издержек отчетного периода;
Уи план(базис)= плановый уровень отчетного периода (или уровень базисного периода).
Размер изменения уровня показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового).
3.Темп изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения, %.
(УИ отчет – УИ план(базис)/УИ план(базис)*100=+, - %
Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень расходов предприятия по отношению к базисному (плановому), если последний принять за 100%