Антиинфляционная политика в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить: теоретические основы инфляции, особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь и перспективные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь и разработка основных направлений государственной политики экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1 Инфляция: сущность, виды, последствия………………………5
История и понятие инфляции…………………………………..5
Причины возникновения………………………………………..7
Методы измерения инфляционных процессов……………….10
Основные виды и типы инфляции……………………………...11
Последствия инфляции…………………………………………13
Антиинфляционная политика государств…………………….16
Методы регулирования инфляции…………………………….16
Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь..20
3.1 Эволюция государственного регулирования инфляции……...20
3.2 Основные методы антиинфляционного регулирования……...23
3.3 Инфляция в настоящее время…………………………………...25
Заключение…………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая Антиинфляционная политика в РБ.docx

— 112.56 Кб (Скачать файл)

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первый  компонент такой стратегии – уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами методов: всемерным укреплением механизмов рыночной системы, и формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй  компонент стратегии – долгосрочная денежная политика.  Ее целью является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим компонентом антиинфляционной стратегии  является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методами сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.

Еще один блок стратегии – защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанной не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления.

Методы  антиинфляционной тактики позволяют  резко нарастить предложение  без адекватного повышения спроса, либо способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. В зависимости  от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различных блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка. Первая из них – регулирование учетной ставки процента. Под ней понимается процент за кредит, который Национальный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост этой ставки всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

Вторым  важным инструментом антиинфляционной политики национального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий  антиинфляционный инструмент – операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая – увеличивает. Важно отметить, что два первых регулятора относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

Политика  доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Она используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно  высокими и быстро растущими производственными  издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. К антиинфляционным мерам относятся:

1) длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные товары и услуги, часто производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, недопущение ценовых сговоров, ограничения на количество импорта, экспортные премии и импортные пошлины.

2) добровольное  регулирование доходов. Здесь  государство направляет свои  усилия на установление реальных  границ роста цен и зарплаты  в зависимости от ожидаемого  повышения производительности труда  и общего состояния экономики  страны.

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Фиксация обменного курса становится фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Основными антиинфляционными мероприятиями являются: 1) гласное и широкое разъяснение через СМИ намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки; 2) создание специального стабилизационного фонда путем внутреннего и внешнего заимствования; 3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита; 4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере; 5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами; 6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепление институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер.

Суть денежной реформы состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне. [10]

В зависимости  от конкретной антиинфляционной стратегии  и тактики правительства денежная реформа может быть начальным  или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Наибольшее звучание приобрело  в последние годы проведение денежных реформ в режиме “шоковой терапии”. Ее сущность заключается в сокращении темпов роста денежной массы и проведении денежных реформ. Основными инструментами служат: девальвация, нуллификация и деноминация. [13]

 

 

ГЛАВА  3

АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Эволюция государственного регулирования инфляции

 

В функционировании экономики и характере монетарной политики Беларуси с момента обретения  ею государственности можно выделить четыре периода.

Первый период (1991–1994гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной монетарной политики, вызванных глубоким экономическим шоком, который был обусловлен крушением единой системы централизованно-планового хозяйства Советского Союза и разрывом хозяйственных связей между республиками. Растерянность управленческих работников во многом определялась отсутствием опыта самостоятельного принятия решений. Кроме того, ускорению процесса формирования парадигмы монетарного регулирования препятствовала политическая неопределенность, связанная с затянувшимся почти на два года и неудавшимся в итоге процессом объединения денежных систем России и Беларуси. Хотя белорусский рубль был введен в обращение уже в 1992г. и де-факто выполнял функции национальной валюты, тем не менее официальное его признание произошло лишь в конце 1994г.

Возникшая в результате развала СССР открытость внутреннего рынка и связанная  с этим объективная необходимость  либерализации цен инициировали процесс рыночной корректировки глобальных ценовых пропорций, которые существенно отличались от ценовых пропорций в странах с рыночной экономикой. По сути, происходил первый этап ликвидации перекрестного субсидирования планово-убыточных отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность населения, за счет сырьевых отраслей-доноров, покрывающих убытки первых. Более того, в результате либерализации цен огромный отложенный спрос в виде сбережений населения, который при прежней системе не находил выхода на потребительском рынке из-за хронического дефицита, практически был ликвидирован.

Эти процессы вкупе с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию  в 1993-1994гг., когда цены вырастали  за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. В 1994 году среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25$.

Второй период – ноябрь 1994-1996гг. В результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995г. до 244%, а в 1996г. составил 39,1% (для сравнения: в 1994г. – 1957%).

Изменение ситуации главным образом было обусловлено  переходом к жесткой денежно-кредитной политике в последние месяцы 1994г., которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличение доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стал переход на регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в СКВ. Восстановление доверия к белорусскому рублю выразилось в росте удельного веса сбережений населения в национальной валюте в общем объеме денежной массы, который достиг своего пика к 01.05.96г., составив 24.7% (на 01.01.95г. – 2.2%). Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте достигла 100-105$. Однако в дальнейшем произошел откат от завоеванных позиций в связи с резким поворотом экономического курса в направлении реставрации экономической системы государственного дирижизма с усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики.

Третий период – 1997-1999гг. В 1996 году в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000гг. был сформулирован новый стратегический курс, конечной целью которого определялась модель экономической системы, получившая название “социально ориентированная рыночная экономика”.

В качестве трех основных приоритетов государственной  экономической политики были приняты  жилищное строительство, решение продовольственной  проблемы и развитие экспорта. В  процессе реализации этих приоритетов  в рамках данного периода их государственная  поддержка осуществлялась далеко не равноценно.

Высокая инфляция в республике в 1998-1999гг. имела  ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом  проводимой экспансионистской денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным  эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК в сочетании с административным поддержанием  официального обменного курса  белорусского рубля на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками. Именно в рассматриваемом периоде государство начало жить не по средствам, что проявилось в финансовой необеспеченности формируемых в рамках годовых прогнозов приоритетных целей экономической политики. Целевые параметры по объемным показателям устанавливались, не сообразуясь с реальными возможностями и имеющимися в распоряжении государства финансовыми ресурсами. Так, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999г. составила 59%, в 2000г. – 38%. При этом кредиты в 1999г. на строительство жилья представлялись  по льготной процентной ставке 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999г. составляла 11% ) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. В погоне за квадратными метрами ввода жилья экономика оказалась в замкнутом порочном круге, когда выделяемые эмиссионные кредиты обесцениваются в результате раскрученной и подпитываемой этими же кредитами инфляции. В 1999г. инфляция выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год.

Четвертый период – 2000-2001гг. В 2000 году произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике. Несмотря на допущенные отклонения денежно-кредитных параметров от целевых прогнозных значений, имело место ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с предыдущим годом, обеспечившее снижение темпов инфляции до 208% за год.

Впервые с 1996г. было обеспечено систематическое  поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. В сочетании  со снижением темпов наращивания  денежного предложения в национальной валюте, обусловившим перманентное возникновение  в банковской системе дефицита ликвидности, это обеспечило стабилизацию рыночного  обменного курса белорусского рубля  и соответственно преимущество рублевых сбережений по уровню доходности относительно иностранной валюты.

В результате ускоренной девальвации официального курса белорусского рубля к середине сентября 2000г. был обеспечен выход  на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась выраженная тенденция легализации валютных операций. Однако ухудшение финансового состояния предприятий реального сектора белорусской экономики и его нереформированность обусловливают наличие высокой степени риска возврата политике его поддержки за счет “печатного станка”.  [2]

Информация о работе Антиинфляционная политика в РБ