Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия сущности инфляции, ее причин, социально-экономических последствий и методов борьбы с ней.
В соответствии с этими елями необходимо решить следующие задачи:
разобраться в сложных понятиях, связанных с инфляцией, изучить ее сущность;
выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;
изучить социально-экономические последствия инфляции, а также меры государственной политики в области инфляции.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Сущность инфляции и причины ее возникновения. 4
1.1. Понятие и сущность инфляции. 4
1.2. Виды инфляции. 12
1.3. Основные причины возникновения инфляции. 17
Глава 2. Последствия инфляции. 20
2.1. Инфляция и доходы. 20
2.2. Инфляция и налоги. 23
2.3. Инфляция и безработица. 26
Глава 3. Антиинфляционная политика государства. 27
3.1. Методы борьбы с инфляцией. 27
3.2. Профилактика инфляции. 30
Заключение. 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

инфляция курсовая.docx

— 109.88 Кб (Скачать файл)

На следующем этапе  обесценения денег критической  точки достигает само государство. Увеличивающиеся налоговые поступления  еще какое-то время обеспечивают часть бюджета. Однако теперь для  финансирования все увеличивающихся  налогов происходит эмиссия денег, так как только она помогает оплачивать необходимые счета государства. Вследствие этого увеличивается  темп роста инфляции, поэтому государство  вынуждено осуществлять дальнейшую эмиссию, раскручивая тем самым  инфляционную спираль.

Государство достигает критической  точки на следующей стадии развития инфляции. Растущие в абсолютном размере  налоговые поступления некоторое  время обеспечивали расходную часть  бюджета, но теперь, чтобы финансировать  увеличивающиеся расходы, государство  вынуждено прибегнуть к эмиссии  денег. Дополнительная денежная эмиссия  позволяет государству осуществлять необходимые платежи, но возрастающая денежная масса увеличивает темпы  инфляции. Государство вынуждено  осуществлять дальнейшую эмиссию, раскручивая  инфляционную спираль.

 

 

2.2. Инфляция и  налоги

Если бы люди могли предвидеть инфляцию и в соответствии с предстоящими изменениями корректировать свои номинальные  доходы, инфляция не была бы так страшна  своими последствиями. Если бы можно  было предугадать приближающуюся инфляцию, дебитор (получатель ссуды) и кредитор могли бы внести изменения в распределение  своих доходов. Предположим, кредитор и дебитор договариваются о процентной ставке по кредиту на один год в 5%, но при условии, что данный уровень  цен остается неизменным в течение  данного периода. Однако как кредитор, так и дебитор могут ожидать 6%-ного повышения цен на товары в течение будущего года вследствие инфляционных процессов. Таким образом, получается, что если банк дает заемщику в кредит 100 рублей, то при 5%-ной ставке он получит 105 рублей в конце следующего года. Однако если инфляция все-таки достигает 6%-ного уровня, то ситуация меняется. Происходит потеря этих 105 рублей своей покупательной способности до 99. В результате получается, что кредитор сам платит 1 рубль за то, что получатель ссуды пользовался его деньгами весь последний год. Однако кредитор мог избежать такой странной участи. Он должен был учесть предполагаемый уровень инфляции (6%). Например, если бы он назначил 11%-ную ставку по кредиту, то мог бы получит 111 рублей. Даже если бы инфляция поднялась бы до 6%-ного уровня, кредитор получил бы 105 рублей, т.е. остался бы с прибылью. Тогда получается, что за пользование ссудой в 100 рублей в течение года дебитор платит 5 рублей (или 5% от стоимости) кредитору, что является вполне приемлемой суммой, причем для обеих сторон. Необходимо также отметить, что сберегательные и ссудные учреждения именно с такой целью ввели закладные, которые имеют изменяющуюся процентную ставку. Естественно, что это делается для того, чтобы защитить себя и свои деньги от отрицательных последствий инфляционного процесса.

Трудности при адаптации  такого важного элемента в экономике  страны как налоговая система  к условиям и последствиям инфляционных процессов являются также одним  из элементов издержек от инфляции. Здесь возникают главным образом  две достаточно крупные проблемы.

Первая проблема заключается  в следующем: когда растут цены на товары, соответственно, растут и налоговые  выплаты в общей величине реальных доходов. Данный факт порождает эффект прогрессивного роста налогов. Однако если бы налоги находились в постоянной пропорции к номинальным доходам  и не зависели бы от них, то никакой  бы проблемы не было, потому что тогда  бы люди выплачивали одинаковый процент  в виде налогов, так как он бы не зависел от уровня цен. Однако в связи  с тем, что норма налогообложения  в нашей стране имеет тенденцию  в сторону роста и растет одновременно с номинальными доходами населения, то инфляция, увеличиваясь, приводит к росту номинальных доходов, а, следовательно, и к росту налогов в реальных доходах.

Налогообложение капитала –  вторая проблема. Данная проблема существовала и являлась достаточно сложной и  в лучшие времена. Здесь существует основной вопрос – как должны облагаться прибыли от доходов: только как доходы или все-таки по специальной, более  низкой ставке. Когда в экономике  страны появляется еще и инфляция, то эта проблема становится более  острой. Это можно объяснить тем, что рост капитала намного быстрее  реагирует на инфляцию, чем, например, те же самые реальные прибыли. Пока еще ни одной стране не удалось  добиться существенных успехов в  нейтрализации отрицательного влияния  инфляции на налогообложение капитала. Некоторые специалисты склонны  полагать, что наибольшим отрицательным  эффектом инфляции и является ее воздействие  на налогообложение капитала.

Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Существуют трудности адаптации налоговой системы к инфляционным процессам. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом.

Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода.

Если номинальный доход  остается стабильным или растет медленнее  темпов инфляции, то реальный доход  падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».

Здесь существуют две крупные  проблемы.

Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей  величине реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной пропорции к номинальным  доходам независимо от величины последних, в этом не было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы одинаковый, не зависящий  от уровня цен процент своих доходов  в виде налогов. Но так как норма  налогообложения при использовании  его прогрессивной формы имеет  тенденцию расти вместе с уровнем  номинальных доходов, то инфляция, приводя  к росту номинальных доходов, тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

Вторая проблема связана  с налогообложением капитала. Налогообложение  доходов на капитал являлось сложной  проблемой и в лучшие времена. При этом основным был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как доходы или же по специальной, более низкой ставке. При появлении в экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как рост капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует на инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли. Ни одной стране не удалось добиться существенного успеха в нейтрализации последствий влияния инфляции на налогообложение капитала. Некоторые специалисты в области налогов даже считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что она увеличивает фактическое налогообложение капитала.

Налогоплательщики из-за роста  номинального дохода автоматически  попадают в более высокую группу налогообложения. Инфляция приводит к  тому, что все денежные доходы (как  населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются.

 

 

2.3. Инфляция и  безработица

Инфляция, бесспорно, оказывает  сильное влияние на занятость  населения. Практические исследования доказали наличие тесной связи между  занятостью населения и уровнем  инфляции. Они находятся в обратной пропорциональности, т.е. при низком уровне занятости населения наблюдается  высокий уровень инфляции и наоборот.

Из-за такой отрицательной  черты, как «компромисс между  инфляцией и безработицей», правительствам абсолютного большинства западных стран пришлось перейти к использованию  теории естественного уровня безработицы, которую они и используют по настоящее  время.

Данная теория состоит  в том, что приемлемый для государства  уровень инфляции может существовать только при так называемом естественном уровне безработицы. «Естественный  уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике»11.

Для определения этого  уровня безработицы необходимо учитывать  рынок рабочей силы, причем последний  должен не забывать про потребности  в разных отраслях.

Однако и такая политика, т.е. обеспечение естественного уровня безработицы и снижение инфляции до более приемлемого уровня, не всегда имеет успех. При всех ее положительных  сторонах наблюдается очень сильный  недостаток: даже если достигается  естественный уровень безработицы, инфляция еще какое-то время все  равно продолжает подниматься, она  не может резко сократить темпы  своего роста.

 

Глава 3. Антиинфляционная политика государства

3.1. Методы борьбы  с инфляцией

Высокая инфляция, переходящая  в гиперинфляцию, оборачивается  бедствием для всей экономики. В  долгосрочном периоде страдают все  экономические агенты – домашние хозяйства, бизнес, государственный  бюджет. Гиперинфляция не даёт деньгам  выполнять их основные функции и  разрушает их банковскую систему. Как  же бороться с инфляцией?

Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста  денежной массы в соответствие с  темпами роста товарной массы (или  реального ВВП) в краткосрочном  плане, а объём у совокупного  предложения с объёмом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.

Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера  инфляции, т. е. От причин её возникновения  и от темпа роста цен.

Очень высокая инфляция или  гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер: во-первых, темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий π = π(πе) и, во-вторых, огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы роста денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством налогово-бюджетной политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь необходимо ослабить источник её инерционности – инфляционные ожидания.

Целью антиинфляционной политики является установление контроля над  инфляцией. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства  должны быть направлены на:

  • уменьшение денежной эмиссии;
  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;
  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в  рыночной системе вызывает резкий дефицит  товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свёртыванию  производства. Рано или поздно фиксированные  цены придётся отпустить и сжатая ценовая пружина выстрелит ещё большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения. Однако, если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жёсткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т. е. командно-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объём денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы её прироста, а затем ежегодную фиксацию или рамки изменения объёма денежной массы в течение года.

Идеальный вариант – одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарному  расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить  причины дополнительной эмиссии: урегулировать  структурный дефицит бюджета, сократив прежде всего непроизводственные расходы, прекратить индексацию доходов населения. При невысоких темпах инфляции возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда и снижение издержек.

Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки  помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных  мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как  правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства  и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные  меры:

  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • повышение налогов;
  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • фиксация обменного курса национальной валюты.

Рассмотрим подробнее.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства