Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в экономике Республики Беларусь и определение основных направлений её совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– изучение сущности инфляции, её причин и последствий;
– рассмотрение опыта использования антиинфляционной политики в странах рыночной экономики: Германии, Великобритании, Швеции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………….....................................
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ..…………………………………………………………...
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ …....................................................................................................
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………..……………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по антиинфл политике 3819.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Долг государства представляли облигации довоенных, военных и послевоенных займов. Около 90 % этой суммы приходилось на обязательства центрального правительства. Все они были урезаны по соотношению один к сорока.

Среди претензий к частному сектору  лучшие условия получили кредиторы  по ипотеке, т.е. по ссудам, выданным главным образом землевладельцам (как крестьянам, так и помещикам) под залог земель. Должников обязывали заплатить кредиторам 25 % первоначального долга с начислением процентов. По всем остальным долгам норма возмещения устанавливалась в 15 %. Вклады в негосударственных сберегательных кассах и долги страховых компаний погашались в разной мере в зависимости от состояния активов данного учреждения. Минимальная норма возмещения по вкладам составляла 12,5 %.

Германское законодательство остается важным прецедентом решения вопроса о компенсации за потери, связанные с инфляционным обесценением денег.

Инфляция наложила печать и на психологию немцев, и  на финансовую политику, сделав ее традиционно  консервативной и антиинфляционной. Немецкая марка являлась самой твердой валютой в Европе, что позволило ей стать ядром введенной в 1999 году общеевропейской валюты – евро [4, с. 11-14].

Зарубежный опыт такой  страны, как Великобритания также  представляет особый интерес в изучении стратегии преодоления инфляции. В 20 столетии в экономической жизни этой страны произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в этом отношении период после Второй мировой  войны.

Этот период в Великобритании  характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых  странах.

В 1951-1960 гг. розничные  цены росли в среднем на 4,1 % в  год;  в  1971-1980 гг.  –  на  13,3 %;  в  1981-1986  гг.  –  на  7,5 %.   Причины   инфляции   в Великобритании коренятся и  в сфере производства, и в сфере  обращения.  Одной из  основных   был   бюджетный   дефицит,   который   сопровождался   ростом государственного долга. Задолженность только  центрального  правительства  в 1986 г. составляла 47 % ВНП [5, c. 110].

Для борьбы с инфляцией  Банк Англии применял разнообразные  инструменты. До конца  70-х гг.  в основном   осуществлялся неокейнсианский подход  к денежно-кредитному  регулированию.  Использовались   три   метода   денежно-кредитной политики: 

1) маневрирование  процентной   ставкой   Банка   Англии;

2) изменение норм  «специальных  депозитов»,  т.е.  депонирования  коммерческими банками доли  средств,  привлеченных  на  депозиты,  на  спецсчете  в  Банке Англии; 

3) применение  прямых  селективных  методов  контроля  за  банковскими ссудами, выдаваемыми   частному  сектору. 

С  1976  г.  наблюдалось  усиление влияния   на   денежно-кредитную   политику   неоклассических   и   особенно монетаристических  концепций. В  монетарной  политики  акцент  первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х  гг.  правительство  убедилось  в  том,  что  контроль   под   ее   ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был  избран обменный курс фунта, который  был  привязан  к  стабильной  немецкой  марке.

Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания  вышла из механизма  обменных  курсов  Европейской  валютной  системы.  С  тех  пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало  изменение  краткосрочных процентных ставок [6, c. 123]. На рисунке 2.2 графически представлен уровень инфляции в Великобритании за 2003-2011 гг.

Рисунок 2.2 – Уровень  инфляции в Великобритании за 2003-2011 гг., %

Примечание: Источник – Рисунок 4, [7, с. 102].

 

Из рисунка 2.2 видно,  что уровень инфляции  в Англии  последние несколько лет держится на достаточно невысоком уровне, однако в 2011 году наблюдается его увеличение до 4,5 %, что связано с последствиями мирового финансового кризиса.

Эти данные свидетельствуют  о том, что  правительство страны подобрало наиболее оптимальную антиинфляционную политику.

За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны Швеция в ХХ веке превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.

 Превращению экономики  из отсталой аграрной в передовую  промышленную способствовало наличие  больших запасов важных природных  ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на  шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25 % ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г. составляла 25 %.

 В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее «золотые» годы. Главным фактором этого развития был экспорт. В 70-е годы темпы роста упали.

После энергетического  кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25 % промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40 %. В 1977 г. (впервые за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. [8, с. 152-154].

 С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций, начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10 %. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как «валютная змея». Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность.

 С 1983 года положение  резко изменилось, и шведская  экономика начала выбираться  из кризиса. Вследствие двух  девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1980-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе.

Благоприятная мировая  конъюнктура положительно сказалась  на шведской промышленности. Ведущей  тенденцией экономического развития Швеции в 1980-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.

 Придерживаясь политики неучастия в войнах и нейтралитета на протяжении всего XX века, Швеция добилась высокого уровня жизни населения в условиях капиталистической системы хозяйства, основанной на применении высоких технологий и всеобъемлющего социального обеспечения. На рисунке 2.3 графически представлен темпы роста ВВП Швеции за 2003-2011 гг.

Рисунок 2.3 –  Темпы роста ВВП Швеции, %

Примечание: Источник – Рисунок 5.1, [9].

 

Из рисунка 2.3 видно , что падение темпа роста ВВП наблюдалось в 2009 году (- 5,3 %), что явилось следствием мирового финансового кризиса. А наибольший темп роста ВВП (5,7 %) был в 2010 году, но в 2011 он снизился до 4,4 %.

Швеция отклонила  евро на референдуме в 2003 году, и  поддерживает свою собственную валюту, шведскую крону (SEK). Шведский Центральный банк в настоящее время сосредотачивается на стабильности цен (целевая инфляция 2 %). На рисунке 2.4 графически представлен уровень инфляции в Швеции за 2003-2011 гг.

Рисунок 2.4 – Уровень инфляции в Швеции за 2003-2011 гг., %

Примечание: Источник – Рисунок 5.8, [9].

 

Из рисунка 2.4 видно, что в 2011 году инфляция за год составила 2,6 %, что больше чем в 2009 и 2010 гг. Увеличение инфляции объясняется ростом стоимости проживания (на 7,2 %), связанным, прежде всего, с ростом расходов по ренте за ипотечные кредиты, ростом квартплаты (2%), ростом цен на топливо (5,1%) и на аренду помещений (2,4%).

Согласно экономическому обзору Швеции в 2012 году, подготовленному  экспертами ОЭСР, средняя инфляция в Швеции (0,9 %) была одной из самых  низких среди европейских стран с середины 1990-ых, в значительной степени из-за отмены госконтроля и быстрого использования глобализации [9] .

Подводя итог, можно  сделать вывод о том, что в странах с развитой рыночной экономикой инфляция рассматривается в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма и не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

 

 

 

 

 

 

3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 Инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

На рисунке 3.1 графически изображены индексы потребительских  цен и тарифов на товары и услуги населению за 2008-2012 годы [13].

Рисунок 3.1 – Индексы  потребительских цен и тарифов  на товары и платные услуги населению  за 2010-2012 годы, в процентах к декабрю  предыдущего года

 

Примечание: Источник – собственная разработка на основе данных [13].

 

Из данных рисунка 3.1 видно, что наибольшие значения индексов потребительских цен и тарифов  на товары и услуги населению в  Республике Беларусь наблюдались в 2011  и 2012 гг., а наименьшие – в 2010 г.

 

Уровень инфляции в  Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в энерго- и газоснабжении.

Наиболее ощутимым результатом инфляционного роста  цен является «дороговизна» –  удорожание товаров потребительского назначения. Неуклонное повышение цен  на предметы повседневного спроса ведет к сокращению денежных доходов в их реальном выражении, подрывает позиции покупателей на рынках. Ослабление покупательной способности вызывает в свою очередь падение объемов потребления материальных и духовных благ и услуг, существенно ухудшает структуру потребления. В итоге происходит снижение жизненного уровня и ухудшение качества жизни в обществе, появляются абсолютная и относительная бедность и даже нищета.

 Другим не менее  существенным последствием инфляционного  повышения цен служит «хаос относительных цен». Неравномерный, противоречивый рост цен на продукцию различных секторов и на отдельные виды товаров взрывает устоявшуюся структуру относительных цен, отрывает цену одних товаров от других. В итоге дезорганизуются нормальные рыночные связи и отношения, производители теряют своих традиционных покупателей и поставщиков, возрастают издержки и ненадежность производства. Экономика в целом впадает в состояние кризисного упадка, в ее структуре возникают перекосы.

 Наконец, еще  одним важнейшим следствием инфляционного взлета цен является обесценивание денег. Потребность во все большей денежной массе для обслуживания того же или сокращающегося объема производства и потребления, неправомерное сосредоточение и накопление денег в результате широкой денежной эмиссии порождают грандиозный размах спекулятивной активности на товарно-денежных и валютных рынках. Одни теряют, другие выигрывают. В итоге происходит экономически и социально неоправданное перераспределение общественных доходов и общественного достояния между различными социальными слоями и структурами, угрожающих размеров достигают социальное расслоение и напряженность [10, с. 21-23].

Но применительно  к Республике Беларусь необходимо принять во внимание следующее:

1) Предприятия республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3-3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность – больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предполагающей волну массовых бан­кротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным  и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная политика – всего  лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования