Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в экономике Республики Беларусь и определение основных направлений её совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– изучение сущности инфляции, её причин и последствий;
– рассмотрение опыта использования антиинфляционной политики в странах рыночной экономики: Германии, Великобритании, Швеции.
ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………….....................................
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ..…………………………………………………………...
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ …....................................................................................................
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………..……………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………
2) Экономика Беларуси
тесно связана с внешним миром,
Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.
В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике.
В Республике Беларусь продолжается процесс долларизации экономики. Поэтому проводится такая антиинфляционная политика как политика валютного курса. Она представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты [12, С. 38].
В таблице 3.1 представлены данные о ВВП Республики Беларусь за 2008-2012 гг.
Таблица 3.1 – ВВП Республики Беларусь за 2008-2012 гг.
Показатель |
Годы | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
ВВП, в процентах к предыдущему году |
110,2 |
100,2 |
107,7 |
105,5 |
101,5 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основе данных [13].
Из данных таблицы 3.1 видно, что наибольший рост ВВП по сравнению с предшествующим годом наблюдался в 2008 году, а наименьший в 2009. В 2012 году ВВП Республики Беларусь в % к 2011 году составил 101,5, что ниже аналогичного показателя как за 2011, так и за 2010 год.
В таблице 3.2 представлены данные о профиците (дефиците) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2012 гг.
Таблица 3.2 – Профицит (дефицит) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2012 гг.
Показатель |
Годы | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Профицит (дефицит), (+, –), в % к ВВП |
- 0,7 |
- 0,7 |
- 2,6 |
2,1 |
0,5 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основе данных [13].
Из данных таблицы 3.2 видно, что в период с 2008 по 2010 гг. наблюдался дефицит консолидированного бюджета Республики Беларусь в % к ВВП, а в 2011-2012 гг. отмечается профицит на уровне соответственно 2,1 % и 0,5 % к ВВП.
На рисунке 3.2 представлены данные о внешнеторговом сальдо Республики Беларусь за 2008-2012 гг.
Рисунок 3.2 – Внешнеторговое сальдо Республики Беларусь за 2008-2012 гг., млн. долларов США.
Из рисунка 3.2 видно, что на протяжении последних пяти лет наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли, то есть размер импорта товаров в Республике Беларусь больше объёма экспорта. Но, следует отметить, что в 2012 году оно значительно сократилось и составило 413 млн. долларов США.
Из анализа приведённых
выше данных можно предположить, что
основными направлениями
1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;
2) ужесточение бюджетной политики, направленное на сокращение или ликвидацию бюджетного дефицита;
4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами [14, c. 12].
6) деятельность государства в области налогооблажения и государственных расходов;
7) ограничение роста денежной массы и его увязка с темпами прироста реального ВНП;
8) регулирование доходов – ограничение роста заработной платы, других личных доходов с одновременным замораживанием цен, блокирование сверхдоходов в торговле, использование индексации заработной платы и доходов;
9) разгосударствление, развитие рыночных отношений, структурная перестройка, конверсия;
10) гашение инфляционных ожиданий – укрепление рыночных механизмов, устойчивая и прогнозируемая политика, полная и достоверная информация о действиях правительства;
11) краткосрочные антиинфляционные меры – платная приватизация мелких государственных предприятий; массовый импорт потребительских товаров; реализация части государственных стратегических запасов; продажа предприятиями не нужных им ресурсов; существенное повышение процентной ставки [15, с. 202-205].
Ключевым параметром основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год является уровень инфляции.
Остальные показатели (ставка рефинансирования, темп роста требований банков к экономике), скорее, зависимые, достижение которых будет обусловлено именно инфляционным сценарием».
Необходимо отметить, что антиинфляционная политика Национального банка в 2012 году продемонстрировала свою эффективность. Регулятор сумел в течение всего года поддерживать положительный уровень кредитных ставок, несмотря на очевидное давление реального сектора по их более быстрому снижению. Более того, недавний пересмотр в сторону повышения ранее авансированного ожидаемого уровня ставки рефинансирования на конец 2012 года свидетельствует о том, что само по себе снижение ставки – не самоцель, а именно следствие инфляционных оценок.
В прогноз развития экономики на 2013 год заложены целевые ориентиры по росту ВВП. Их достижение возможно только при весьма благоприятных условиях внешнеторговой конъюнктуры на основных экспортных рынках. Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год, утвержденным 25 сентября Указом № 419 [16], ставка рефинансирования на конец 2013 года прогнозируется на уровне 13-15 % годовых (при росте потребительских цен на 12 %). Прогнозируется, что требования банков к экономике возрастут на 17-20 % и составят 45-46 % к валовому внутреннему продукту. Прирост международных резервных активов Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 года по прогнозу составит $ 0,3-0,7 млрд.
Также 25 сентября Указом № 418 Президент Беларуси утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2013 год. В частности, запланирован рост валового внутреннего продукта на 8,5 %, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) – на 9,3 %, экспорта товаров и услуг – на 15,2 %. Привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме $ 4,5 млрд. Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5 % к уровню текущего года [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение содержания антиинфляционного регулирования с учетом зарубежного опыта на данном этапе развития белорусской экономики поможет в дальнейшем улучшить сложившуюся ситуацию и повысить уровень жизни населения. Успешное развитие денежно-кредитной системы напрямую зависит от проведения стабильных мер со стороны государства. Республике Беларусь необходимы решительные сдвиги не только в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, но и привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода.
Инфляция оказывает влияние на экономику как с положительной стороны, так и с отрицательной. Зависит это от темпов ее роста. Инфляция ухудшает положение тех, кто получает относительно фиксированный номинальный доход, и «субсидирует» или не влияет отрицательно на тех, чей номинальный доход является гибким.
Если в стране есть хоть какие-то признаки инфляции, то правительство должно либо с ней бороться, если она достигла больших размеров, или совершать политику, контролирующую её. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. Для этого проводится антиинфляционная политика, которая означает комплекс мер и механизмов по регулированию экономики со стороны государства, направленных на борьбу с инфляцией.
Что же касается Республики Беларусь, то здесь инфляция существовала ещё с момента достижения своей независимости, как и в любой другой нормальной стране. Однако, следует обратить внимание на большие темпы её роста: в течение последних 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции.
Наибольшие значения индексов потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению в Республике Беларусь за последние 5 лет наблюдались в 2011 и 2012 гг., а наименьшие – в 2010 г.
Руководством страны были предприняты такие меры, как: выход на единый курс, отпущение цен на товары и услуги, уменьшение затрат на государственные программы, сокращение эмиссионных операций.
В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике.
Необходимо отметить, что антиинфляционная политика Национального банка в 2012 году продемонстрировала свою эффективность. Регулятор сумел в течение всего года поддерживать положительный уровень кредитных ставок, несмотря на очевидное давление реального сектора по их более быстрому снижению. Более того, недавний пересмотр в сторону повышения ранее авансированного ожидаемого уровня ставки рефинансирования на конец 2012 года свидетельствует о том, что само по себе снижение ставки – не самоцель, а именно следствие инфляционных оценок.
На протяжении последних пяти лет наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли, то есть размер импорта товаров в Республике Беларусь больше объёма экспорта. Но, следует отметить, что в 2012 году оно значительно сократилось и составило 413 млн. долларов США. В связи с этим необходимо стимулировать экспорт и тормозить импорт.
Ключевым параметром основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год является уровень инфляции.