Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п.

Содержание

1. Цели и инструменты антиинфляционной политики
1.1 Понятие инфляции причины возникновения и ее экономические последствия
1.2 Антиинфляционная политика, ее цели и инструменты
2. Шоковая терапия и градуирование в странах переходной экономики
2.1 Шоковая терапия в странах переходной экономики
2.2 Градуирования в странах переходной экономики
3. Результаты антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1 Особенности антиинфляционных процессов в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРЕ.docx

— 522.53 Кб (Скачать файл)

Уровень монетизации  ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9%, а среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте  достигла 100-105 долл. Однако не на долго  в связи с усилением элементов  административного регулирования  хозяйственной деятельности предприятий  с использованием денежной экспансии  в целях поддержки реального  сектора экономики.

Третий период – (1997 г. -1999 г). В отличие от подавляющего большинства стран, в которых политика финансовой стабилизации подкреплялась активными институциональными реформами и приватизацией, в Республике Беларусь в вопросе реформирования отношений собственности заметных сдвигов не произошло. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними жесткий административный контроль. Ставка была сделана на их способность адаптироваться к новым условиям открытости экономики и рыночной конкуренции.

В 1996 г. в рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. был сформулирован новый стратегический курс, конечной целью которого определялась модель экономической системы, получившая название «социально ориентированная  рыночная экономика».

В качестве трех основных приоритетов государственной  экономической политики были приняты  жилищное строительство, решение продовольственной  проблемы и развитие экспорта. В  процессе реализации этих приоритетов  в рамках данного периода их государственная  поддержка осуществлялась далеко не равноценно. Так, если жилищное строительство  и агропромышленный комплекс постоянно  пользовались эмиссионными льготными  кредитами в ежегодно возрастающих объемах, то предприятия-экспортеры на протяжении более четырех лет  косвенно субсидировали поставки критического импорта, неся убытки из-за режима множественности  курсов и порядка обязательной продажи  валютной выручки.

Идеи экономического роста как главной цели экономической  политики, игнорирующая его качественные характеристики, неоправданная погоня за объемными показателями за счет гипертрофированной монетарной экспансии  привели к раскручиванию инфляционно-девальвациониой спирали. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте таблица 3.1. [11, c.4]

 

Таблица 3.1. Показатели проводимой политики

1. Индекс потребительских цен

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

фактический, прирост за год, %

39,1

63,4

181,7

251,2

108

2. Прирост денежной базы, эмиссия 

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

млрд рублей

5,07

11,27

23,58

96,37

175

прирост за год, %

78,2

97,6

103,3

207,7

122,5


 

Именно в  рамках этого периода были допущены наиболее существенные ошибки в экономической  политике, приведшие к негативным деформациям в денежной сфере  и нарушению макроэкономического  равновесия.

Несмотря  на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального  в данном периоде уровня 350% за год, а уровень монетизации ВВП  по рублевой денежной массе снизился до 6%. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3%.

Четвертый период (2000 г. -2001 г.) В 2000 г. произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Несмотря на допущенные отклонения денежно-кредитных параметров (кредитная эмиссия Национального банка, рост денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место ужесточение денежно-кредитной политики по сравнению с предыдущим годом, обеспечившее снижение темпов инфляции до 208% за год.

В результате ускоренной девальвации официального курс белорусского рубля к середине сентября 2000 г. был обеспечен выход  на единый курс на всех сегментах валютного  рынка. С ликвидацией множественности курсов.

Осуществленный  комплекс мер обеспечил предпосылки  для достижения в 2001г. финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 г. целевой параемтр инфляции по индексу потребительских цен был устанолен на уровне 135-151% (или 2,5-3,5% в среднем за месяц). По итогам 2001 г. темпы роста ИПЦ составили 146,3% или 3,2% среднем за месяц. Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствуй признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации рассматривают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%.

Существенное  снижение темпов инфляции было достигнуто благодаря сохранению и укреплению позитивных тенденций, наметившихся в 2000 г.

Восстановление  доверия населения и субъектов  хозяйствования к национальной денежной единице, связанное с политикой  положительных реальных процентных ставок и преимуществом доходности рублевых инструментов по сравнению  с СКВ, инициировали динамичный рост срочных вкладов в банковской системе. [12, c. 23]

Анализ международного опыта показал, что реализация программ снижения инфляции, как правило, достигается значительно проще по сравнению с решением тех проблем, которые возникают в послестабилизационном периоде. В мировой практике нередки случаи, когда после достижения финансовой стабилизации экономика снова «сползает» в режим высокой инфляции либо сталкивается с валютно-финансовыми кризисами. Аналогичны сценарий имел место в Беларуси после реализации антиинфляциониых мер в 1995-1996 гг., когда не удалось удержаться в завоеванных позициях. Одной из основных причин возобновления экспансионистской денежно-кредитной политики и связанного с ней нарастания темпов инфляции явилась государственная поддержка переформированных предприятий реального сектора, которые оказались не готовы самостоятельно выживать условиях рынка.

Так на ряду с  монетарной политикой в проходила и государственная ценовая политика, рассмотрим основные ее этапы:

1. В период  с 1990 по 1994 г. правительством проводилась  политика по широкомасштабному  реформированию системы цен. Принятые  документы носили ярко выраженный  рыночный характер. К концу 1994 г. только 8% потребительских цен  находились в сфере непосредственного  административного ценового регулирования.  Постепенно создавались предпосылки  для развития и совершенствования правовой базы в области свободного рыночного ценообразования. Однако просчеты правительства области денежно-кредитной, валютной и финансовой политике привели к резкому росту цен, падению ВВП более чем на 30%, росту социальной напряженности в обществе. [13, c. 49]

2. В 1995 —  середине 1996 гг. проводилась наиболее  жесткая последовательная денежно-кредитная  и валютная политика, что отразилось  в замедлении темпов инфляции. Были приняты меры, направленные  на либерализацию рынка жилищно-коммунальных  услуг и повышение окупаемости  затрат на их предоставление. В это же время начинается  практика сдерживания цен на  социально значимые товары и  услуги, усиливается государственный  контроль за ценообразованием на предприятиях.

3. С осени  1996 г. корректируются ориентиры  государственной ценовой политики  в Республике Беларусь. При этом  они не были тесно увязаны  с другими макроэкономическими  целями. В 1997 г. правительство  активизирует стимулирование совокупного  спроса для роста ВВП через  кредитную эмиссию НБ. Проведение  при этом государственной ценовой  политики, на сдерживание роста  цен, становится неблагоприятным  по своим последствиям. Активное  ограничение роста цен, особенно  на потребительские товары и  услуги, в условиях высокой инфляции  и девальвации национальной валюты  ставит реальный сектор экономики  в тяжелые финансовые условия,  реальная рентабельность становится  отрицательной.

4. В 2001 г.  государственная ценовая политика  претерпевает значительные изменения  в сторону либерализации. Переход  от политики ограничений к  либерализации ценообразования  создает условия для снижения  уровня инфляции и инфляционных  ожиданий, выравнивания ценовых  пропорций.

Необходимо  отметить, что при проведении антиинфляционной политика того времени были допущены ошибки, но тем не менее десятилетие мероприятия способствовали выработке рабочих в наших условиях методов обуздания инфляции.

 

3.2 Антиинфляционная  политика Республики Беларусь  на современном этапе

 

Как уже отмечалось нами ранее, механизма трансформации  прироста количества денег в инфляцию, первый называют инфляцией спроса, второй – инфляцией издержек.

Инфляция  спроса определяется как рост цен в результате превышения совокупного спроса по сравнению с потенциальным предложением в экономике. В белорусской экономике инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и субъектов хозяйствования не встречает требуемых по качеству отечественных товаров и изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением, из-за чего падает валютный курс и, вместе с ним, растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые, в свою очередь, через инфляцию издержек повышают цены на отечественные, в том числе и потребительские товары.

Инфляция  издержек или затратная инфляция – есть рост цен, вызванный увеличением стоимости факторов производства (ресурсов, труда, капитала).

Стоимость факторов производства в белорусских условиях растет: во-первых, из-за падения курса и повышения рублевых цен на импортные факторы производства (в первую очередь сырье, материалы, комплектующие); во-вторых, из-за постоянного повышения долларовой стоимости импортного сырья и энергии (нефти и газа); в-третьих, из-за того, что ставки заработной платы растут быстрее, чем производительность труда. Точнее, заработная плата упала меньше, чем производительность труда (фактор избыточной рабочей силы); в-четвертых, из-за высокой стоимости капитала – ставка рефинансирования учитывает инфляцию, но инфляционный налог на оборотные средства не позволяет иметь адекватную рентабельность.

Столкнувшись  с ростом стоимости факторов производства, производители пытаются «передать  дальше» возросшие затраты, назначая (в белорусских условиях добиваясь  у Министерства экономики) более  высоких цен. В этой цепи повышений  цен начинают производственные цены, что в дальнейшем неизбежно влечет рост потребительских, а в случае их регулирования влечет убыточность  производства таких товаров.

Ситуация  усугубляется отсутствием внутренней конкуренции даже по многим товарам  массового спроса. А как только цены упираются в мировые, и субъекты хозяйствования выходят на нулевую  и отрицательную рентабельность, они провоцируют рынок на девальвацию. Опережающая девальвация номинального курса по сравнению с паритетным ослабляет конкуренцию иностранных товаров. Последнее, с одной стороны, защищает отечественных товаропроизводителей и стимулирует экспорт, а с другой не создает иностранного конкурента местным товарам, т. е. стабильного потолка цен.

Поэтому причина номер 2 инфляции – низкая или даже отрицательная рентабельность предприятий. Учитывая, что именно эта причина вызывает эмиссию, фактическая первопричина инфляции – неэффективные производственные процессы. Причем, начавшийся подъем в России только усугубляет ситуацию. Российские товары массового спроса, произведенные на реформированных предприятиях, в условиях жесткой конкуренции, начинают вытеснять белорусские и не только с российского рынка, но и с внутреннего белорусского. Доля импорта в потребительских товарах растет, что ведет к более существенному влиянию эмиссии на курс и индекс потребительских цен.

Налоговое бремя  также существенно влияет на инфляцию. Российские ученые показали, что в  наибольшей степени на инфляцию влияет НДС. В частности, показано, что замена части НДС адекватным увеличением  налога на прибыль существенно ослабляет  влияние налогов на инфляцию и  что рентный налог на природоэксплуатирующие предприятия может изыматься в достаточно большом объеме без особого влияния на инфляцию. У нас предприятий, для которых может вводиться рентный налог на эксплуатацию недр немного. [15, c.46]

Со всеми  этими неурядицами антиинфляционная политика, проводимая в нашей экономике худо-бедно справлялась, на протяжении десятилетия до 2011 года, в стране были освоены следующие антиинфляционные меры:

1. В стране  стали выдавать новые кредиты  исключительно за счет возврата  старых. Так работают все безинфляционные банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

2. Восстановилось доверия к облигациям государства, путем неукоснительный возврата заимствований государства посредством облигаций, т.е. неукоснительного погашения точно в срок каждого тиража, кроме того, целесообразны публичные аргументированные заверения министра финансов о невозможности обвалов на этом рынке.

3. Произошел  рост повышения эффективности  банковского сектора путем снижения  затрат, ранняя санация и банкротство  неэффективных банков и консолидация  банковского капитала путем слияний  и привлечения новых акционеров. Главный стимул для привлечения новых акционеров – рост индекса акций того или иного банка. Поэтому нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы для акций банков.

4. Национальный банк старался удержать объявленную траекторию обменного курса и инфляции, что позволяло предприятиям прогнозировать реальный курс обмена (РКО) с помощью разных моделей. Хотя все равно, ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него.

5. Разрешено  использовать при безналичных  расчетах российские рубли, что  позволило вывести из оффшоров многие трансакции и будет способствовало прозрачности и росту операций банков.

6. В начале нового тысячелетия Республике Беларусь начались решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования