Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п.

Содержание

1. Цели и инструменты антиинфляционной политики
1.1 Понятие инфляции причины возникновения и ее экономические последствия
1.2 Антиинфляционная политика, ее цели и инструменты
2. Шоковая терапия и градуирование в странах переходной экономики
2.1 Шоковая терапия в странах переходной экономики
2.2 Градуирования в странах переходной экономики
3. Результаты антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1 Особенности антиинфляционных процессов в Республике Беларусь
3.2 Антиинфляционная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРЕ.docx

— 522.53 Кб (Скачать файл)

7. В современный  период, несмотря на различия  целей денежно-кредитной политики  в разных странах, стало использование в качестве основных инструментов регулирования денежного предложения – учетной ставки процента и операций на открытом рынке.

Все эти меры способствовали выходу на уровень инфляции 10-15 процентов до сегодняшнего времени таблица 3.2., об этом свидетельствуют показатели роста индекса потребительских цен.

 

Таблица 3.2. Индексы  потребительских цен (в процентах  к предыдущему году) [14]

 

Но такое  искусственное удержание не могло  долго продолжаться. - Несбалансированность прибыли и расходов привели к  новой волне инфляция. Наша страна живет не по средствам. Она зарабатывает меньше, чем проедает. И это при том, что разница не компенсируется стремительно растущими кредитами. Очень был и есть очень тревожный симптом для государства. Это как в любой обычной семье. Зарплата столько-то, а расходы больше. Пришлось взять кредиты под проценты. Все нужно выплачивать, а заработная плата не растет и расходов не меньше. Вот-вот нужно платить по кредиту, и что делать? Продавать квартиру или машину. Что-то подобное происходит и в нашей экономике. Основная причина всего этого - низкоэффективная экономика. Эффективность на протяжении длительного времени компенсировалась дотациями со стороны России. Они приводят цифру, что дотации в 2008 году превышали по энергоресурсам 10 миллиардов долларов. Сейчас эта дотация уменьшилась до 4 миллиардов. По сути сегодня крах той экономической модели, которая создавалась в Беларуси на протяжении последних лет.

Привлекаемые  кредиты не вылились в модернизацию нашей промышленности. По сути нет новых заводов. Ситуация тупиковая. И этот тупик будет решаться на протяжении ближайших лет. [16, c 130]

Рассмотрим, что способствовало такому негативному  ходу дел, в противовес устойчивой тенденции.

Сегодня по окончании 2011 года мы имеем в Беларуси - 100% инфляция рис 3.2.

Год 2011 в Республике Беларусь – комплекс явлений в  экономике страны, вызванный многолетним  отрицательным сальдо торгового  баланса и издержками элементов  административно-командной системы  в экономике, и обострившийся  из-за ажиотажного спроса на иностранную  валюту и повышения заработной платы  перед президентскими выборами 2010 года.

Кризис проявляется  в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении  покупательной способности населения  вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля. Несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели Большинство независимых экспертов считают, что без проведения структурных реформ ситуация продолжит ухудшаться. Кроме того, из-за проводимого руководством страны курса возникли проблемы с получением иностранных кредитов.

 

Рис. 3.2. Инфляция в Республике Беларусь на декабря 2011 года

 

В результате кризиса установленный Нацбанком курс доллара за январь-декабрь вырос с 3000 до 8500 белорусских рублей, совокупная девальвация за неполные десять месяцев составила 189 %. Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Свободный курс в обменных пунктах (с 14 сентября 2011 года), по которому можно купить наличную валюту, и курс на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи удерживаются на уровне 8500-9000 рублей, то есть в три раза выше курса на начало года (см. Изменение курса доллара США в белорусских рублях).

Инфляция  за январь-декабрь составила 107 %, базовая инфляция (без учёта цен на товары и услуги, регулируемые государством и сезонно изменяющиеся) за январь-октябрь — 101,5 %. Это самый высокий показатель в Европе и СНГ. Цены на продукты питания (в том числе, контролируемые государством) за январь-ноябрь выросли в среднем на 120,9 %, на непродовольственные товары — на 106,7 %, на услуги — на 59,9 %, на пассажирские перевозки — на 109,7 %. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 % годовых. При этом зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170—220 долларов, то есть ниже уровня Киргизии, Молдавии, Армении, Украины и Азербайджана. Уровень доходов населения упал примерно до уровня 2005 года.

Ряд высокопоставленных чиновников (в частности, президент  Александр Лукашенко, премьер-министр  Михаил Мясникович, вице-премьер Анатолий Тозик) отрицает существование какого-либо кризиса, признавая лишь существование некоторых проблем.

 

 

Рис. 3.1. Сальдо внешней торговли

 

Как и ранее 10 лет назад в нашей стране существуют основные причины инфляции: спроса и издержек, которые не решаются на корню, плюс сюда добавляются мировые  кризисные явления, таможенное регулирование, валютные нехватки, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса (рис. 3.1), привязка курса рубля к «корзине», а  не к экономике, что в итоге  приводит к инфляционным ожиданиям  и высоким рискам, и недоверия  к проводимой экономической политике государства, вынужденные шаги по запоздавшей приватизации.

Чтобы преодолеть инфляцию в 2012 году, правительством предусматривается  ряд мер:

  • выход на положительное сальдо внешней торговли;
  • сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
  • активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);
  • приватизация малоэффективных предприятий;
  • отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;
  • рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;
  • отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;
  • удерживание инфляции на уровне 19 %.

И самое основное, на что правительство  не обращает внимание в принципе, это  повышение производительности труда  на предприятиях, подготовка кадров для  нужд экономики своей страны, возможность  реализации научному потенциалу, привлечение  достижений НТП во все сферы жизнедеятельности  белорусского человека, привлечение  зарубежных капталов, модернизация выпускаемой  продукции, конкурентоспособной на рынках стран Запада, потому что проводимая антиинфляционная политика правильная и имеет место быть в наших условиях и эффективно функционировать, но на протяжении многих лет она не имеет увязки с реальным положением дел (сфера производства), а лишь только соответствует пережиткам административной системы управления.

 

 

Заключение

 

Инфляция  есть тонкое социально-экономическое  явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развития экономики  практически во всех странах мира.

Различают два  потока инфляции: инфляцию спроса и  инфляцию издержек (предложения). Также причины инфляции могут быть внутренние (рост денежной массы, бюджетный дефицит, государственные расходы) и внешние (падение курса национальной валюты, мировая экономика и финансовые кризисы).

Цель антиинфляционной политики государства состоит в  том, чтобы установить контроль над  инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Под шоковой  терапией понимается резкое сокращение темпов роста денежной массы, при  котором может наступить резкий спад производства и рост безработицы. Обязательным атрибутом шоковой  терапии является сокращение бюджетных  расходов и бюджетного дефицита. Дополнительными  мерами при шоковой терапии могут  быть денежная реформа, в ходе которой  может быть установлен фиксированный  курс национальной валюты; а также  фиксация цен на некоторые базовые  блага.

Другим вариантом  борьбы с высокой инфляцией является политика постепенного сокращения темпа  роста денежной массы (политика градуирования). Такая политика по сравнению с шоковой терапией имеет ряд преимуществ: Во-первых, медленное сокращение инфляции не позволит ожиданиям сильно оторваться от темпа инфляции. Во-вторых, государство медленнее сокращает свои расходы, давая получателям пособий и т.д. возможность адаптироваться к новой ситуации. В-третьих, постепенное снижение инфляции дает возможность адаптироваться финансовой системе.

На протяжении многих лет в Республике Беларусь проводилась широкомасштабная антиинфляционная политика, с множеством используемых инструментов, которые давали положительные результаты, но как показывает практика, показатели инфляции через определенный период вырастают. Это должно быть сигналом для правительства. что существуют диспропорции производства и потребления в стране. Уже сегодня наблюдаются положительные тенденции в производстве, но они как видим не успевают за экономическими издержками потребления.

 

 

Список использованных источников

 

1. И.К. Станковская. Экономическая теория: Учебник для вузов/И.А. Стрелец.-5-е изд., дополненное. –Москва: Эксмо, 2010. -476 с.

2. А.В. Сидоровича. Курс экономической теории. Общие  основы экономической теории. Микроэкономика. Основы национальной экономики:  Учебное пособие/А.В. Сидорович.  –М.: «Дело и Сервис», 2001 – 832 с.

3. С.А. Пелих. Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: Учебник/С.А. Пелих –Ч.1. М.: «Знание», 2008-378 с.

4. В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян. Антиинфляционная политика: пути реализации/ В.В. Пинигин, В.Г. Василега –Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002. – 175 с.

5. Г.С. Вечканов. Макроэкономика/Г.С. Вечканов, Г.Р.  Вечканов.- 4-е изд. Санкт Петербург.: Питер, Мир кни, 2011. – 446 с.

6. Тарасов  В. Банки и денежно-кредитные  отношения// Вестник Ассоциации Белорусских  Банков. 2003. - №3

7. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2007. – 320с

8. International monetary fund. P. 94, 140; Гайдар Е. Наследие социалистической экономики. М., 1999. С. 115.

9. В. Мау. Экономика переходного периода/ В.Мау и др. – Москва.: Дело, 2008 г. – 1327 с.

10. Тихонов  А., Ясинский Ю. О природе инфляции  и денежно-кредитной политике  в Беларуси// Белорусский банковский  бюллетень №24 от 28.06.2002 года.

11. Гаврилов  В. Факторы инфляции в Беларуси // Банковский вестник. -2004.-N25.-С. 4-12.

12. Фридкин Л. Прекрасные слова не ослабляют государственного регулирования цен // Национальная экономическая газета. 2007. 16 августа №61.

13 Экономика:  Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: 2007.-355с.

14. belstat.gov.by/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь

15. В.Ф Пугачев., Пителин А.К. «Инфляция в условиях ограниченной конкуренции», Экон. – матем. методы, т. 33, вып. 2, 1997)

16. Экономическая  теория: Учебник/ Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., переработанное и дополненное. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752с

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования