Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОПОЛИИ
5
1.1. Монополия: понятия, сущность и виды
1.2. Монопольные цены и поведение монополистов
5
11
2.
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
14
2.1. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях
2.2 Методы антимонопольной политики в Республике Беларусь
14
16
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
26
В целях совершенствования
и усиления мер антимонопольного
регулирования, направленных на создание
для субъектов хозяйствования условий
конкуренции на товарных рынках принят
Указ Президента Республики Беларусь
от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых
мерах по совершенствованию
Указ Президента
Республики Беларусь направлен на обеспечение
условий для развития добросовестной
конкуренции, создания и эффективного
функционирования товарных рынков.
В Указе расширяются
права антимонопольного органа , в части:
- возможности применения
действенных мер, направленных
на пресечение монопольных
- заключения с
юридическими лицами, занимающими
доминирующее положение на
- обращения в установленном
порядке в суды без уплаты
государственной пошлины с
- осуществления иных
прав, определяемых другими
Реализация указанных
прав позволит антимонопольному органу
проводить эффективную
Указ расширяет
права антимонопольного органа по пресечению
действий (бездействия), в том числе
по отмене не соответствующих
Практика рассмотрения
вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного
законодательства, показывает, что
нарушения антимонопольного законодательства
допускаются, прежде всего, органами управления,
объединениями юридических лиц.
Данная норма не
является наделением антимонопольного
органа дополнительными полномочиями,
а конкретизирует права, предоставленные
антимонопольному органу Законом Республики
Беларусь «О противодействии
Перечень указанных
в Законе ограничений действий юридических
лиц, государственных органов и
их должностных лиц не содержит прямого
запрета на осуществление действий,
направленных на:
- ограничение конкуренции
при межобластных поставках
- наделение государственными
органами, иными организациями (их
должностными лицами) своими полномочиями
коммерческих и некоммерческих
организаций, что порождало
Указ позволит упростить
действующий порядок и
Введение пороговых
значений не является новой административной
процедурой, а наоборот сократит количество
обращений в антимонопольный
орган по вопросам согласования приобретения
юридическим или физическим лицом,
их группами, а также иностранным
государством, международной организацией
или их органами прав, позволяющих
реально определять условия ведения
хозяйствующим субъектом его предпринимательской
деятельности либо осуществлять функции
его уставного (руководящего) органа.
В этих случаях при
применении абзаца шестого пункта 2
статьи 12 Закона Республики Беларусь «О
противодействии
- балансовая стоимость
активов юридического лица, определенная
на основании данных
- или объем выручки
от реализации товаров (работ,
услуг) по итогам финансового,
предшествующего году
При этом указанные
нормы касаются только случаев приобретения
прав, позволяющих реально определять
условия ведения хозяйствующим
субъектом его
Введение пороговых
значений исходит из многолетней
практики антимонопольного органа Республики
Беларусь и согласуется с мировым
опытом (Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного
совета по антимонопольной политики
СНГ (МСАП), Международной конкурентной
сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета
Украины) в области конкурентной
политики, при котором в антимонопольном
законодательстве в качестве критериев
пороговых значений для получения
согласия антимонопольного органа при
экономической концентрации применяются
стоимость активов или годовой оборот
компаний.
В Указе на законодательном
уровне закрепляется право антимонопольного
органа заключать соглашения с юридическими
лицами, занимающими доминирующее положение
на товарных рынках, в которых определяются
:
- обязательные условия,
исключающие монополистическую
деятельность этих юридических
лиц;
- пределы изменения
цен (тарифов) на товары (работы,
услуги).
В соответствие с
нормами Указа организации –
монополисты принимают на себя обязательства
по недопущению нарушения
Такая мера, с учетом
проводимой политики по либерализации
условий ведения бизнеса, позволит
применять в отношении
Согласно нормам
Указа государственные органы (их
должностные лица) должны представлять
по запросу антимонопольного органа
в установленные им сроки документы
и сведения, необходимые для осуществления
антимонопольным органом
В соответствии со статьей
4 Закона Республики Беларусь «О противодействии
монополистической деятельности и
развитии конкуренции», статьей 10 Закона
Республики Беларусь «О естественных
монополиях» антимонопольный
Установление факта
доминирующего положения
В целях получения
соответствующей достоверной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную тему,
следует отметить, что основной отрицательной
стороной монополизации экономики
является избыточная власть фирм-монополистов.
Рыночная власть заключается в способности
воздействовать на цену товара. Задача
антимонопольной политики состоит
в том, чтобы помешать фирмам заполучить
неограниченную рыночную власть, расширить
возможности конкуренции и
Бесспорно, в некоторых
случаях (но лишь в малом количестве
от их общего количества) существование
монополии является оправданным
и необходимым, но за этими процессами
должен осуществляться жесткий контроль
со стороны государства по недопущению
злоупотребления своим
Антимонопольная служба
Республики Беларуси еще очень молода,
но уже сделаны ее первые шаги к
нормализации ситуации по данным проблемам.
Намного больше ей еще предстоит
сделать, и эти действия должны осуществляться
одновременно с усовершенствованием
антимонопольного законодательства Республики
Беларусь. В целях совершенствования
антимонопольного регулирования в
Беларуси необходимо дальнейшее развитие
нормативно-правовой базы в сфере
государственной
К актуальным перспективным
мерам правительственной
- продолжение структурных
преобразований в экономике
- совершенствование
нормативной базы для
- регулирование и
контроль инвестиционных
- создание условий
для развития конкуренции в
потенциально конкурентных
- повышение эффективности
реализации полномочий
- приведение уровня
цен на продукцию монополий
в соответствие с реальными
затратами;
- целевое дотирование
за счет соответствующих