Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена такой форме эффективного обновления и использования капитала как аренда и лизинг. Рассмотрены различные лизинговые схемы в российской практике, сегодняшнее состояние и перспективы развития лизинга в российской экономике.
Возрастание самостоятельности предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями, многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых форм и методов хозяйственной деятельности.
Введение 3
1. Теоретические аспекты аренды и лизинга. 5
1.1. Виды и формы аренды и лизинга. 5
1.2. Преимущества и недостатки арендных и лизинговых сделок . 13
2. Современное состояние рынка лизинга в России 18
Заключение …….28
Список использованной литературы ……………………..………………………..……..…31
Лизинговые сделки, как экономическая форма
Основные преимущества лизинга, наиболее актуальные с учетом особенностей экономической ситуации, сложившейся в России на данном этапе, заключаются в следующем:
Для государства. При сложившейся
экономической ситуации и острой
необходимости в оживлении
Этот финансовый инструмент способствует мобилизации финансовых средств для инвестиционной деятельности.
Обеспечивает посредством своего механизма гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства.
Государство, поощряя лизинговую
деятельность и используя для
этого, например, налоговые льготы,
может существенно уменьшить
бюджетные ассигнования на финансирование
инвестиций, содействовать развитию
товарного производства и сферы
услуг, повышению экспортного
Для лизингополучателя. Лизинг позволяет быстро обновить основные фонды предприятия, используя дорогостоящее имущество, наукоемкие технологии без крупномасштабных единовременных вложений.
Он также обеспечивает финансирование лизингополучателя в точном соответствии с его потребностями. Это особенно выгодно мелким заемщикам, для которых просто невозможно столь удобное и гибкое финансирование посредством ссуды или возобновляемого кредита, какое получают более солидные компании. Лизинговое соглашение может быть разработано с учетом специфических особенностей лизингополучателя.
Лизинг позволяет использовать гибкие формы и схемы лизинговых платежей, выбрать наиболее выгодную стратегию по их уплате, в том числе отсрочку первого платежа.
При лизинге существует возможность использовать отработанный механизм исполнения сложных таможенных формальностей при ввозе имущества из-за рубежа, т.к. эти обязанности исполняет лизинговая компания, действующая по неоднократно используемым схемам.
В виду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, арендатор имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования.
Многие арендаторы имеют долгосрочные финансовые планы, в реализации которых их финансовые возможности в значительной степени ограничены. Лизинг позволяет преодолеть такие ограничения и тем самым способствует большей мобильности при инвестиционном и финансовом планировании.
В виду того, что лизинговые платежи осуществляются по фиксированному графику, арендатор имеет больше возможности координировать затраты на финансирование капитальных вложений и поступления от реализации продукции, обеспечивая тем самым большую стабильность финансовых планов, чем это имеет место при покупке оборудования.
Так как лизинг долгое время служит средством реализации продукции производства, то государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций.
В случае низкой доходности арендатора, он может воспользоваться возвратным лизингом, дающим возможность получения льготного налогообложения прибыли.
Лизинг позволяет арендатору, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать крупный проект.
Для лизингодателя. Для лизинговых компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента.
До завершающего платежа лизингодатель остается юридическим собственником оборудования, так что в случае срыва расчетов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков.
В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании.
Лизингодателем передаются лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.
Освобождение от уплаты налога на прибыль, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.
Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию РФ продукции, являющейся объектом международного лизинга.
Для продавцов лизингового имущества. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и действующие производства, поскольку за счет лизинга расширяется рынок сбыта производимого ими оборудования. Увеличивается доход от реализации запчастей к лизинговому оборудованию, осуществление его сервиса и модернизации.
На первом этапе для
большинства банков были характерны
попытки осуществления
Это вносило изменения в структуру банков - выделялись самостоятельные подразделения, либо секторы лизинга в их инвестиционных департаментах и управлениях. Однако широкого развития на этом этапе лизинг не получил.
К недостаткам лизинга
можно отнести следующие
Во-первых, высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне - и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.
Во-вторых, высокий уровень налогов.
В-третьих, отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, так как, она приобретает оборудование за полную стоимость.
Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка также является негативным фактором. Инфраструктура, способствующая развитию лизинг в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизация рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т.п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.
Кроме того, на лизинговые отношения в нашей стране не последнюю роль играет макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне.
Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций, редкая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга). Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.
3. Современное состояние рынка лизинга в России
Анализ современного состояния лизинга в России основан на исследовании основных показателей рынка лизинга: объема нового бизнеса, величины лизингового портфеля, объема полученных платежей, числа заключенных контрактов, числа лизингополучателей. Структура рынка лизинга рассмотрена по основным сегментам, географическому распределению сделок и происхождению капитала лизинговых компаний.
На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:
- лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;
- лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;
полукоммерческие лизинговые компании;
- лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;
- иностранные фирмы - поставщики оборудования;
- международные лизинговые компании. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.
Общий рэнкинг российских лизинговых компаний по итогам 2011 года, представлен в Приложении к настоящей курсовой работе.
В курсовой работе приведены основные показатели рынка лизинга по материалам обзора рынка лизинга Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг) (www.rosleasing.ru), ежегодного исследования «Лизинг России – 2011. Результаты эмпирического исследования» (Виктор Газман, профессор Высшей школы экономики, http://finance.siemens.ru), Информационного агентства "INFOLine".
Результаты 2011 года превзошли наиболее оптимистичные прогнозы менеджмента лизинговых компаний, ожидавших плавное увеличение объемов деятельности и возвращения на «докризисный» уровень не ранее 2013 года. Объем лизинговых операций за 2011 год увеличился практически вдвое до отметки 610 млрд руб. без учета НДС. Совокупный лизинговый портфель компаний рос медленнее, достигнув к концу года порядка 910 млрд руб., что может указывать на возросший вклад возвратного лизинга в формирование портфелей компаний и расширение практики лизинга объектов с короткими сроками амортизации.
Платформой для роста бизнеса стало оживление, наблюдавшееся в экономике. ВВП РФ в 2011 году вырос на 3,8%, объем накопленных инвестиций в основные фонды по итогам 2010 года, согласно данным МЭР, составил 10,8 триллиона рублей, при этом показатель вырос в прошлом году на 5,9% по сравнению с 2010 годом. В 2011 году промышленное производство в РФ выросло на 8,2%. В кризисном 2009 году объем промпроизводства в России упал на 9,3%. Таким образом, российская промышленность приблизилась к докризисному уровню.
Резко оживился лизинг автотранспорта,
основного компонента бизнеса независимых
частных компаний. Двукратное увеличение
объемов лизинга легкового
В сегменте сделок с дорогостоящими предметами лизинга также наблюдалось оживление. В рейтинге 2011 года не отражены результаты крупнейших лизингодателей сектора (ВЭБ-Лизинг, ВТБ-Лизинг и др.), но даже без их показателей новый бизнес показал увеличение, при том что именно железнодорожный транспорт, авиатехника и суда не демонстрировали падения и в кризисном 2009 году.
Данные о стоимости
новых заключенных договоров
лизинга в стране (объем нового
бизнеса) за ряд лет, определенные по
результатам проведенных
Таблица 1. Лизинг в России в 2005-2011 гг.
Договоры лизинга |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Новые договоры лизинга, млрд руб. |
241 |
463 |
832 |
657 |
325 |
730 |
1290 |
Новые договоры лизинга, млрд долл. |
8,51 |
17,07 |
32,85 |
26,4 |
10,45 |
24,24 |
43,92 |
Источник: Лизинг России – 2011. Результаты эмпирического исследования. (Виктор Газман, профессор Высшей школы экономики)
Объем нового лизингового бизнеса России в 2011 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 76,7% в рублях и на 81,2% в долларах. Приведенные данные свидетельствует о том, что лизинговая отрасль вышла из острого финансового кризиса. Однако с учетом индекса-дефлятора приращения в 2011 г. по сравнению с наиболее благополучным до этого 2007 г. так и не произошло.
Тройка крупнейших компаний, принявших участие в исследовании 2011 года, обеспечила почти половину объема нового бизнеса компаний, при этом каждая из них в той или иной форме связана с государственным капиталом. Тем не менее, государственные лизинговые компании по-прежнему, в первую очередь, ориентированы на выполнение определенных задач в рамках реализации государственных проектов и программ, обеспечения оперативной деятельности госкомпаний, и занимая свою нишу, не составляют жесткой конкуренции другим участникам рынка.