Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:21, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена такой форме эффективного обновления и использования капитала как аренда и лизинг. Рассмотрены различные лизинговые схемы в российской практике, сегодняшнее состояние и перспективы развития лизинга в российской экономике.
Возрастание самостоятельности предприятий, увеличение их роли в формировании и распоряжении инвестициями, многообразие складывающихся в рыночной экономике экономических взаимоотношений предполагают необходимость поиска, изучения и внедрения новых форм и методов хозяйственной деятельности.
Введение 3
1. Теоретические аспекты аренды и лизинга. 5
1.1. Виды и формы аренды и лизинга. 5
1.2. Преимущества и недостатки арендных и лизинговых сделок . 13
2. Современное состояние рынка лизинга в России 18
Заключение …….28
Список использованной литературы ……………………..………………………..……..…31
Прирост демонстрировали все сегменты сделок, стремительный рост лизинга в первую очередь связан с деятельностью компании ВЭБ-Лизинг (Москва), оттянувшей на себя более 222 млрд. рублевых лизинговых сделок. Лизинг техники также существенно увеличился, но уровень концентрации в этом сегменте значительно ниже, лидирующие позиции принадлежат компаниям ВТБ-Лизинг совместно с ГКЛ ГЛК «ТрансКредитЛизинг» (Москва), «Газтехлизинг», «Сбербанк лизинг».
Общий рэнкинг российских лизинговых компаний по итогам 2011 года по данным исследования «Лизинг России – 2011. Результаты эмпирического исследования» (Виктор Газман, профессор Высшей школы экономики), представлен в Приложении к настоящей курсовой работе.
В структуре лизинга увеличилось «видовое разнообразие». Автотранспорт, потерявший лидерские позиции в 2009 году, благодаря росту минувшего года, формировал около четверти объемов лизингового бизнеса. Возросла доля операций со строительной техникой.
Спрос на услуги лизинга растет медленно, компании по-прежнему осторожны в выборе контрагентов, процент отказа по новым заявкам остался на прежнем уровне – порядка 70%. В 2011 году число обращений в лизинговые компании выросло на 6%.
Свыше 96% от стоимости всех новых заключенных договоров в 2011 г. пришлись на сделки финансового лизинга, и около 4% договоров составили сделки оперативного лизинга. В 2011 г. стоимость сделок оперативного лизинга сократилась в абсолютных величинах по сравнению с предыдущим годом почти вдвое.
Средняя стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга составила в пересчете 285 тыс. евро. При этом в первой тройке компаний (ренкинг составлен на основе данных тех лизингодателей, которые не ввели ограничений на открытую публикацию этого показателя) средняя стоимость новых договоров лизинга равнялась 35 тыс. евро.
Табл. 2. Первая десятка лизингодателей, заключивших в 2011 г. более 100 новых договоров лизинга
№ |
Лизинговая компания |
Количество договоров |
1 |
Europlan (Москва) |
21936 |
2 |
Каркаде Лизинг (Москва) 12090 |
12090 |
3 |
Элемент Лизинг (Москва) |
4334 |
4 |
ГК «Балтийский лизинг» (Санкт-Петербург) |
3822 |
5 |
Сбербанк Лизинг (Москва) |
3553 |
6 |
Фольксваген Груп Финанц (Москва) |
3171 |
7 |
ОЛК «РЕСО-Лизинг» (Москва) |
3061 |
8 |
Газтехлизинг (Москва) |
2967 |
9 |
СТОУН-XXI (Москва) |
2441 |
10 |
АРВАЛ (Москва) |
2039 |
Источник: Лизинг России – 2011. Результаты эмпирического исследования. (Виктор
Газман, профессор Высшей школы экономики)
Более 70% лизинговых компаний практиковали перепродажу изъятых объектов лизинга, в среднем возвращая до 76% их стоимости.
В 2011 году сохранилась положительная динамика роста рынка, из-за исчерпанности эффекта «низкой базы» темпы снизятся и не превысят 40% в год. Многие участники рынка придерживались определенной специализации при выборе объектов лизинга, стремясь занять свою нишу в виду усиливающейся конкуренции, в том числе со стороны компаний, располагающих государственным фондированием.
Структура российского рынка лизинговых услуг (по видам имущества) в соответствии с результатами проведенного обследования насчитывает три с половиной десятка сегментов рынка. Они различны по величине и по количеству действовавших на них операторов - лизингодателей. В таблице 3 приведена структура российского лизинга по видам имущества в 2011г.
Табл. 3. Структура российского лизинга в 2011 г.
№ |
Виды лизингового имущества |
Удельный вес сегмента рынка, % |
1 |
Автотранспортные средства для перевозки грузов |
9,5 |
2 |
Легковые автомобили |
6,7 |
3 |
Пассажирские микроавтобусы |
0,2 |
4 |
Автобусы |
1,2 |
5 |
Авторемонтное и автосервисное оборудование |
0,1 |
6 |
Средства связи и |
0,3 |
7 |
Компьютеры и оргтехника |
0,5 |
8 |
Мебель и офисное оборудование |
0,02 |
9 |
Геологоразведочная техника |
0,1 |
10 |
Нефтедобывающее и перерабатывающее оборудование |
1,3 |
11 |
Газодобывающее и |
0,7 |
12 |
Горнодобывающее оборудование |
1,9 |
13 |
Сельскохозяйственное оборудование и техника |
0,4 |
14 |
Железнодорожный подвижной и тяговый состав |
49,4 |
15 |
Строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах |
6 |
16 |
Дорожно-строительная техника |
2,2 |
17 |
Оборудование для производства и обработки стекла |
0,1 |
18 |
Машиностроительное и
металлообрабатывающее |
2,3 |
19 |
Металлургическое оборудование |
0,2 |
20 |
Энергетическое оборудование |
0,6 |
21 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,1 |
22 |
Суда (морские и речные) |
1,8 |
23 |
Авиатехника и авиаоборудование |
6,6 |
24 |
Здания и сооружения |
2,8 |
25 |
Другое имущество |
2,15 |
Источник: Лизинг России – 2011. Результаты эмпирического исследования. (Виктор Газман,
профессор Высшей школы экономики)
В 2011 году основная доля лизинговых сделок приходится на лизинг железнодорожного состава (49,4%). Лизинг автотранспорта грузовых перевозок достиг 9,5% всего объема сделок, легковых автомобилей – 6,7%, автобусов – 1,2%. Также выделяются по значительности лизинговые сделки со строительной техникой, горнодобывающим оборудованием, авиатехникой, морскими и речными судами, зданиями и сооружениями.
Лизинг автотранспорта.
Объём лизинга автотранспорта за 2011 год достиг 82,58 млрд руб. Рост показателя по компаниям, принявшим участие в исследовании, составил 167%. Всего в сравнении с результатами прошлого года сегмент вырос на 91,5%. При этом структура участников бизнеса стала более диверсифицированной: в 2010 году на тройку лидеров приходилось более 50% от всего объема заключенных сделок, в 2011 году они формировали не более 35% рынка.
Число контрактов росло чуть более медленными темпами. Всего было заключено 36,8 тысяч сделок. За счет увеличения доли бизнеса, приходящегося на более дорогие грузовой транспорт и автобусы, средняя стоимость сделки выросла до 2,24 млн руб. Сам рынок автотранспорта рос даже медленнее автобизнеса, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса он составил 30%, было реализовано 1,911 млн. легковых и коммерческих автомобилей. Наиболее оптимистично настроенные производители ожидали годом ранее продаж в пределах 1,5 млн автомобилей.
Лидером рынка автолизинга в 2011 году стала компания Europlan, профинансировавшая сделки на 15,916 млрд руб., большая часть которых пришлась на легковой транспорт. Быстрый рост в сегменте легкового автотранспорта продемонстрировали также «Каркаде», «Газтехлизинг» и «Фольксваген Груп Финанц». Вторым по объемам новых сделок с автотранспортом стала компания Газтехлизинг, большая часть сделок которой приходилась на грузовой транспорт. В целом заметно увеличение доли грузовых автомобилей в совокупном бизнесе: в истекшем году на него пришлось 46,7% от общего числа операций, годом ранее его доля незначительно превышала отметку в 30%.
Несмотря на принятые изменения в налоговом законодательстве, отменившие ускоренную амортизацию для 1-3 групп, лизинг легковых автомобилей увеличился вдвое до 35,03 млрд рублей. Сумма контрактов на покупку пассажирского автотранспорта также двукратно выросла и достигла 5,03 млрд рублей. Здесь лидирующие позиции принадлежат компании ярославской компании ЯрКампЛизинг, представителя ООО ЦТД «Русские автобусы», передавшей в лизинг автобусы и микроавтобусы на 1,88 млрд рублей.
Сегменты лизинга
Автотранспорт наиболее конкурентная область для лизинговой деятельности, и в 2011 году продолжились тенденции перехода компаний к политике специализации бизнеса на определенных сегментах.
В 2010 году топ-20 компаний, предлагающих в лизинг автомобили, в среднем формировали до 55% всего объема бизнеса за счет автотранспорта. В 2011 году этот же показатель для топ-20 вырос до 65%. При этом конкуренция со стороны компаний, в той или иной форме афилированных с государством, наблюдалась в основном в предоставлении услуг лизинга грузовых автомобилей и автобусов. Среди топ-10 компаний, возглавляющих рэнкинг по объему сделок с легковым транспортом, 6 являются независимыми, т.е. не принадлежат банку, государству и не являются дочерней структурой автопроизводителя.
Лизинг железнодорожного транспорта, авиатехники и судов.
Лизинг крупных объектов демонстрировал наиболее впечатляющие результаты деятельности в абсолютном выражении – 118,8 млрд руб1. относительный прирост составил 3%. Основной вклад в данный сегмент вносят компании в той или иной форме, связанные с государственным капиталом. «Сбербанк Лизинг» занял первые места в лизинге подвижного состава и авиатехники, «Ильюшин Финанс Ко., ОАО» занял вторую строчку в рэнкинге крупнейших ЛК, работающих с авиатехникой, афилированные с ОАО РЖД компании «ТрансКредитЛизинг» и «Трансфин-М» занимают почти половину от объема сделок с железнодорожным транспортом. Вместе с тем и среди частных компаний вырос интерес к лизингу дорогостоящих предметов, 24 компании из 64, принявших участие в анкетировании, работает в сегменте «big ticket». ГК «ЗЕСТ» вошла в тройку крупнейших.
Без учета данных «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Уралсиб Лизинг» лизингодателей авиатехники, заключив сделки на общую сумму 2,67 млрд руб. «Клиентская лизинговая компания» заняла 5-ую строчку рэнкинга крупнейших операторов лизинга подвижного состава передав в лизинг технику на 1,8 млрд.
Лизинг подвижного состава в 2011 увеличился в объемах на 165%. ТОП-3 крупнейших лизингодателей передал в лизинг 89% от совокупного объема бизнеса в данном сегменте.
Лизинг авиатранспорта сократился на 53%. Годом ранее «Ильюшин Финанс Ко.» заключил контракты на 63 млрд рублей, что равнялась 80% сектора. В 2011 году состав лизингодателей расширился, но настолько беспрецедентных по сумме контрактов не заключалось.
В 2011 году рейтинг лизингодателей авиатранспорта (ТОП-10) определился следующим образом:
Табл. 4. Рейтинг лизингодателей авиатранспорта в 2011 году
№ |
Лизингодатели |
Стоимость новых договоров, млрд. руб. |
1 |
ВЭБ-Лизинг (Москва) |
47,45 |
2 |
ВТБ-Лизинг совместно с ГЛК «ТрансКредитЛизинг» (Москва) |
15,76 |
3 |
Сбербанк Лизинг (Москва) |
4,34 |
4 |
Ильюшин финанс Ко (Воронеж) |
2,05 |
5 |
Газтехлизинг (Москва) |
1,6 |
6 |
ГТЛК (Москва) |
0,67 |
7 |
ТрансФин-М (Москва) |
0,41 |
8 |
ЮГРА-Лизинг (Ханты-Мансийск) |
0,12 |
9 |
Технолизинг Евразия (Москва) |
0,08 |
10 |
Технолизинг Евразия (Москва) |
0,08 |
Источник: Лизинг России – 2011. Результаты эмпирического исследования. (Виктор Газман,
профессор Высшей школы экономики)
Лизинг оборудования.
Объем сделок с оборудованием в 2011 году составил 86,855 млрд руб., что на 20% превышает прошлогодний показатель. При этом сама структура бизнеса стала более диверсифицированной как по составу участников, так и по уровню концентрации бизнеса.
Так в 2010 году 34% всех контрактов принадлежало компании «Росагролизинг», и соответственно 35% пришлось на сделки с сельскохозяйственной техникой и скотом. В 2011 году основным компонентом бизнеса стали операции со строительной и дорожно-строительной техникой, принесшие компаниям 30% стоимости новых контрактов.
Число заключенных контрактов выросло на 18%. При этом средняя стоимость договора уменьшилась с 8,5 млн руб. до 8,0 млн. руб.
Лизинг недвижимости.
Лизинг недвижимости в 2011 году рос быстрее всех остальных сегментов, относительный прирост составил 387%. Однако 70% бизнеса пришлось на единственную компанию – «Сбербанк Лизинг». В целом данный сегмент по-прежнему остается очень перспективным ввиду низкой конкуренции и значительных возможностей для роста. Однако и в 2011 году большинство проблем законодательного характера относительно закрепления прав владения и распоряжения недвижимым имуществом решено не было.