Асимметричность информации в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Каждый день мы сталкиваемся с множеством ситуаций, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Рынки с асимметричной информацией 6
1.1 Понятие, виды и последствия асимметрии информации 6
1.2 Рынок подержанных автомобилей 8
1.3 Рынок страхования 9
1.4 Рынок труда 10
2 Способы регулирования асимметрии информации 12
2.1 Рыночные сигналы 12
2.2 Аукционы 13
2.3 Регулирование асимметрии информации на примере рынка страхования 15
2.4 Устранима ли асимметрия информации? 16
3 Особенности асимметрии информации на рынке в Республике Беларусь 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Вложенные файлы: 1 файл

KURSACh_po_Makre.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической политики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Асимметричность информации в рыночной экономике

 

 

Студентка

ФМ, 2-й курс, ДКА-1                                                               А. В. Квачёнок

 

Руководитель                                                                           С. М. Кунявская

канд. экон. наук,

доцент 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 23 с., 4 источника.

АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, РЫНОК «ЛИМОНОВ», СТРАХОВАНИЕ, МОРАЛЬНЫЙ РИСК, РЫНОЧНЫЕ СИГНАЛЫ, АУКЦИОНЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Объект исследования – асимметричность информации в рыночной экономике.

Предмет исследования – особенности рынков с ассиметричной информацией.

Цель работы: выявить особенности рынков с ассиметричной информацией и определить способы регулирования асимметрии информации.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение.

Исследования и разработки: рассмотрены различные рынки с асимметричной информацией, изучены способы регулирования асимметрии информации и выявлены особенности асимметрии информации на рынке в Республике Беларусь.

Область возможного практического  применения: материалы и выводы работы могут использоваться в изучении дисциплины «Макроэкономика».

 

 

SUMMARY 

Course work: 23 p., 4 sources.

 

ASYMMETRIC INFORMATION, THE MARKET of ”LEMONS”, INSURANCE, MORAL HAZARD, MARKET SIGNALS, AUCTIONS, governmental regulation

 

The object of the research – the asymmetric information in the market economy.

The subject of the research – features of markets with asymmetric information.

The goal of the research: to identify the characteristics of markets with asymmetric information and to study methods of asymmetric information regulation.

The methods of doing research: analysis and synthesis, generalization.

The examinations and elaborations: different markets with asymmetric information were characterized, methods of regulating of information asymmetry were learnt and the features of markets with asymmetric information in the Republic of Belarus were identified.

The sphere of possible practical applications: datum and summaries of the work can be used in studying of the course "Macroeconomics".

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Рынки с асимметричной информацией 6

1.1 Понятие, виды и последствия асимметрии информации 6

1.2 Рынок подержанных автомобилей 8

1.3 Рынок страхования 9

1.4 Рынок труда 10

2 Способы регулирования асимметрии информации 12

2.1 Рыночные сигналы 12

2.2 Аукционы 13

2.3 Регулирование асимметрии информации на примере рынка страхования 15

2.4 Устранима ли асимметрия информации? 16

3 Особенности асимметрии информации на рынке в Республике Беларусь 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый день мы сталкиваемся с множеством ситуаций, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения и используют практически все способы для получения односторонних выгод, в том числе и нелегальные.

В настоящее время становится всё  более очевидным, что предпосылки  о полноте информации, которой  располагают субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Это  обусловлено развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства  и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации.

В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма широко. Не будет преувеличением сказать, что  все рынки характеризуются той  или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта степень  мала, в других - наоборот, значительна. Условия, в которых принимаются  экономические решения, чрезвычайно  редко соответствуют допущению  о полноте и симметричности распределения  информации. Напротив, общим правилом являются недостаток и недоступность  рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений. Другая проблема - это неравномерное распределение  имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьёзные  деформации в поведении продавцов  и покупателей. В этой связи возникает  необходимость анализа влияния  неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка, в процессе которого будет  дан ответ на следующие вопросы:

  • каковы причины и сущность асимметричности информации?
  • какие проблемы возникают в связи с неравномерностью распределения информации?
  • какое влияние оказывает асимметрия информации на функционирование рынка?
  • какие меры могут приниматься для снижения асимметрии информации?

 

 

      1 Рынки с асимметричной информацией

 

1.1 Понятие, виды и последствия  асимметрии информации

 

Наличие точной информации не гарантирует  успеха рынка, но значительно облегчает  его достижение, способствуя повышению  эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся ресурсов. Однако реальная действительность далека от этой идеальной картины. Мы сталкиваемся с асимметричностью информации каждый день, видя играющих в азартные игры людей, отправляясь за покупками  в магазины или на рынки, а также  предлагая свои услуги. Организаторы игрового бизнеса знают о его  тонкостях гораздо больше, чем  рядовые участники; продавцы товара осведомлены о его качестве лучше, чем покупатели; страхующиеся располагают  большей информацией об объектах страхования, чем страховые компании. Как потенциальные продавцы, так и потенциальные покупатели нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные цели своего поведения и способы для получения односторонних преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты информации.

В экономике асимметричная информация прослеживается в таких ситуациях, когда часть участников сделки владеет исчерпывающей и точной информацией, в то время как другие участники сделки не владеют ею.

Существует два типа асимметрии информации - скрытые характеристики и скрытые действия. Скрытые характеристики имеют место в том случае, когда  одна из сторон рыночной сделки располагает  более полной информацией, чем другая. Скрытые действия имеют место  в том случае, когда располагающий  более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать  действия, которые не могут наблюдаться  менее информированным участником. Для понимания сути поставленной проблемы следует учесть два обстоятельства.

Первое из них состоит в том, что скрытые характеристики являются следствием свойств самого объекта рыночной сделки. Существуют блага, качество которых может быть выявлено в момент покупки. Есть блага, качество которых можно выявить только в процессе потребления, то есть после покупки. Товары могут обладать скрытыми дефектами, которые обнаружатся только в процессе эксплуатации. Но существует и третий тип благ, качество которых невозможно выявить даже в процессе потребления. Типичными примерами таких благ могут послужить лекарственные препараты и косметические средства, для которых трудно установить степень соответствия их действительных свойств заявленным продавцом. Два последних типа благ сами по себе порождают асимметрию информации. То же можно сказать и об участниках рыночной сделки, в рамках которой намерения противостоящей стороны всегда являются скрытыми характеристиками.

Второе обстоятельство заключается  в том, что наличие асимметрии информации создает возможность  для злоупотребления ею, то есть для недобросовестного поведения. Если продавец знает, что качество продукта не может быть определено даже в  процессе его потребления, то почему бы ему не продать менее качественный продукт по завышенной цене? Причем для продавца такое поведение будет вполне рациональным. Аналогично застрахованный может предпринимать действия (умышленные или неумышленные), которые, оставаясь не наблюдаемыми для страховщика, повлияют на наступление страхового случая.

Формы, в которых проявляется  влияние асимметрии информации на рынок, многообразны.

В ряде случаев асимметрия информации может стать причиной формирования рыночной власти продавцов. Получение  информации связано для покупателя с дополнительными затратами. Когда  покупатели не осведомлены о величине затрат, связанных с поиском информации, и величине выгод от её получения, этим может воспользоваться продавец, устанавливая цену на продукт выше равновесной. Даже на рынке совершенной  конкуренции возникает ситуации, когда продавец может продавать  по ценам, превышающим предельные издержки производства. Типичный пример - более  высокие цены в местах, часто посещаемых туристами. Конечно, причиной тому - не только асимметрия информации. Но она  играет не последнюю роль, так как  часто достаточно зайти за угол, чтобы купить то же товар по существенно  более низкой цене. Но человек, не владеющий  достоверной информацией об уровне цен, не будет этого делать, так  как не знает, какую выгоду он при  этом получит. Местный житель, зная порядок цен, примет решение о  покупке, исходя из соизмерения дополнительных затрат и выгод. Отчасти это может служить объяснением того факта, что одни и те же товары продаются по разным ценам. Так асимметрия информации является фактором, снижающим эффективность ценовой конкуренции.

Асимметрия информации служит также источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт не путем реального изменения параметров продукта, а путем их имитации. Один и тот же продукт может продаваться в разных упаковках по разным ценам под разными названиями - в данном случае мы будем иметь типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации. В данной ситуации имеет место «неблагоприятный отбор», то есть ситуация, когда потребители приобретают товары, услуги или ресурсы плохого качества. [3]

От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто выступают  причиной недополучения прибыли, причем даже для фирм, которые располагают значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик-монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Однако категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и выступает причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне дает высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета. Скрытые характеристики представляют серьезную проблему для работодателей при найме рабочей силы. Если работодатель окажется не способным определять профессиональные качества работников, то это может стать причиной не только сокращения его прибыли, но и снижения эффективности функционирования рынка труда.

Сказанное выше является иллюстрацией того, что асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.

 

1.2 Рынок подержанных автомобилей

 

Роль асимметричной информации в определении качества продуктов установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. Эта работа доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен.

Известно, что нет отдельных рынков для  качественных и некачественных автомобилей. Существует общий рынок, на котором  продаются и хорошие автомобили, и «лимоны» (дефектные). Продавцы «лимонов» не скупятся на рекламу высокого качества своих автомобилей. Покупатель же не обладает полной и точной информацией об их качестве и, скорее всего, приобретет не лучший автомобиль. Как писал Джордж Акерлоф в своей работе «Рынок для чайников», покупать подержанный автомобиль – это то же самое, что покупать «кота в мешке», и прежде чем его приобрести, нужно выяснить – почему он продается.

Ослабить  асимметричную информацию, по мнению Акерлофа, можно посредством различных способов:

    • можно ознакомиться с документами по обслуживанию автомобиля;
    • получить консультацию опытного автомеханика относительно технического состояния автомобиля;
    • можно купить автомобиль через посредника с приличной репутацией.

В таких  случаях покупатель может иметь  сравнительно приблизительное знание о качестве подержанного автомобиля, что позволит сохранить рынок для хороших и для плохих автомобилей.[1, с.301]

 

1.3 Рынок страхования

 

Рассмотрим теперь ситуацию, когда  покупатель обладает полной информацией  о качестве товара или объекте  сделки.

Если рынок «лимонов» определён  выбором по степени вероятности  потерь среди продавцов, то деятельность страховых компаний определяется выбором  по степени вероятности потерь среди  покупателей.

Вначале рассмотрим пример со страхованием имущества. Пусть для простоты речь идёт о страховании квартиры. Компания, специализирующаяся на страховании, знает, что на каждые 100 квартир в среднем  приходится по 5 ограблений в год. Она  устанавливает годовой страховой  взнос в размере 5/100 стоимости  имущества квартиры.

Информация о работе Асимметричность информации в рыночной экономике