Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа
Каждый день мы сталкиваемся с множеством ситуаций, когда потребитель не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его эксплуатации. Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Рынки с асимметричной информацией 6
1.1 Понятие, виды и последствия асимметрии информации 6
1.2 Рынок подержанных автомобилей 8
1.3 Рынок страхования 9
1.4 Рынок труда 10
2 Способы регулирования асимметрии информации 12
2.1 Рыночные сигналы 12
2.2 Аукционы 13
2.3 Регулирование асимметрии информации на примере рынка страхования 15
2.4 Устранима ли асимметрия информации? 16
3 Особенности асимметрии информации на рынке в Республике Беларусь 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
2.3 Регулирование асимметрии информации на примере рынка страхования
Большое количество методов, призванных снизить негативный эффект асимметрии информации, лишь улучшает ситуацию, не меняет ее коренным образом. И даже с учетом этого, и при отсутствии противоположно направленных, положительно сказывающихся на прибыли, эффектов, страхование было бы убыточным делом. В действительности, как мы знаем, страхование существует и страховые компании не несут одни убытки, как было бы, если кроме асимметрии информации и связанных с нею эффектов ничего не действовало. Наряду с неравномерным распределением знаний, существует и такой фактор, как склонность человека к риску и отклонения от рационального поведения.
Сегодня страховые рынки представляют
собой институт с многомиллиардными
оборотами. Между тем функционирование
страховых рынков не является чем-то
само собой разумеющимся. Имеется
множество факторов, так или иначе
препятствующих их эффективной работе
и даже самому существованию. Суть проблемы
здесь заключается в следующем:
цена страховки должна быть такой, чтобы
уравновешивать интересы сторон, то есть
быть привлекательной и для
Во-первых, значение вероятности наступления страхового случая должно быть меньше единицы, так как в противном случае для страховщика сама операция по страхованию теряет смысл.
Во-вторых, должна быть известна величина
вероятности наступления
В-третьих, страхуемые риски должны быть несоотносимыми, то есть вероятность наступления страхового события в отношении одного лица не должна находиться в связи с другими лицами. Мы можем застраховаться от пожара, потому что возгорание в одном доме не затрагивает других лиц, застраховавших своё жилище от пожара. Но мы не можем застраховаться от инфляции, так как данное событие коснётся всех без исключения и страховщик окажется не в состоянии выполнить свои обязательства.
В-четвёртых, страхование должно характеризоваться
отсутствием «отрицательного
В-пятых, при страховании должен быть исключён «риск безответственности», то есть способности застрахованного влиять на наступление страхового случая. По крайней мере, такая возможность должна быть минимальной и проверяемой. Вероятность заболеть раком не зависит от самого человека, но вероятность забеременеть находится в прямой зависимости от самой женщины.
В случае невыполнения указанных условий страхование оказывается либо невозможным, либо, по меньшей мере, неэффективным. Это становится причиной существования нестрахуемых рисков. В свою очередь, нестрахуемые риски становятся препятствием для предоставления некоторых благ посредством рыночного механизма. [3]
2.4 Устранима ли асимметрия информации?
На заре рыночной экономики господствовал юридический принцип «caveat emptor» («пустъ остерегается покупатель», лат.). Это означает, что продавцы товара отвечали только за определенный круг его качественных характеристик. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический принцип вытеснен другим - «caveat venditor» («пусть остерегается продавец»). Новый принцип означает, что покупатель имеет право требовать компенсацию за физический и моральный урон, связанный с использованием купленного товара. Такая компенсация может быть обусловлена даже такими дефектами, о существовании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими в результате неправильного использования товара покупателем.
В 1992 г. в США против фирмы «МакДональдс» было возбуждено судебное дело. Пострадавшая требовала компенсацию в 1 млн. долл. за физический и моральный ущерб, возникший в связи с тем, что компания продала ей слишком горячий чай. Пострадавшая заказала горячий завтрак, чтобы съесть его по дороге, отправляясь на работу. Открыв стаканчик с чаем в машине, она пролила его, испортив платье и получив ожог. Более того, она чуть ли не попала из-за этого в автомобильную катастрофу. Потеря трудоспособности в период болезни (упущенная зарплата), затраты на лечение и, конечно, моральный ущерб она оценила в «скромную сумму» в 1 млн. долл. Данный процесс создал прецедент, заставивший ограничить претензии покупателей трехкратной суммой стоимости купленной вещи.
Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует (особенно если их использовать не по прямому назначению), к тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.
Защита прав потребителя должна
опираться на полную информацию о
качестве продаваемых товаров и
услуг. Однако можно ли получить такую
информацию и кто должен это сделать?
Важную роль здесь играют общества
потребителей, средства массовой информации
(газеты, радио, телевидение), законодательные
и исполнительные органы власти и, конечно,
сами фирмы, активно рекламирующие
свою продукцию. Информация не бесплатна.
Поэтому сразу возникает
Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше, информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граждан. Чем шире аудитория – тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными отклонениями, пропустив важные «куски информации».
С ростом качества товара растет и его цена, но именно она может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэтому важным критерием становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая или меньшая информационная асимметрия.
3 Особенности асимметрии информации на рынке в Республике Беларусь
Как пример рынка с асимметричной информацией, рассмотрим рынок страхования в Беларуси, характеризующийся следующими основными чертами. С одной стороны:
1) Наличием более 2-х десятков
страховых организаций
2) достаточно высокой степенью присутствия страховщиков через филиалы, представительства и сеть страховых агентов в регионах республики;
3) наличием нескольких брокерских компаний - профессиональных страховых консультантов, позволяющих своим клиентам заключать договора страхования на лучших условиях с последующим их сопровождением, включающем содействие в получении страховых выплат;
4) высоким уровнем профессиональной подготовки специалистов страховых организаций и страховых брокеров;
5) отсутствием «серых» страховых схем, достаточной открытостью и прозрачностью;
6) высокой подконтрольностью со стороны государства;
7) готовностью страховщиков к работе с большим объемом договоров и к предложению на рынке новых страховых продуктов и программ.
С другой стороны:
1) Своеобразной государственной
политикой в области
2) неустойчивостью страхового законодательства, слабо направленного на стимулирование развития страхования, на актуализацию самой идеи страхования и формирование так называемой страховой культуры общества;
3) низкой страховой культурой населения, руководства предприятий, недооценивающих возможности страхования, как механизма передачи своих рисков и убытков третьему лицу (страховщику), привыкших не оценивать последствия наступления возможных событий и готовых покрывать возникающие убытки за счет иных «традиционных» источников («собственный карман», прибыль предприятия, различные выплаты и пособия из госбюджета и т.п.);
4) дисбалансом государственной политики в отношении участников разных форм собственности, недостаточным использованием рыночных принципов и подходов;
5) преобладанием обязательных видов страхования, объем сборов по которым, несмотря на некоторое снижение, пока еще превышает 50,0% от общей суммы страховых взносов;
6) и как следствие низким уровнем распространения страховых услуг: основные показатели, такие как доля страховых взносов в ВВП и размер взносов на одного человека, остаются низкими и не соответствующими нынешнему уровню экономического развития страны.
Основой страхового законодательства
является принятый в 2006 году Указ Президента
№530 от 26.08.2006 года «О страховой деятельности»
и введенное им Положение о
страховой деятельности в Республике
Беларусь. Кроме этого существует
Республиканская программа
Правительство Беларуси крайне не удовлетворено развитием рынка добровольного страхования в стране. Об этом заявил начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Виктор Сержинский на пресс-конференции в Минске.
«И правительство, и Министерство финансов крайне не удовлетворены той картинкой, которую мы в настоящее время видим по развитию добровольного страхования жизни. Поэтому правительство принимает определенные меры по стимулированию развития рынка», - подчеркнул он. В. Сержинский сообщил, что в целях стимулирования развития рынка и повышения заинтересованности населения в добровольном страховании жизни и дополнительных пенсий, в проекте Особенной части Налогового кодекса предусмотрено увеличение с действующих 2-х до 4-х базовых величин в месяц вычета по подоходному налогу с физических лиц на уплату страховых взносов по данным видам страхования.
Вместе с тем В. Сержинский отметил, что темпы развития добровольных видов страхования выше темпов роста страховой отрасли в целом. [4]
Среди факторов, сдерживающих рынок
добровольного страхования в
Беларуси, эксперты отмечают высокий
уровень социальных гарантий, действующих
в Беларуси, а также слабую информированность
населения о предлагаемых услугах
в сфере добровольного
В настоящее время в Беларуси действует 24 страховые организации, в том числе 4 организации осуществляют страхование жизни и дополнительной пенсии.
Страховая компания «Купала» предложила заключить договор страхования на случай временной потери трудоспособности в результате болезни и несчастного случая, в том числе при заболевании гриппом. За счет компании предоставляется возможность пройти бесплатную вакцинацию от гриппа вакциной импортного производства. Договор страхования может быть также заключен юридическим лицом в пользу работников.
Данное специальное
Некоторые страховые компании составляют специальные анкеты с целью снизить асимметрию информации. Все вопросы данных анкет можно разделить на 4 группы:
1) Основная информация: пол, возраст, место жительства;
2) информация о состоянии здоровья: вопросы о текущих или перенесенных болезнях;
3) прямые вопросы о степени риска наступления смерти: род занятий, хобби, наличие операции, наличие инвалидности, учет в психоневрологическом диспансере и т.д.;
4) косвенные вопросы: количество выкуриваемых сигарет, употребление алкоголя и т.д.
Все эти вопросы призваны собрать
максимально возможную
Информация о работе Асимметричность информации в рыночной экономике