Ассортиментная политика и ее роль в коммерческой деятельности организации (на примере филиала Кооппром Березинского райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики промышленного предприятия на примере филиала Кооппром Березинского райпо.
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
- овладеть достаточными теоретическими знаниями в области ассортиментной политики;
- определить особенности формирования товарного ассортимента на промышленном предприятии;
- проанализировать ассортиментную политику филиала Кооппром Березинского райпо;
- внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач2.docx

— 92.40 Кб (Скачать файл)

     Дебиторская задолженность на 1.01.2011 года составила 126 млн р.,  а кредиторская задолженность 347 млн р.

     В 2010г. впервые на предприятии был  освоен новый вид деятельности –  заморозка ягод. Предприятие постоянно ищет новые варианты деятельности, которые способны принести большую прибыль. Огромную роль в этом играет ассортиментная политика предприятия и конкурентное положение предприятия на рынке. 
 

 

     

     2.2 Анализ ассортиментной политики  

     Так как производство хлебобулочной  и кондитерской продукции занимает наибольший удельный вес (58,5%) во всем объеме выпускаемой продукции, то анализ ассортиментной политики будем производить только по хлебозаводу, не учитывая производство мясной продукции.

     Основными свойствами ассортимента являются его широта, полнота, устойчивость и новизна. В соответствии с этими свойствами существуют и коэффициенты, их подсчитывающие.

     Широта  ассортимента – количество видов  и наименований товара однородных и  разнородных групп. Это свойство характеризуется:

  • действительной широтой, то есть фактическим количеством видов, имеющихся в наличии.
  • базовой широтой, то есть широтой, принятой за основу для сравнения.
  • коэффициентом широты, то есть отношением действительной широты к базовой широте.

       Ассортиментный перечень хлебозавода составляет 158 ассортиментных позиций (данные на 01.01.2011г.). Это значение и будет характеризовать базовую широту ассортимента. В результате полученных данных за апрель 2011 года, число производимых в это время ассортиментных позиций составляло 150. Это число будет характеризовать действительную широту ассортимента. Рассчитаем коэффициент широты: 

         

       Значение  данного коэффициента говорит нам  о том, что предприятие почти  всегда производит полный ассортимент  продукции. Об этом свидетельствует  высокое значение коэффициента. Это  значит, что существует высокая степень  потребления производимой продукции  и ее восприятие населением. Положительной  стороной является то, что совсем небольшая  часть имеющегося ассортимента не производится. Удалось выяснить, что большую часть непроизводимой продукции составляют сухарные изделия, спрос на которые в летнее время спадает.

       Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять  одинаковые потребности. Она характеризуется:

  • действительной полнотой – фактическим количеством видов товара однородной группы.
  • базовой полнотой – регламентируемым, планируемым количеством товаров.
  • коэффициентом полноты – отношением действительной полноты к базовой.

       На  предприятии производится большое  количество товаров, входящих в различные  ассортиментные группы. Например, такие как хлебные изделия, булочные, бараночные, сдобные изделия, торты, сухари, пирожные и т.д. Поэтому мы рассчитаем коэффициент полноты лишь нескольких наиболее известных ассортиментных групп. Для хлебных изделий он будет таким: 

     

     Всего в ассортиментном перечне хлебных  изделий указаны 22 ассортиментные позиции. Это базовая полнота. В апреле производство хлебных изделий полностью соответствовало количеству ассортиментных позиций, а, следовательно, действительная полнота соответствовала базовой. Данный коэффициент показывает 100%-ное соответствие производства установленному перечню. Очевидно, что спрос на данный вид продукции стабилен. Рассчитаем аналогичный показатель для сладостей: 

     

     Всего в ассортиментном перечне сладостей указано 16 ассортиментные позиции по данным за 2010 год. Это базовая полнота. Но в апреле месяце наблюдался выпуск только 14 позиций. Как мы можем заметить, производство сладостей идет практически по установленному ассортиментному перечню. Об этом свидетельствует высокое значение коэффициента.

     Следующее свойство ассортимента – устойчивость. Это способность набора товаров  удовлетворять спрос на одни и  те же товары. Устойчивость ассортимента характеризуется широтой товаров  устойчивого ассортимента, действительной широтой и коэффициентом устойчивости. Рассчитаем этот коэффициент в отношении  хлебобулочных товаров: 

       

     По  этому показателю можно сказать, что спрос производимой на предприятии  продукции на 82% является устойчивым. Вероятно, что причиной тому служат регулярные заявки торговых организаций  на поставку продукции хлебозавода, а, следовательно, и стабильный спрос на выпускаемую продукцию. Благодаря этому предприятие может быть относительно спокойным за свою деятельность. Так как именно устойчивый спрос порождает устойчивую прибыль

     В современных рыночных условиях очень  важное место занимают новые товары, которые могут принести новые  прибыли, образовать новые сегменты рынка, открыть новые возможности  для производителя. Поэтому каждое предприятие должно постоянно стремиться к разработке новых видов продукции  и запуску их в производство. Не исключение в этом смысле и исследуемое предприятие, которое пытается обновлять свой ассортимент.

     Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Она характеризуется:

  • широтой новых товаров;
  • действительной широтой;
  • коэффициентом новизны – то есть отношением широты новых товаров к действительной широте товаров.
 

     

     Данные  по введению новых ассортиментных позиций  в ассортиментный перечень были взяты  за январь-апрель 2011 года. Под действительной широтой мы взяли данные по внедрению новых изделий за последний 2010 год. Значение коэффициента говорит, вроде бы, о неплохой степени обновления ассортимента. По сравнению с прошлогодними показателями 45 новых наименований за январь-апрель – очень хороший результат.

     Подводя некоторый итог этому пункту работы, можно сказать, что в целом, ассортимент  хлебозавода является весьма широким, устойчивым, ассортиментные группы хорошо “наполнены” и предприятие пытается обновлять ассортимент новыми наименованиями.

     Все это – заслуга рабочего коллектива предприятия, управляющего ассортиментом. Поэтому будет небезынтересно проследить за процессом управления ассортиментом  на анализируемом предприятии.

       Как мы знаем, эффективное управление ассортиментом  позволяет увеличить прибыль  и приток денежных средств в сжатые сроки и без значительных инвестиций, поэтому этот момент очень важен  для белорусских предприятий, в  том числе, и для нашего предприятия. Чтобы определить оптимальный ассортимент продукции предприятия, оно рассматривает следующие вопросы:

       1.Что  предприятие выпускает? 2.Какие товары  выгодны и продаются лучше  всего? 3.Возможно ли расширить  рынок сбыта тех товаров, которые  приносят наибольшую выгоду предприятию?

       Хлебозавод выпускает широкий ассортимент хлебобулочных, кондитерских, сдобных изделий. Среди них наиболее выгодны качественные виды продукции, которые приносят наибольшую прибыль и привязанность потребителей к данной марке.

       Определив все виды деятельности предприятия, рассчитывается себестоимость продукции. Финансовый анализ предоставляет информацию о том, какая продукция наиболее выгодна предприятию. На данный момент такой продукцией являются заварные формовые сорта хлеба, себестоимость которых низка   и конкуренция по данным видам не высокая.

       Очень важен процесс сбора информации о потребителях. Поэтому отдел  сбыта предприятия занимается данной проблемой. Благодаря этому потребители  увидели диетические сорта хлеба. Но, к сожалению, изучение потребителей является не постоянным, а эпизодическим.

         Далее устанавливаются цены на  продукцию. Цены предприятие рассчитывает путем расчета плановой отпускной цены. Затем предприятие принимает решение относительно объемов реализации. Объем реализации продукции предприятие стремится повысить за счет снижения цены при эластичном спросе и продажи на новых рынках, но значительных успехов не наблюдается, так как увеличение объема продаж за счет снижения цены ощутимых результатов не приносит ввиду устоявшегося уровня спроса и потребностей населения, а освоение новых рынков пока является затруднительным ввиду жесточайшей конкуренции с предприятиями «Хлебпрома».

       Также предприятию очень важно иметь  свою сеть сбыта. Сеть сбыта - это структура, сформированная партнерами, с целью  предоставления товаров и услуг  в распоряжение индивидуальных и  промышленных потребителей. В нашем случае это сеть собственных магазинов.

       Узнав своих потребителей, необходимо довести  до них информацию о продукции, используя  самые различные каналы маркетинга: от пропаганды, нацеленной на формирование требуемого имиджа предприятия или  его продукции, до личных продаж, т.е. презентаций товара с целью его  продажи, организаций выставок-дегустаций, что позволяет «попробовать» товар. Реклама предприятия не очень активна. Для лучшего продвижения своей продукции применяется упаковка, увеличивающая сроки хранения.

       Для проведения любого анализа требуется  как можно более полная информация о рынке и потребителях. Исследование рынка и потребителей можно провести с помощью консультационных фирм и компаний, профессионально занимающихся сбором и анализом соответствующей  информации. Это, как правило, требует  значительных затрат, поэтому некоторые  виды исследования и анализа потребителей предприятие проводит самостоятельно, но и это предприятие делает редко.

       Далее рассматривая ассортиментную политику хлебозавода, следует сказать, что ассортимент постоянно обновляется. Подтверждение тому - 45 новых наименований, введенных в ассортиментный перечень за январь-май 2011 года. Новые виды создаются с учетом белорусских народных традиций производства хлеба. Прежде всего, это ржаные сорта с использованием солода, тмина, патоки, с нетрадиционной технологией производства, способствующей улучшению вкусовых качеств и сохранению свежести хлеба.

       Основными направлениями развития ассортимента булочных и кондитерских изделий  являются повышение пищевой и  биологической ценности, снижение калорийности, содержания сахара и жира, создание разнообразных форм, использование  местного нетрадиционного сырья. Это  достигается за счет использования  в рецептурах фруктовых наполнителей, молочных продуктов, ароматизированных  сиропов, изюма, мака.

       Увеличиваются объемы производства мелкоштучных изделий, пирогов, булок с начинками, расширяется  их ассортимент, повсеместно организован  выпуск караваев. Широк ассортимент  сухарных и бараночных изделий. Они  имеют длительные сроки хранения, удобны при транспортировке, незаменимы в дорожных условиях, экспедициях.

       В кондитерском производстве 90% выпускаемых  тортов начали изготавливать с применением  растительных сливок, которые позволяют  увеличить сроки годности и реализации. Это такие торты, как «Визит», «Красавица», «Смак» и другие.

       Внедрение новых технологий позволило освоить  выпуск продукции из слоеного теста. Это – слойка «Вестфальская», пирожное-слойка «Ушки», десерт «Тропический» и десерт «Трио».

       Как уже говорилось ранее, на предприятии  производится 158 ассортиментных позиций. Достигался такой объем долгие годы разными путями. В настоящее время  формирование ассортимента продукции, выпускаемой в то или иное время, проходит, в основном, через заявки торговых организаций. Организация  просит произвести и предоставить определенный набор продукции в определенном объеме в необходимое время, и  предприятие выполняет эту заявку. Каждый год предприятие планирует  произвести определенный объем продукции, что по планам предприятия должно принести прибыль. Посмотрим, как это  удается в действительности. 

     Таблица 2. Выполнение плана по производству продукции.

Показатель 2007   2008   2009   2010  
план факт план факт план факт план факт
Объем произведенной продукции, млн р. 2857,2 2705,5 3569,9 3463,3 4551,3 4370,2 4978 4763

Информация о работе Ассортиментная политика и ее роль в коммерческой деятельности организации (на примере филиала Кооппром Березинского райпо)