Бедность в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – уровень жизни населения в современной России.
Предмет исследования – бедность как социальный феномен.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение современного состояния бедности в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1. Понятие бедности. Комплекс показателей бедности
1.2. Концепции определения бедности
1.3. Понятие нищеты и ее причины
2. АНАЛИЗ БЕДНОСТИ В РОССИИ
2.1. Прожиточный минимум в России
2.2. Бедность как фактор снижения качества жизни населения в России
2.3. Специфика российской бедности
3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ В РОССИИ
3.1. Модель российского мониторинга бедности
3.2. Институциональное решение проблемы бедности в России
3.3. Пути преодоления бедности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Л.М. Хуснутдинова отмечает, что бедных в стране совсем не большинство. Прежде всего, по данным Росстата, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась до 15,6 млн. чел. в 2012 г. по сравнению с 25,4 млн. чел. в 2005 г. (см. табл. 1).

Таблица 1

Численность населения  с доходами ниже величины прожиточного минимума (2005-2012 гг.)

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Численность населения  с доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек

25,4

21,6

18,8

19,0

18,4

17,7

18,0

15,6

% от общей  численности населения

17,8

15,2

13,3

13,4

13,0

12,5

12,7

11,0


 

По мнению З.Ф. Бадертдиновой, категория «бедность» - многостороннее явление, рассматриваемое как система социально-экономических отношений, на формирование которой оказывают влияние местоположение и уровень развития страны, сложившиеся традиции, формальные и неформальные институты, личностные характеристики индивида. [6]

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы: экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли), социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости), демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье), социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий), образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка), политические (военные конфликты, вынужденная миграция), регионально- географические (неравномерное развитие регионов).

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что проблема бедности имеет универсальный характер, ведь в том или ином виде она свойственна любой экономической системе. При этом следует отметить, что острота этой проблемы в обществе сильно варьирует в зависимости от объема произведенного продукта и накопленного богатства, производственного потенциала, способов распределения материальных благ и дохода.

 

    1. . Специфика российской бедности

 

Проблема бедности чрезвычайно  сложна, многолика и многослойна, часто субъективна. Не так давно, на заседании Госсовета 17 июля 2012 года, президент Путин заявил, что в России 13% населения живут за чертой бедности (это примерно 18 млн. человек). «Да, количество людей, живущих за чертой бедности, сокращается, но уровень еще достаточно высок» – подчеркнул он. Хотя во времена мирового кризиса, на фоне зашкаливающей высокой безработицы в Евросоюзе может показаться, что ситуация не так уж и плоха – 13% населения.

Однако, согласно последним исследованиям  Института социологии РАН, бедняки  в России составляют 59%. В исследовании социологи разделили российское общество на 10 страт. Первые две страты – люди, находящиеся «за чертой» или «у черты» бедности. Их в России  16%. Третья и четвёртые страты – россияне, балансирующие на грани бедности и малообеспеченные – 43% населения. Эти четыре страты, представителей которых можно объединить одним словом «бедняки», и составляют 59% населения страны.

Следующие четыре страты – с пятой  по восьмую – это так называемые средние слои российского общества – включают 33% населения. Наконец, 9-я и 10-я страты – это «благополучные россияне» – их 6–8%.

Ученые института социологии РАН  взяли для определения страт  критерий среднемесячного дохода на члена семьи. Для категории «бедных» – это менее 5801 руб. на человека, для «малообеспеченных» – менее 7562 руб., для «средних слоев» – более 14 363 руб. в месяц. [16]

Между тем, по меркам западных стран, наши «средние» – это скорее бедные, а наши «благополучные» – на Западе как раз и принадлежали бы к  среднему и высшему среднему классу. То есть если не прятаться за терминологией, то к «неблагополучным» слоям можно отнести 92–94% россиян.

По мнению ряда специалистов, та черта  бедности, о которой говорит В.В.Путин, на самом деле является уровнем нищеты. А на уровне бедности живут не 13, а 80% населения.

Анализируя российскую бедность, признаем, что у нее есть своя специфика, причем, весьма и весьма опасная.

Прежде всего, она в  том, что немыслимо для развитых стран мира – в России наличествует так называемая работающая бедность. В Западной Европе к бедным относят социально не адаптированных граждан – безработных, мигрантов, наркоманов, алкоголиков. Человек же, имеющий легальный заработок, не может попасть в страту ниже, чем «малообеспеченные». Однако то, что невозможно в Европе, в полном объеме существует у нас.

Еще одна особенность  российских бедняков – большое число  людей с высшим и неоконченным высшим образованием – 27%. Т.е. налицо существование  бедняков вследствие незанятости – государство отказалось использовать собственные образованные, профессиональные трудовые ресурсы.

И еще одна характерная  российская черта – так называемая застойная бедность в депрессивных регионах. Наивысшая концентрация нищеты среди молодежи – в рабочих поселках: там 25% людей младше 30 лет находятся за гранью и на грани бедности. Наибольшая концентрация бедности – среди рабочих (63%).

Когда человек находится  в безысходной бедности, у него, как правило, возникает привычка к новому состоянию как к норме: люди свыкаются с бедностью. Социальные психологи утверждают, что трехлетнее пребывание человека в бедности меняет его жизненные приоритеты: главным для него становится стремление экономить, оно оттесняет поиски заработка на второй план. А через семь лет человек окончательно погружается в заботы об экономии, слабо реагирует на предложение заработать, теряя стремление изменить свою ситуацию, свою жизнь.

В социальных группах, находящихся  в состоянии застойной бедности, развивается системная фрустрация: апатия, подавленность, неверие в свои силы, отказ от надежды на лучшее будущее, нежелание предпринимать практические действия для улучшения ситуации. Такие люди очень удобны власти и олигархии, поскольку не требуют больших затрат на их жизнеобеспечение и, конечно же, не опасны – они не будут протестовать.

Исследователи отмечают следующие особенности  российской бедности:

    • примерно треть населения имеет ресурсы ниже прожиточного минимума, т.е. являются бедными в соответствии с российскими стандартами
    • до 10 % населения не могут позволить себе в достаточном количестве покупку дешевых продуктов питания, что характеризует крайнюю бедность
    • анализ профиля бедности позволяет сделать вывод – полоска бедных это семьи работающих бедных. [11]

Официальный подход к определению бедности в РФ базируется на концепции абсолютной бедности – к бедным относят домохозяйства и граждан с доходами ниже стоимости прожиточного минимума; данные о распространения бедности среди населения РФ отражены в ряде международных в российских материалов, публикаций, сообщений СМИ.

Эксперты ООН  выявили следующие проблемные для  страны вопросы: бедность, здоровье населения, рынки труда, охрана окружающей среды, стагнация сельского хозяйства  Показано, что масштабы распространения  бедности резко выросли в период перехода к рыночной экономике, который обусловил две основные причины этого социального явления – резкий экономический спад и сильную дифференциация доходов. К наиболее уязвимым группам населения отнесены дети в возрасте 7 – 15 лет и женщины. Признана способность 55 % бедных, покидать эту категорию самостоятельно в течение года. Из этого делается вывод о том, что долговременные программы преодоления бедности должны быть направлены в первую очередь на длительно бедных. Рекомендуется также более качественно и своевременно отслеживать динамику бедности и разработать систему ее мониторинга на региональном и местном уровнях.

В документе  ООН, прямо касающегося России, представленные выше стратегии соотносятся с  перспективами развития страны, в том числе в сфере преодоления бедности. Отмечено, что для снижения уровня бедности может потребоваться несколько лет энергичного экономического роста с акцентом на интересы бедного населения; необходимо создание комплексной системы программ социального обеспечения и страхования малоимущих слоев населения. Таким программам в настоящее время не хватает адресности. С этим утверждением согласны и российские эксперты – адресная помощь бедным, имеющая потребительский характер, эффективна для самых уязвимых слоев (10-15 % населения), для остальных групп бедного населения необходима не политика помощи, а стратегия преодоления бедности, как элемент экономической политики.   Подчеркивается необходимость гибкого учета региональной специфики бедных слоев в силу высокой степени дифференциальности материального положения населения страны, усиления роли муниципальных бюджетов, использование локального минимума для социальной помощи.

В современных  условиях, когда Россия переживает посткризисный финансово-экономический период не надо забывать решать такую сложнейшую проблему человеческой цивилизации как проблему бедности. Поэтому для познания феноменов бедности необходимы мониторинг, научные исследования, информирование общественности, изучение параметров бедности специалистами различных направлений социальной сферы. После этого необходимо принять соответствующие законы и правительственные программы на перспективу, которые позволят в большей мере решить проблему бедности в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути преодоления бедности в россии

3.1.  Модель российского мониторинга бедности

 

Результаты  исследования свидетельствуют о  том, что невозможно сконструировать  единую линию бедности для целей  текущего мониторинга, прогноза показателей уровня и качества жизни, регулирования социальных программ и международных сопоставлений. Кроме того, экономический рост и кризисы, социальные, политические и культурные трансформации, с одной стороны, успешно преодолевают определенные формы проявления бедности, с другой стороны — создают новые. В этой связи большинство стран пошли по пути разработки нескольких линий бедности, базирующихся на разных методических основаниях, но являющихся непротиворечивыми и состоятельными для решения определенного круга задач.

 Это означает, что для различных вопросов мониторингового, прогностического, аналитического, управленческого и политического характера могут использоваться различные линии бедности. Например, в Великобритании относительная монетарная черта бедности используется для целей мониторинга; ненормативная абсолютная — для целей сокращения бедности; многокритериальная, базирующаяся на монетарном относительном и депривационном подходах, — для ликвидации детской бедности и, наконец, множественный индекс депривации разрабатывается для идентификации наиболее депрессивных территорий. Однако методологию построения линии бедности, используемую для целей мониторинга, целесообразно не изменять на протяжении длительного промежутка времени, что позволит выделить чистый эффект динамики уровня бедности за счет фактора социально-экономического развития.

Важной частью мониторинга бедности также должна стать исследовательская компонента, предполагающая регулярные обследования для анализа немонетарной относительной  бедности на основе индексов лишений, монетарной и немонетарной субъективной бедности. Второй важной исследовательской компонентой должны стать разработки в области измерения достигнутого уровня благосостояния и качества жизни. Такие обследования целесообразно проводить раз в три года. Обозначенный круг задач эффективно решается, когда национальный мониторинг бедности состоит из постоянной и переменной частей и исследовательские компоненты составляют его переменную часть.

Для целей макроэкономического  мониторинга бедности предлагается использовать монетарные абсолютную и относительную и немонетарную субъективную линии бедности с последующей перспективой отказа от абсолютной черты бедности. Для регулирования адресных программ поддержки бедного населения целесообразно использовать абсолютную нормативно-статистическую линию бедности, ориентированную на цены покупки товаров и услуг, и соотношение продуктовой и непродуктовой частей прожиточного минимума во второй децильной группе распределения населения по доходам.

Необходим переход  на эквивалентные доходы, и при анализе бедности целесообразно использовать национальную шкалу приведения доходов к сопоставимому виду, учитывающую только эффект экономии на питании. В тех случаях, когда решаемая задача требует сопоставимости доходов домохозяйств, близких к среднему уровню, рекомендуется использовать ≪оксфордскую≫ шкалу.

Характеристики  текущего благосостояния в монетарном выражении необходимо рассчитывать на основе данных о доходах, расходах и располагаемых ресурсах. Основными немонетарными критериями являются индексы благосостояния, выраженные в виде непрерывных и шкалированных величин.

Оптимизация аналитических, организационных и финансовых возможностей может быть достигнута за счет модульного принципа организации обследований домашних хозяйств. Принцип модульности в данном случае реализуется в трех направлениях. Первое — это создание возможности объединения результатов обследований на основе группировки по ключевым характеристикам домохозяйства. Обзор аналитических потребностей и существующих источников данных о бедности свидетельствует о том, что в дополнение к действующему обследованию бюджетов домохозяйств (ОБДХ), ежеквартально проводимому Росстатом, необходимы еще три регулярных выборочных обследования домохозяйств, содержащих информацию по следующим направлениям: (1) условия и образ жизни населения; (2) доходы и располагаемые ресурсы российских домохозяйств; (3) качество и доступность социальных услуг. Второе направление — выделение постоянной и переменной частей в программе каждого из обследований. И третье — это возможность сбора информации по разным программам от одного и того же источника на протяжении трех лет. [10]

Информация о работе Бедность в РФ