Безработица: сущность, развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
проанализировать это явление в России;
рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы занятости населения и безработицы
1.1 Сущность, основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Формы безработицы и её уровень
1.3 Положительные и отрицательные стороны безработицы
Глава II. Социально-экономические последствия и методы сокращения безработицы
2.2 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Методы сокращения безработицы
Глава III. Безработица в современной России
3.1 Причины возникновения безработицы в России
3.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица,сущность,развитие в РФ - копия.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

6) Наибольшая численность безработных  приходится на возрастной интервал  от 20 до 24 лет: 1,1 млн. чел. или 20,2% от общей численности безработных.  Этот период в жизни человека  может характеризоваться окончанием  учебы и началом трудовой деятельности. В международной практике нашло широкое распространение отнесение к молодежи лиц до 24 лет. В Российской Федерации максимальный возраст отнесения к группе «молодежь» составляет 29 лет. Всего в возрасте до 29 лет доля безработных составила 41,6% в общей численности безработных.

7) Выявлены достаточно существенные  различия уровня безработицы  в регионах Российской Федерации.  Наиболее остро проблема безработицы  состоит в Южном Федеральном  округе (средний уровень безработицы  составляет 10,2%), а особенно в Ингушетии и Чеченской республике, где уровень безработицы составил соответственно 55% и 35,5%.

В Центральном, Северо-Западном и Уральском  Федеральных округах средний  уровень безработицы минимальный (3,6%, 5,2% и 5,5% соответственно) и не превышает  средний уровень по Российской Федерации, составляющий 6,3%.17 В Приволжском Федеральном округе уровень безработицы равен среднему по Российской Федерации и составил 6,3%.

Во всех регионах Российской Федерации  происходило снижение численности  безработных за период с 2000 по 2008 гг. Наибольшее снижение произошло в Центральном Федеральном округе: в среднем ежегодно численность безработных в данном округе снижалась на 8,7%. Южный Федеральный округ, характеризующийся самым высоким уровнем безработицы, также характеризуется и наименьшим ее снижением: в среднем ежегодно она снижалась на 3,5%.

В середине 2008 г. самый высокий уровень  безработицы был зарегистрирован  в Ингушетии (23,2 %), а самый низкий в Москве (1,4%)18.

Можно сказать,  что вариация уровней  безработицы в республиках, краях и областях Российской Федерации на 27,5% была обусловлена региональными различиями.

Аналогичная картина наблюдалась  и по напряженности на рынке труда. Самая высокая напряженность  в середине 2008 г. отмечалась в Ингушетии (335 человек на одно вакантное место), а самая низкая в Москве, где на двух безработных приходилось три вакантных рабочих места19.

Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2008 г. наблюдалось также в Ингушетии - 2,5 раза. При этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея.

Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. практически в два раза больше средне российского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 2004 г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 12 раз меньше чем в среднем по России)20.

В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень  высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 12% - максимальный показатель по России).

Вторая группа - регионы с высоким  уровнем безработицы и большой  напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы  роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

Третья группа - уровень безработицы  и напряженность на рынке труда  ниже среднероссийских, но темпы роста  уровня безработицы выше среднероссийских. По остроте безработицы эта группа средняя. Сюда относятся Костромская, Липецкая, Тверская и Тюменская области.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). В группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, Белоруссии, Закавказья.21

Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются  в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие –  на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.

8) Согласно обследованиям  Госкомстата РФ, уровень безработицы заметно различается в зависимости от образования.22 В большей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее и среднее специальное образование. Также высок уровень безработицы среди лиц с незаконченным высшим, неполным средним и общим  образованием.

9) Важен также вопрос сельской  безработицы в России. Современная  ситуация показывает, что начиная  с 1998 г. уровень безработицы  среди сельского населения превышает  аналогичный показатель для городского  населения. Очень высока также  напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах. Повышенной сельской безработицей отличаются также депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошлом маятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская, Владимирская и др. области).23

Сегодняшняя информация о масштабах  безработицы, предоставляемая Госкомстатом, не является достоверной, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 3 раза. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.

За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы.

За последние годы подготовка квалифицированной  рабочей силы практически прекратилась: в 1998 году из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены непосредственно на производстве24. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться, несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократился с 25,1 млн. человек в 1995 году до 21,4 млн. человек в 2008 году (с 23,7% до 15,4%)25. Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию. Снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40%26 и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшее время произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2010 году на 5,8% по среднему варианту прогноза или на 10% по пессимистическому27.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня  программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

 

3.2 Возможные пути решения  проблем безработицы в России

 

Как показал анализ ситуации в сфере  занятости России, безработица приобрела  вид крупного макроэкономического  явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.

В мире накоплен большой теоретический  и практический опыт по регулированию  занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

Государственная политика любой страны в области занятости решает два  основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал – лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Современная политика российского  государства в области занятости  осуществляется по следующим направлениям:

  1. Развитие трудовых ресурсов;
  2. Обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор профессии независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;
  3. Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона;
  4. Обеспечение социальной защиты в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;
  5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
  6. Предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
  7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;
  8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;
  9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.28

Российское государство гарантирует  своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В  целях регулирования занятости  государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.

Механизм регулирования занятости  населения реализуется через  государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

Информация о работе Безработица: сущность, развитие в России